Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 14 апреля 1997 г. N 1-ГП-49-97
"О результатах проверки соблюдения законодательства о ветеранах"
В связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления от 27.12.96 N 1002-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, Председателю Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдину, Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.И. Скуратову о неисполнении Федерального закона "О ветеранах" Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства о ветеранах во всех субъектах Российской Федерации.
Результаты проверки показывают, что, несмотря на отсутствие достаточного бюджетного финансирования для реализации в полном объеме предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" льгот, проводится значительная работа по социальной защите ветеранов, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств, использования помощи благотворительных организаций, средств предприятий.
Вместе с тем основное бремя расходов падает на бюджеты субъектов Российской Федерации, городов и районов, которые способны обеспечить только около 20% финансирования предоставленных льгот. В результате этого позитивных изменений к надлежащему исполнению данного законодательства не произошло.
В условиях сложного финансово-экономического положения продолжают иметь место случаи отвлечения бюджетных денежных средств, предназначенных для обеспечения льгот и оказания помощи ветеранам, на другие цели, их разбазаривания и присвоения должностными лицами. Уголовные дела по таким фактам возбуждены в Республике Алтай, в Агинском Бурятском автономном округе, в Астраханской, Воронежской и Свердловской областях.
Серьезную озабоченность вызывает состояние обеспечения жилой площадью инвалидов, участников Великой Отечественной войны и других ветеранов.
В большинстве регионов Российской Федерации (Республики: Дагестан, Калмыкия, Коми, Карелия; Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края; Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Свердловская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская области) сформировались большие очереди ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В Алтайском крае на начало 1997 г. численность участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составила 2449 человек, инвалидов войны - 1352, в Республике Дагестан - 2500, в Калининградской области - 2336, во Владимирской области - 2005.
Положение с обеспечением жильем усугубляется и тем, что в настоящее время государственное строительство жилья ведется крайне низкими темпами, что в конечном итоге негативно влияет на сокращение очередности указанной категории лиц. В результате нуждающиеся практически лишены возможности получить муниципальное жилье. В администрации Ленинского района г. Воронежа состоят на учете участники Великой Отечественной войны - с 1975 г., инвалиды войны и семьи погибших воинов с 1985 г.
Во многом сложившееся положение является следствием неправомерных действий должностных лиц, ответственных за распределение свободной жилой площади. Волевыми актами отдельных глав районных и городских администраций квартиры, предназначенные для заселения ветеранов, незаконно признавались служебными, общежитиями, сдавались в аренду коммерческим структурам. В нарушение требований жилищного законодательства пригодные для проживания жилые помещения переводились в категорию нежилых. Повсеместно вскрыты факты предоставления жилья вне очереди и выделения безвозмездных субсидий на его строительство или покупку. Только по указанным фактам прокуратурой Воронежской области опротестовано 5 незаконных правовых актов, предъявлено 21 исковое заявление в суд о признании незаконно выданных ордеров недействительными.
Напряженная обстановка сложилась также с обеспечением инвалидов и участников Великой Отечественной войны транспортом и техническими средствами передвижения. При увеличении нуждающихся из-за ограниченности выделяемых ассигнований резко уменьшилось количество приобретаемых транспортных средств. Много проблем имеется и с заменой спецтранспорта инвалидам. Так, в Алтайском крае для обеспечения только инвалидов войны транспортными средствами требуется 57 млрд. руб., а за 2 года выделено всего 7,4 млрд. руб. В Республике Карелия за 1996 г. на приобретение автомобилей денежные средства не выделялись вообще, в то время как в очереди стоит 426 инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В Липецкой области в 1996 г. вследствие финансовых трудностей приобретено только 30 автомобилей (в 1995 г. - 344), более чем в 3 раза уменьшилось количество приобретенных кресел - колясок.
