Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 апреля 2012 г. N 03-07-13/01-17
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке железнодорожным транспортом товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан, оказываемых филиалом казахстанской организации, состоящим на учете в российском налоговом органе, и сообщает.
Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по перевозке (транспортировке) товаров железнодорожным транспортом из Российской Федерации в Республику Казахстан, выполняемых (оказываемых) российскими налогоплательщиками, в том числе филиалом казахстанской организации, состоящим на учете в российском налоговом органе, регламентируется нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года (далее - Протокол) и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
Подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса определено, что местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются (работы выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации, либо иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории Российской Федерации.
Поскольку услуги по перевозке товаров между пунктом отправления, расположенным на территории Российской Федерации, и пунктом назначения, расположенным на территории иностранного государства, оказываемые иностранными организациями, в том числе имеющими филиалы, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации, к услугам, перечисленным в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, не относятся, то местом реализации услуг по перевозке железнодорожным транспортом товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан, оказываемых филиалом казахстанской организации, состоящим на учете в российском налоговом органе, территория Российской Федерации не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
На основании положений статей 2 и 3 Протокола, применяемого в отношении договорных обязательств между налогоплательщиками разных государств-членов Таможенного союза, взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве-члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. При этом местом реализации услуг по перевозке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства-члена Таможенного союза, признается территория этого государства. В связи с этим местом реализации услуг по перевозке товаров железнодорожным транспортом на основании договоров с налогоплательщиками Республики Казахстан или Республики Беларусь с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан, оказываемых филиалом казахстанской организации, состоящим на учете в налоговом органе Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с Кодексом.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса в отношении услуг по международной перевозке товаров, в том числе железнодорожным транспортом, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. При этом для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.
Таким образом, услуги по перевозке товаров железнодорожным транспортом от пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации до пункта назначения, расположенного на территории Республики Казахстан, оказываемые филиалом казахстанской организации, состоящим на учете в российском налоговом органе, на основании договора между указанным филиалом и налогоплательщиком Республики Казахстан или Республики Беларусь, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.