Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2012 г. N 33-Д12-1
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего: Магомедова М.М.,
судей: Скрябина К.Е., Шмаленюка С.И.,
при секретаре: Кошкиной A.M.
рассмотрела в судебном заседании надзорную жалобу осуждённого Башлакова А.В. на приговор Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28.12.2007 г., кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 14 мая 2008 г. и постановление президиума Ленинградского областного суда от 29 июля 2011 года.
По приговору Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 декабря 2007 года
Башлаков А.В., ..., судимый
24.02.1999 г. по п. "а, б, в, г" ч. 2 ст. 162 УК РФ, п. "а, б, в, г" ч. 2 ст. 158 УК РФ, ст. 33, п. "а, б, в, г" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 5 годам лишения свободы. Освобожден по отбытии срока наказания 14.11.2003 г.
осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы, по п. "г" ч. 2 ст. 112 УК РФ к 3 годам лишения свободы, по п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 мес. лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания исправительной колонии строгого режима.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 14 мая 2008 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением президиума Ленинградского областного суда от 29 июля 2011 года приговор и кассационное определение в отношении Башлакова А.В. изменены: исключено его осуждение по п. "г" ч. 2 ст. 112 УК РФ; наказание, назначенное с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ, смягчено до 9 лет 10 месяцев лишения свободы. В остальном судебные решения оставлены без изменения.
Заслушав доклад судьи Шмаленюка С.И., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и последующих судебных решений, мотивы надзорной жалобы, а также вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, адвоката Урсола А.Л., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Митюшова В.П., полагавшего внести изменения в приговор суда и последующие судебные решения, Судебная коллегия установила:
по приговору Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 декабря 2007 года, с учетом внесенных изменений, Башлаков А.В. признан виновным в убийстве С. и краже его имущества из поясной сумки, находившейся при потерпевшем.
В надзорной жалобе осужденный Башлаков А.В. выражает несогласие с состоявшимися в отношении него судебными решениями в части квалификации его действий по п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ. Указывает, что поясную сумку с находившимся в ней имуществом он похитил уже после убийства потерпевшего, в связи с чем его действия должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 158 УК РФ.
Кроме того, полагает, что судом в должной мере не учтено его состояние здоровья, а также провокационные действия потерпевшего, явившиеся поводом для преступления, что повлекло за собой назначение сурового наказания. Считает, что при назначении наказания суд необоснованно не применил правила ч. 3 ст. 69 УК РФ. Просит снизить назначенное наказание до 8 лет 6 месяцев лишения свободы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия находит приговор Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28.12.2007 г. и последующие судебные решения в отношении Башлакова А.В. подлежащими изменению.
Выводы суда о виновности осужденного Башлакова А.В. в причинении смерти потерпевшему С. основаны на совокупности исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Так, судом установлено, что осужденный Башлаков А.В., действуя в рамках эксцесса исполнителя, из личных неприязненных отношений с целью убийства С. умышленно нанес ему множественные удары ножом, причинив резаные и колото-резаные раны головы и шеи, повлекшие за собой смерть потерпевшего на месте происшествия. Инициатором встречи с потерпевшим был сам Башлаков А.В., он же был и инициатором избиения С., притом, что не подвергался нападению со стороны потерпевшего.
Поэтому доводы Башлакова А.В. о том, что суд в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, не учел противоправное поведение потерпевшего, являются необоснованными.
Вина Башлакова А.В. в тайном хищении имущества С. подтверждается показаниями осужденного по данному делу Чернегина М.Е., пояснившего, что поясную сумку и наручные часы с трупа С. снял именно Башлаков А.В., он же отдал ему мобильный телефон потерпевшего; показаниями потерпевшей Е. и свидетеля Р. о том, что у потерпевшего С. имелись такие вещи, которые оказались похищенными; показаниями свидетеля Г. которому осужденные показывали вещи потерпевшего в подтверждение того, что тот мертв.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 409, п. 3 ч. 1 ст. 379 УПК РФ неправильное применение уголовного закона является основанием для отмены или изменения судебного решения в порядке надзора.
Как следует из приговора, Башлаков А.В. признан виновным в том, что после совершения убийства С. тайно похитил его имущество из находившейся на нём поясной сумки, саму сумку, а также снял с руки наручные часы.
Эти действия Башлакова А.В. суд квалифицировал по п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ.
Вместе с тем, по смыслу закона, действия виновного по п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ следует квалифицировать в тех случаях, когда имущество похищается из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся у живых лиц.
По настоящему уголовному делу установлено, что имущество потерпевшего С. было похищено из поясной сумки после убийства потерпевшего.
При таких обстоятельствах действия Башлакова А.В. подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 158 УК РФ с назначением наказания в соответствии с требованиями закона.
Вопреки доводам жалобы, при назначении наказания Башлакову А.В. судом учитывались характер, степень общественной опасности совершенных преступлений, личность подсудимого, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
В качестве обстоятельства, смягчающего наказание Башлакову А.В. судом обоснованно учтены его явка с повинной, частичное признание вины, состояние здоровья; в качестве обстоятельства, отягчающего наказание - рецидив преступлений.
Наказание Башлакову А.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ назначено в соответствии с законом, соразмерно содеянному и является справедливым.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 407, 408 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
надзорную жалобу осуждённого Башлакова А.В. удовлетворить частично.
Приговор Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 декабря 2007 г., кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 14 мая 2008г. и постановление президиума Ленинградского областного суда от 29 июля 2011 года в отношении Башлакова А.В. изменить: переквалифицировать его действия с п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ на ч. 1 ст. 158 УК РФ по которой назначить 1 год лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 УК РФ, ч. 1 ст. 158 УК РФ окончательно назначить Башлакову А.В. наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения в отношении Башлакова А.В. оставить без изменения.
Председательствующий |
М.М. Магомедов |
Судьи |
К.Е. Скрябин |
|
С.И. Шмаленюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По приговору суда заявитель был признан виновным в убийстве и краже имущества из поясной сумки, находившейся при потерпевшем.
В надзорной жалобе заявитель выражает несогласие с состоявшимися в отношении него судебными решениями в части квалификации его действий.
Заявитель указывает, что поясную сумку с находившимся в ней имуществом он похитил уже после убийства потерпевшего, в связи с чем его действия должны быть переквалифицированы.
ВС РФ согласился с доводом заявителя и пояснил следующее.
По смыслу закона действия заявителя следовало квалифицировать как кражу из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, в тех случаях, когда потерпевший являлся живым лицом.
По настоящему уголовному делу установлено, что имущество потерпевшего было похищено из поясной сумки после его убийства.
Таким образом, действия заявителя подлежат переквалификации с назначением наказания в соответствии с требованиями закона.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2012 г. N 33-Д12-1
Текст определения официально опубликован не был