В условиях финансового дефицита значительно сократилось количество выделяемых ветеранам путевок на санаторно-курортное лечение. Компенсации за неиспользованные путевки выплачиваются не в полном объеме. Например, в Липецкой области выделение путевок для инвалидов и участников войны сократилось с 4079 в 1995 г. до 621 в 1996 г. Из-за отсутствия средств денежная компенсация за путевки не выплачивалась. Задолженность по выплате компенсаций имеется в большинстве регионов Российской Федерации (Республики: Алтай, Бурятия, Калмыкия, Карелия; Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский края; Белгородская, Воронежская, Вологодская, Курская, Мурманская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ярославская области).
Отсутствие необходимых бюджетных средств привело к массовым отказам жилищными органами в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (Республики: Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Мордовия, Тыва, Чувашия; Алтайский, Красноярский, Хабаровский края; г. г. Москва и Санкт-Петербург; Белгородская, Брянская, Вологодская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области).
В Республике Карелия после прокурорского вмешательства в 1996 г. отменены незаконные решения глав местного самоуправления о приостановлении предоставления льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг (Беломорский, Лахденпохский, Пудожский, Олонецкий и другие районы). В Республике Коми такого рода нарушения устранены на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (г. г. Инта, Печора, Ухта). В г. Санкт-Петербурге прокуратурой города пресечены незаконные ограничения льгот ветеранам со стороны должностных лиц Департамента по содержанию жилищного фонда Санкт-Петербурга, жилищно-эксплуатационных организаций.
Нарушения, допускаемые органами местного самоуправления, во многом способствуют их распространению среди руководителей государственных, муниципальных и акционерных предприятий, которые также начинают игнорировать требования закона о льготах ветеранам. Помимо допущенных главами местного самоуправления, подобные нарушения были выявлены на предприятиях "Суоярвский ЛПХ", "Поросозерский ЛПХ", "Олонецлес", зверосовхоз "Куйтежский" и многих других (Республика Карелия), на муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и "Тепловодоканал" г. Инты, птицефабрике "Сыктывкарская" (Республика Коми), на ЗАО "Петроэлектросбыт" (г. Санкт-Петербург).
Такая же ситуация сложилась с льготами по бесплатному проезду на пассажирском транспорте. Отказы в предоставлении этих льгот имели место в Республиках: Алтай, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва, Чувашия; Алтайском, Ставропольском краях; Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Псковской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской, Томской, Тульской областях. По всем фактам нарушений прокурорами приняты необходимые меры реагирования.
Практически повсеместно предприятия связи отказывают ветеранам в бесплатной установке телефонов, мотивируя это тем, что их расходы не компенсируются. Так, в Свердловской области руководство АООТ "Уралтелеком" направило в филиалы, расположенные в городах и районах области, указание об отмене льгот по бесплатной установке телефонов для участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Прокурором области на незаконное указание был принесен протест, который акционерным обществом был отклонен по тем основаниям, что не определен порядок финансирования затрат. Прокуратура вынуждена была обратиться в суд с заявлением о признании вышеназванного указания незаконным и его отмене. В ходе рассмотрения заявления в суде, с учетом требований прокурора по компенсации затрат предприятий связи руководство области приняло Постановление "О механизме реализации в 1996 году Федерального закона "О ветеранах" на территории области".
Необходимо отметить, что в создавшейся ситуации применение мер прокурорского реагирования не приводит к безусловному устранению нарушений законодательства и разрешению возникающих кризисных ситуаций. В результате активной позиции прокуроров многие предприятия жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и другие вынуждены предоставлять ветеранам льготы из собственных средств, тогда как эти затраты компенсируются им из бюджета в виде дотаций, покрывающих в лучшем случае 50% фактических расходов. Подобное положение порождает серьезные финансовые сложности у этих предприятий по выплате заработной платы своим сотрудникам.
