Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 апреля 2012 г. N 03-03-06/1/182
Вопрос: ОАО осуществляет хозяйственную деятельность на территории иностранных государств посредством зарегистрированных в установленном порядке филиалов и представительств. Для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, ОАО осуществляет затраты на уплату за пределами РФ сумм налогов и сборов, которые подлежат обязательной уплате по законодательству иностранных государств.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрены налоги и сборы, начисленные только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, однако перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.
При этом уплата иностранных налогов и сборов не является добровольным действием ОАО, а является необходимым условием осуществления деятельности ОАО в соответствующем иностранном государстве и реализации контрактов с иностранными партнерами. Следовательно, расходы по уплате иностранных налогов и сборов являются экономически обоснованными и направленными на получение доходов.
Таким образом, считаем, что если НК РФ и международные соглашения Российской Федерации не предусматривают устранение двойного налогообложения посредством зачета налогов и сборов, уплаченных в бюджет иностранного государства, в счет уплаты аналогичных российских налогов, то затраты по уплате таких иностранных налогов и сборов могут учитываться при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В связи с вышеизложенным прошу поддержать позицию ОАО в отношении учета при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходов по уплате налогов и сборов на территории иностранных государств.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в составе расходов в целях налогообложения прибыли сумм налогов, уплаченных российской организацией на территории иностранного государства, и сообщает следующее.
В соответствии с положениями статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций, установленному главой 25 Кодекса) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
При этом налогоплательщик - российская организация, осуществляющая деятельность в иностранном государстве, имеет право учесть понесенные за рубежом расходы, включая суммы налогов, уплаченных по законодательству иностранного государства, при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в данном иностранном государстве.
Кроме того, в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, имеется положение, разрешающее вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами (т.е. в том числе и в России).
Как следует из вышеизложенного, налогоплательщик - российская организация при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в иностранном государстве, имеет возможность полностью учесть расходы, связанные с деятельностью постоянного представительства, понесенные как в данном иностранном государстве (включая уплаченные там налоги), так и соответствующие расходы, понесенные в России.
Статьей 311 Кодекса установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных главой 25 Кодекса.
Начисленные суммы налогов и сборов, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса, учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется прямое указание в названной статье 264 Кодекса.
Таким образом, при расчете налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, разрешается, соответственно, учет расходов, произведенных за ее пределами, однако в качестве расходов признаются только те налоги, которые уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что касается возможности отнесения к расходам "иностранных" налогов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет специальное нормативное регулирование в статье 264 Кодекса и, соответственно, не регулируется подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Подобный подход направлен на избежание повторного учета некоторых видов расходов, в том числе налогов, уплаченных за рубежом.
При рассмотрении вопросов устранения двойного налогообложения доходов, инструментами которого являются метод вычета "иностранных" расходов (включая уплаченные налоги), метод зачета "иностранных" налогов либо метод освобождения "иностранных" доходов от налогообложения в стране резидентства, следует иметь в виду, что применение конкретного из данных методов возможно только при наличии прямого указания в специальных положениях Кодекса.
Так, например, расход российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в иностранном государстве, учитывается методом зачета в уменьшение налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, на основании специальных положений статьи 311 Кодекса.
Зачет налога на имущество, уплаченного российской организацией в иностранном государстве, в уменьшение налога на имущество организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, производится на основании специальных положений статьи 386.1 Кодекса.
Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг на территории иностранного государства.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.