См. ответ, приведенный в письме Росфинмониторинга от 27 июня 2012 г. N 01-01-36/1971
В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) клиентом является физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Абзац тринадцатый статьи 3 Закона N 115-ФЗ обязывает идентифицировать клиентов, их представителей и выгодоприобретателей.
На основании пункта 1.3 Положения "О требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", утвержденного Приказом ФСФМ России от 17.02.2011 N 59 (далее - Приказ N 59), организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок, так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений".
Согласно пункту 2.1 Приказа N 59 идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;
проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ;
определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу (проводится в отношении физических лиц);
выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
Принимая во внимание вышеизложенное, Ассоциация российских банков просит Вас разъяснить, кого обязана идентифицировать организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом (к примеру - в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность):
1. клиента, которому организация оказывает услуги;
2. клиента, которому организация оказывает услуги, а также клиента, с которым заключаются сделки (но если он является клиентом, то это значит, что он уже идентифицирован, независимо от того, заключаются с ним сделки или нет);
3. клиента, которому организация оказывает услуги, а также лиц, с которыми заключаются сделки на рынке ценных бумаг (ММВБ, РТС, внебиржевые) и которые не находятся на обслуживании в организации, то есть контрагентов.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 9 апреля 2012 г. N А-01/5-244 "Об обязанности организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать клиентов"
Текст письма официально опубликован не был