Так, в Томской области Колпашевский эксплуатационно - технический узел связи предоставил льготы ветеранам на 248 млн. руб., а получил из бюджета 28 млн. руб.; АО "Автотранспортник" перечислено из бюджета за бесплатный проезд ветеранов 1157 млн. руб. при задолженности в 2877 млн. руб.; МП "Водоканал" недополучило из бюджета 270 млн. руб.; МП "Теплотехснаб" профинансировано на 50% жилищно-коммунальное хозяйство N 2 затратило 9 млрд. руб. - возмещено только 5 млрд. руб., причем большая часть погашена не деньгами, а путем взаимозачета; Томский геофизический трест, имея на балансе жилье, обеспечивал льготы всем категориям ветеранов, но никогда не получал из бюджета средств в счет компенсации затрат. В 1996 г. предприятиями и организациями г. Томска на эти цели израсходовано более 50 млрд. руб. В г. Санкт-Петербурге АО "Ленэнерго" приняло решение о предоставлении льгот ветеранам труда и инвалидам с февраля 1997 г. из собственных средств.
Отсутствие достаточного финансирования из федерального и местных бюджетов приводит к неисполнению требований закона об обеспечении ветеранов лекарственными средствами (Республики: Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Тыва, Чувашия, Марий Эл; Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Амурская, Кемеровская, Курганская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинский, Читинская, Ярославская области).
Проверки, проведенные в Республике Карелия, показали, что в г. г. Петрозаводск, Сортавала, Костамукша, в Кемском, Лахденпохском, Муезерском, Пудожском и других районах не предоставлялись льготы ветеранам по обеспечению лекарствами. Причиной этому послужил приказ директора государственного республиканского предприятия "Карелфарм", которым было предписано прекратить отпуск лекарств по бесплатным льготным рецептам. По иску прокурора республики решением суда данный незаконный приказ был отменен.
В течение 1996 г. прокурором Амурской области дважды вносились представления генеральному директору ОАО "Амурфармация" с требованием безусловного обеспечения ветеранов и инвалидов лекарствами в соответствии с законом. По постановлению прокурора генеральный директор ОАО "Амурфармация" был привлечен судом к административной ответственности по ст. 165 - 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. После вмешательства прокуратуры льготный отпуск лекарств был возобновлен.
Проверки исполнения законодательства в отношении ветеранов, находящихся в домах - интернатах и психоневрологических интернатах, показали, что при дефиците финансирования этих учреждений допускаются факты нерационального расходования бюджетных средств и вымогательства взяток с ветеранов. Так, в Свердловской области по таким фактам возбуждено и расследуется 6 уголовных дел.
Проверки, проведенные транспортными прокуратурами, показывают, что сложная ситуация с исполнением законодательства о ветеранах сложилась и на предприятиях железнодорожного транспорта. Из-за непредоставления субсидий из бюджета нарушались права ветеранов на льготную оплату жилья, коммунальных услуг, электроэнергии и телефона, обеспечение лекарствами. Ряд предприятий брал эти расходы на себя до компенсации их финансовыми органами. Однако реально возмещение производится крайне редко и не в полном объеме.
По результатам проведенных проверок прокурорами в 1996 г. и в начале 1997 г. внесено более 1500 представлений об устранении нарушений законодательства о ветеранах, опротестовано свыше 400 незаконных правовых актов, ограничивающих льготные права ветеранов, предъявлено в суды более 5500 исковых заявлений в защиту их прав.
Основной причиной неудовлетворительного положения с реализацией льгот, предоставленных законодательством ветеранам, является отсутствие достаточного финансирования из бюджетов всех уровней.
В соответствии со ст. 38 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, компенсируются органами, принявшими данное решение. Однако до настоящего времени не выполнены требования п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 30.04.96 N 614 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах", согласно которому палатам Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Администрацией Президента и Аппаратом Правительства Российской Федерации рекомендовано ускорить доработку проекта Федерального закона "О разграничении функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", предусмотрев в нем четкое распределение финансирования расходов на предоставление льгот ветеранам по бюджетам различных уровней.
<< Назад |
||
Содержание Указание МПС РФ от 10 июня 1997 г. N 133у "О письме Генпрокуратуры РФ от 14.04.1997 N 1-ГП-49-97 "О результатах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.