Решение Верховного Суда РФ от 30 марта 2012 г. N АКПИ12-292
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 июня 2012 г. N АПЛ12-352 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Александрове В.О., с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании недействующими пунктов 6 (частично) и 23 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, установил:
согласно пункту 6 названных Правил для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик направляет исполнителю заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заказчика (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес; нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление; правоустанавливающие документы на земельный участок; ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта; топографическую карту участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованную с эксплуатирующими организациями; информацию о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта; иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении.
В соответствии с пунктом 23 данных Правил до начала подачи ресурсов устройства и сооружения, созданные для присоединения к системам теплоснабжения, должны быть предъявлены заказчиком для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный технический надзор, и исполнителю; заказчик должен иметь подготовленный персонал для эксплуатации указанных устройств и сооружений, прошедший подготовку и аттестацию (проверку знаний) в установленном порядке, а также заказчиком должно быть назначено лицо, ответственное за тепловое хозяйство.
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 6 (частично) и 23 вышеназванных Правил. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат гражданскому законодательству, Федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушают права заявителя, налагая на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" извещена о времени и месте судебного заседания. В случае неявки своего представителя, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 29 февраля 2012 г. N ДК-П9-1158).
Представитель Правительства Российской Федерации Павлова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, права и законные интересы заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Павловой Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48).
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила). Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 8, 20 февраля 2006 г.
Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов.
Положения пункта 23 Правил о предъявлении заказчиком для осмотра и допуска к эксплуатации устройств и сооружений, созданных для присоединения к системам теплоснабжения, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный технический надзор, и исполнителю не противоречат действующему законодательству.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 548 предусматривает, что правила, предусмотренные статьями 539-547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовым актом.
Обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, Гражданский кодекс Российской Федерации возлагает на абонента (потребителя), получающего энергию через присоединенную сеть (статья 539).
Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, эксплуатация тепловых установок организации осуществляется подготовленным персоналом. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13 декабря 2000 г. N 285 утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, предусматривающая, что до пуска в эксплуатацию новых тепловых сетей и систем теплопотребления должны быть проведены их приемо-сдаточные испытания и они должны быть приняты заказчиком от монтажной организации по акту в соответствии с действующими правилами, после чего они должны быть предъявлены для осмотра и допуска в эксплуатацию органу государственного энергетического надзора и теплоснабжающей организации (пункт 4.11). В соответствии с пунктом 4.15 Типовой инструкции новые, полностью законченные строительством, расширяемые и реконструированные тепловые сети и тепловые пункты должны быть приняты в эксплуатацию рабочими и приемочными комиссиями в соответствии с СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".
Градостроительный кодекс Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации отнес установление порядка подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что предполагает, в том числе устанавливать документы, которые заказчик направляет исполнителю для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Вместе с тем требования Правил, предусматривающие направление исполнителю нотариально заверенных копий учредительных документов не соответствуют действующему законодательству.
Представление засвидетельствованных в нотариальном порядке копий документов предполагает обращение лица, осуществляющего строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, к нотариусу, который должен совершить нотариальное действие. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате установили, какие нотариальные действия совершают нотариусы. Так, в силу статьи 77 Основ, нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации.
Представление копий нотариально заверенных документов является общеправовым требованием в тех случаях, когда это установлено федеральным законодателем, поскольку предполагает возложение на лиц дополнительных обязанностей, связанных с совершением нотариальных действий.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливая правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, в статье 7 предусматривает, что подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Требование о направлении заказчиком исполнителю нотариально заверенных копий учредительных документов названный Федеральный закон не устанавливает.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" удовлетворить частично:
признать недействующим пункт 6 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, в части направления исполнителю для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчика нотариально заверенных копий учредительных документов, со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ счел незаконным одно из требований, предъявляемых к документам, которые направляются заказчиком для подключения объекта капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу этого требования заказчик обязан направить в числе прочего нотариально заверенные копии учредительных документов.
Эти документы направляются в организацию, эксплуатирующую данные сети.
Как указал ВС РФ, Градостроительный кодекс РФ отнес установление порядка указанного подключения к полномочиям Правительства РФ.
Это полномочие предполагает в т. ч. право устанавливать документы, которые заказчик направляет исполнителю для подключения объекта.
Вместе с тем требование, которое обязывает нотариально заверять названные копии, противоречит законодательству.
Представление засвидетельствованных в нотариальном порядке копий предполагает, что лицо, ведущее строительство (реконструкцию) объектов, обращается к нотариусу.
Представление копий нотариально заверенных документов - общеправовое требование в тех случаях, когда это установлено федеральным законодателем, поскольку предполагает возложение на лиц дополнительных обязанностей, связанных с совершением нотариальных действий.
Закон о теплоснабжении предусматривает, что теплопотребляющие установки и теплосети потребителей, в т. ч. застройщиков, подключаются к системе теплоснабжения в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Между тем данный закон не закрепляет требование о том, чтобы заказчик направлял исполнителю нотариально заверенные копии учредительных документов.
С учетом этого оспариваемые нормы в части направления нотариальных копий указанных документов признаются недействующими.
Решение Верховного Суда РФ от 30 марта 2012 г. N АКПИ12-292
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 июня 2012 г. N АПЛ12-352 настоящее решение оставлено без изменения