Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2012 г. N 56-АПГ12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Васильченко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда от 13 января 2012 года, которым удовлетворено заявление прокурора Приморского края о признании недействующим пункта 2 части 1 статьи 6 Закона Приморского края от 28 июля 2009 года N 486-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Приморского края отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
15 июля 2009 года Законодательным Собранием Приморского края принят и 28 июля 2009 года подписан Губернатором Приморского края Закон Приморского края N 486-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Приморского края отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий" (далее - Закон).
Закон официально опубликован в печатных изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" 31 июля 2009 года, N 120, "Приморская газета" 31 июля 2009 года, N 56(338).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 указанного Закона органы государственной власти Приморского края имеют право контролировать осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Приморского края отдельных государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением, уточнив требования, просил о признании недействующим пункта 2 части 1 статьи 6 Закона в части не предусматривающей обязанность органов государственной власти Приморского края осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ссылаясь на его противоречие части 6 статьи 19 и статье 21 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми указанная функция является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не правом.
Решением Приморского краевого суда от 13 января 2012 года заявление прокурора Приморского края удовлетворено, признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 части 1 статьи 6 Закона Приморского края от 28 июля 2009 года N 486-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Приморского края отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий".
Не согласившись с указанным решением суда, 27 января 2012 года Законодательным Собранием Приморского края подана жалоба, адресованная в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, поименованная кассационной.
Между тем в соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" жалобы на не вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, поданные в Судебную коллегию по административным или гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации после 31 декабря 2011 года, рассматриваются в апелляционном порядке.
Таким образом, поданная Законодательным Собранием Приморского края жалоба подлежит рассмотрению в апелляционном порядке по правилам главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-Ф3.
В апелляционной жалобе Законодательное Собрание Приморского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
По вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32-36, 38-40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (пункт 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2, 5, и пунктом 6 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать в том числе, порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.
Частью 1 статьи 21 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из правового анализа указанного выше федерального законодательства следует, что органам местного самоуправления могут быть переданы на основании закона субъекта Российской Федерации государственные полномочия, при этом органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Законодательным Собранием Приморского края принят оспариваемый в части Закон.
Разрешая заявление прокурора Приморского края суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, пришел к выводу о его удовлетворении, так как установил, что оспариваемый пункт 2 части 1 статьи 6 Закона противоречит положениям федерального закона, поскольку предусмотренная им функция контроля со стороны органов государственной власти за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий отнесена к правам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не к обязанностям, что может привести к выборочному исполнению либо неисполнению данными органами власти и их должностными лицами контрольной деятельности как за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по созданию административных комиссий, так и за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным Судебная коллегия не усматривает.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 13 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Законодательного Собрания Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2012 г. N 56-АПГ12-1
Текст определения официально опубликован не был