Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе судов с ядерными установками и радиационными источниками" (НП-088-11)

Приложение

 

Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе судов с ядерными установками и радиационными источниками"
(НП-088-11)
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2011 г. N 667)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии

I. Назначение и область применения

 

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе судов с ядерными установками и радиационными источниками" (далее - Положение) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549).

2. Настоящее Положение определяет содержание и порядок передачи информации о нарушениях в работе судов с ядерными установками и радиационными источниками (далее - нарушения), а также категории нарушений, порядок их расследования и учета.

3. Требования настоящего Положения распространяются на строительство, эксплуатацию и вывод из эксплуатации судов с ядерными установками и радиационными источниками (далее - суда) независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, за исключением судов военного назначения.

 

II. Содержание и порядок передачи информации о нарушениях

 

4. Капитан судна должен обеспечить подготовку и своевременную передачу следующей информации о нарушениях (категории нарушений приведены в приложении N 1 к настоящему Положению):

оперативного сообщения о нарушении;

уточненного сообщения о нарушении;

акта о расследовании нарушения.

5. Эксплуатирующая (судостроительная) организация (далее - ЭО) должна иметь перечень организаций, которым передаются оперативные и уточненные сообщения о нарушениях. Перечень должен быть утвержден руководителем ЭО и направлен в соответствующий орган управления использованием атомной энергии.

В перечне должны быть указаны реквизиты организаций, в том числе номера телефонов или коды других видов связи, обеспечивающих своевременную передачу оперативного и уточненного сообщений. Перечень должен пересматриваться не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном ЭО.

6. В оперативном сообщении о нарушении должны быть указаны:

название судна;

географические координаты местонахождения судна (с точностью до минуты);

время возникновения или обнаружения нарушения (год, месяц, число, час, минуты);

состояние ядерной установки и/или радиационного источника судна до нарушения;

состояние ядерной установки и/или радиационного источника судна на момент передачи сообщения;

состояние радиационной обстановки на судне (по штатным приборам контроля, переносным приборам или данным судового лабораторного контроля);

характер нарушения;

предполагаемые причины возникновения нарушения;

принимаемые меры по ликвидации нарушения и его последствий;

необходимость дополнительных технических средств и организационных мер по оказанию помощи в ликвидации аварии, происшествия и их последствий;

должность, Ф.И.О. лица, передавшего сообщение.

7. Оперативное сообщение о нарушении должно быть передано капитаном судна в ЭО по средствам связи, обеспечивающим оперативное получение информации по событиям с последствиями нарушений категорий А1 - П4 не позднее чем в течение одного часа после регистрации приборами и/или обнаружения персоналом отклонения от установленных пределов и условий при наличии связи "судно-берег".

8. В течение одного часа после получения оперативного сообщения от капитана судна о нарушении ЭО должна передать его:

оперативному дежурному Ростехнадзора в случае нарушений категорий А1 -А4;

оперативному дежурному Федерального государственного унитарного предприятия "Ситуационно-кризисный центр Росатома" (ФГУП "СКЦ Росатома") в случае нарушений категорий А1 - П4;

дежурному Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) в случае нарушений категорий А1 - П1;

дежурному смены центра управления в кризисных ситуациях главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по соответствующему субъекту Российской Федерации в случае нарушений категорий А1 - П1;

в межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзора по надзору за ЯРБ) в случае нарушений категорий А1 - П4;

в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории или вблизи которой (в т.ч. на акватории) находится судно, в случае нарушений категорий A1 - А4.

В случае аварии с опасностью трансграничного переноса радиоактивных веществ надлежит руководствоваться действующими международными соглашениями об оперативном оповещении о ядерной аварии.

9. В уточненном сообщении о нарушении должны быть указаны:

название судна;

географические координаты местонахождения судна в момент нарушения (с точностью до минуты);

время возникновения или обнаружения нарушения (год, месяц, число, час, минуты);

состояние ядерной установки и/или радиационного источника судна до нарушения;

состояние ядерной установки и/или радиационного источника судна в момент передачи сообщения;

краткое описание возникновения, протекания нарушения и действий работников по ликвидации последствий нарушения, предполагаемые причины нарушения, наличие превышений пределов, условий безопасной эксплуатации;

предварительно установленная категория нарушения;

наименования поврежденных систем (элементов) и основные данные о них, место, характер и вероятная причина нарушения;

радиационные последствия нарушения (по штатным приборам контроля, переносным приборам или данным судового лабораторного контроля);

необходимость дополнительных технических средств и организационных мер по оказанию помощи в ликвидации нарушения и его последствий;

наименование уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, признавшего организацию (юридическое лицо) ЭО;

должность, Ф.И.О. лица, передавшего сообщение.

10. Уточненное сообщение о нарушении должно быть передано капитаном судна в ЭО в течение суток после регистрации приборами и/или обнаружения персоналом нарушения и далее передано ЭО согласно имеющемуся у нее перечню (пункт 5 настоящего Положения). Последующие сообщения передаются один раз в сутки в указанном выше порядке вплоть до прибытия судна в порт базирования (захода) или до начала расследования.

11. В случае возникновения аварии или происшествия при строительстве судна судостроительная организация должна передавать оперативные и уточненные сообщения о нарушениях в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.

12. До начала расследования нарушения комиссией капитаном судна должен быть составлен акт о расследовании нарушения (далее - акт), суммирующий ранее представленную информацию о нарушениях. Акт оформляется в трехдневный срок с момента обнаружения нарушения в порядке, установленном ЭО.

В дальнейшем акт предоставляется комиссии по расследованию нарушения (далее - комиссия), назначенной согласно пунктам 15 или 16 настоящего Положения соответственно.

