Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. N 12544/11 Оставляя в силе решение суда первой инстанции с отменой последующих судебных решений, суд исходил из обоснованности заявленных требований ввиду доказанности факта просрочки доставки груза по железнодорожным накладным

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Компания потребовала взыскать с ж/д пени за просрочку в доставке груза в цистернах.

Суды двух инстанций сочли требование обоснованным лишь в части суммы.

Президиум ВАС РФ полностью согласился с позицией истца и пояснил следующее.

Спорный груз доставлялся из Финляндии в Россию. Задержка произошла по причинам, зависящим не от грузополучателя или владельца ж/д пути, а из-за таможенного оформления.

Суды двух инстанций для того, чтобы установить, на чьей территории была допущена просрочка в перевозках, разделили путь следования груза на участки (до границы и после).

Между тем нужно было учитывать положения Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом ж/д сообщении.

Исходя из них, срок доставки исчисляется отдельно только тогда, когда отправитель распорядился о перевозке груза с разной скоростью (в ж/д накладной).

В рассматриваемом деле подобного указания не было.

С учетом положений законодательства при задержке груза из-за таможенных процедур перевозчик обязан составить акт общей формы.

При задержке груза таможней в пути следования более чем на сутки делается соответствующая отметка на обратной стороне дорожной ведомости.

При определении суммы неустойки нижестоящие суды учли размер провозной платы только по российской территории.

Однако если срок доставки рассчитывается на весь путь следования, то и плату нужно указывать за это же расстояние.

Если же неустойку рассчитывать только исходя из провозной платы по той дороге, которая допустила просрочку, то и расстояние нужно брать только по ней.

Срок доставки считается соблюденным на российских ж/д, если до его истечения на станции назначения товар выгружен или вагон подан под выгрузку.

Таким образом, прибытие вагонов на станцию назначения еще не означает, что путь следования закончился. Он продолжается до тех пор, пока вагоны не будут поданы под выгрузку (погрузку) на подъездной путь.

Кроме того, нужно было учесть, что памятка приемосдатчика позволяет определить время нахождения вагонов на ж/д пути необщего пользования, а не удостоверить сроки таможенного оформления.

 

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. N 12544/11

 

Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 6

 

Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 06.04.2012

 

Номер дела в первой инстанции: А56-48145/2010

 

Истец: ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово"

Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"

 

Хронология рассмотрения дела:

 

14.02.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 12544/11

 

21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12544/11

 

06.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12544/11

 

12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12544/11

 

30.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3094/11

 

28.02.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-188/2011

 

18.11.2010 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48145/10