Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 апреля 2012 г. N 03-01-18/3-46
Вопрос: С 01.01.2012 года вступают в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 18.07.2011 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ).
Согласно нормам данной статьи в целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (пункт 1 статьи 105.14 НК РФ).
Вместе с тем контролируемыми признаются не только сделки между взаимозависимыми лицами, но и сделки между лицами, приравненными к взаимозависимым.
В то время как для всех случаев признания сделок контролируемыми установлен ценовой порог сумм доходов (сумм цен сделок) за соответствующий календарный год (пункты 2, 3 и 7 статьи 105.14 НК РФ), статья 105.14 НК РФ для сделок с посредниками не устанавливает какого-либо ценового порога.
Также вышеуказанная норма предусматривает, что совокупность сделок, совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок.
Однако данная норма вносит неясность, а именно: какую совокупность сделок следует учитывать, при условии, что налогоплательщик не участвует в последующей реализации товаров (работ, услуг).
Так, если для признания лиц взаимозависимыми принимается во внимание совокупность сделок с посредниками, а также первоначальный продавец и конечный покупатель, то, учитывая нормы Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), продавец не вступает в правоотношения с конечным покупателем товаров (работ, услуг), в силу чего может и не знать о его существовании. Следовательно, налогоплательщику учесть последующие сделки будет невозможно.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1005 ГК РФ в рамках агентского договора по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Следовательно, при последующей реализации первоначальный продавец товаров (работ, услуг) утрачивает какую-либо связь с последующими лицами, выполняющими посреднические функции, и зачастую не знает и не может знать о существовании конечного покупателя в определенной совокупности сделок.
В связи с вышеизложенным просим дать разъяснения по следующим вопросам о применении норм законодательства о налогах и сборах:
1. Существует ли порог суммы доходов по совокупности сделок, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, совершенных за соответствующий календарный год с целью признания таких сделок контролируемыми, или же в таких случаях любые сделки без учета третьих лиц, выполняющих посреднические функции, будут признаваться контролируемыми независимо от суммы доходов по таким сделкам за календарный год?
2. Согласно нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ учитывается ли вся совокупность сделок с лицами, выполняющими посреднические функции вплоть до конечного покупателя, при условии, что налогоплательщик не участвует в последующей реализации товаров (работ, услуг), в силу чего может и не знать о его существовании, или же принимаются во внимание только те сделки с посредниками, которые налогоплательщик самостоятельно может учесть в процессе своей деятельности?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Согласно статье 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса определены условия, при которых совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, для целей признания таких сделок контролируемыми приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами.
При этом ограничения к величине суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми Кодексом не предусмотрены.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.