13. Обобщенная информация о нарушениях категорий П1 - П4 и копии актов, полученные МТУ Ростехнадзора по надзору за ЯРБ, еженедельно направляются им в центральный аппарат Ростехнадзора в установленном порядке. Копии актов предоставляются по требованию.

 

III. Порядок расследования нарушений

 

14. Для проведения расследования нарушения (в том числе при строительстве и выводе судна из эксплуатации) должна быть создана комиссия в течение 5 суток с момента обнаружения нарушения или прибытия судна в порт базирования (захода).

Продолжительность расследования нарушения не должна превышать 15 рабочих дней с момента начала работы комиссии. Решение о продлении срока расследования принимает должностное лицо, подписавшее приказ о назначении комиссии. Максимальный срок продления расследования не должен превышать 15 рабочих дней.

15. Комиссия по расследованию нарушений категорий A1 - А4 должна быть создана соответствующим органом управления использованием атомной энергии. В состав комиссии должны быть включены представители органа управления использованием атомной энергии, МЧС России, Ростехнадзора, ФМБА России и других федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для ЭО, представителей субъекта Российской Федерации, на территории или вблизи которого (в т.ч. на акватории) находится судно.

16. Комиссия по расследованию нарушений категорий П1 - П4 должна быть создана ЭО. В состав комиссии по расследованию нарушений категорий П1 - П4 должны быть включены представители ЭО и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги ЭО.

17. В зависимости от характера нарушений в состав комиссий включаются также представители научного руководителя, главных конструкторов судна и его оборудования, Федерального государственного учреждения "Российский морской регистр судоходства".

Члены комиссий должны быть письменно уведомлены о факте образования, а также о месте и времени начала работы комиссии.

Председателем комиссии не может быть назначено должностное лицо ЭО, ответственное за обеспечение безопасности судна.

18. Комиссия имеет право получать объяснения от работников судна, представителей других организаций, проводивших работы на судне на момент выявления нарушения, требовать от ЭО проведения необходимых испытаний, проверок.

Порядок работы комиссии устанавливается председателем комиссии.

19. До начала работы комиссии капитан судна обязан:

принять меры, сохраняющие обстановку в месте нарушения такой, какой она была во время нарушения;

зафиксировать в документах параметры и состояние ядерной установки и/или радиационного источника до и после нарушения, состояние электросетей, основных, резервных источников электропитания ядерной установки и/или радиационного источника судна в момент нарушения;

принять меры, ограничивающие доступ к приборам системы управления и защиты, системам контроля технологических параметров, системам регистрации нарушений и другой регистрирующей аппаратуре, поврежденному оборудованию (запрещается вскрывать контрольно-измерительную аппаратуру, менять уставки предупредительных и аварийных сигналов с момента выявления нарушения);

обеспечить сохранность эксплуатационной и организационно-распорядительной документации на всех видах регистрирующих носителей.

20. Для работы комиссии ЭО создает все необходимые условия и обеспечивает:

размещение членов комиссии;

предоставление проектных, организационных, эксплуатационных и других документов;

проведение необходимых расчетов, лабораторных исследований, испытаний и проверок, фотографирование объектов, систем (элементов);

предоставление помещений, средств связи, транспорта;

подготовку, печатание, размножение материалов расследования.

21. До начала работы комиссии ЭО организует:

вызов представителей организаций, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящего Положения;

принятие мер по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, распечаток, магнитофонных записей оперативных переговоров, вахтенных журналов;

регистрацию значений нейтронно-физических характеристик реактора, положения коммутационной аппаратуры, отключающей и регулирующей арматуры, бленкеров, уставок, накладок во время нарушения;

сбор объяснительных записок работников судна;

подготовку графиков (в едином масштабе времени) изменений параметров при возникновении и развитии нарушения, необходимых для анализа работы систем (элементов), с нанесенными на них отметками о переключениях, срабатывании предупредительной и аварийной защиты, блокировок на основании имеющихся первичных материалов;

представление необходимой проектной документации, протоколов испытаний, осмотров, проверок, схем, инструкций по эксплуатации;

представление документации по ремонту, а также информацию о ранее имевших место аналогичных нарушениях на данном судне.

22. По результатам расследования нарушения комиссия оформляет отчет. Образец титульного листа, структура и содержание отчета о расследовании нарушения приведены в приложениях N 2 и 3 к настоящему Положению.

Отчет подписывается всеми членами комиссии. При возникновении разногласий окончательное решение о результатах расследования принимает председатель комиссии.

Члены комиссии, не согласные с принятым решением, обязаны изложить в письменной форме свои особые мнения, которые в обязательном порядке включаются в приложение к отчету о расследовании нарушения.

Отчет о расследовании нарушения, подписанный председателем и членами комиссии, вместе с необходимыми приложениями должен храниться в ЭО в течение всего срока эксплуатации судна.

23. ЭО должна отправить копии отчета о расследовании нарушения с необходимыми приложениями на бумажном носителе в течение 5 суток после окончания работы комиссии:

в соответствующий орган управления использованием атомной энергии - о нарушениях категорий А1 - П4;

в ФГУП "СКЦ Росатома" - о нарушениях категорий А1 - П4;

в МЧС России - о нарушениях категорий А1 - П1;

в ФМБА России - о нарушениях категорий А1 - П1;

в Ростехнадзор - о нарушениях категорий А1 - А4;

в МТУ Ростехнадзора по надзору за ЯРБ - о нарушениях категорий А1-П4;

в конструкторские и другие организации в соответствии с установленным ЭО порядком - о нарушениях категорий А1 - П4.

24. В том случае, если после завершения работы комиссии стала известной дополнительная информация об обстоятельствах, причинах и корректирующих мерах, должно быть проведено дополнительное расследование нарушения или переоценка категории нарушения.

Для проведения дополнительного расследования нарушения на судне должна быть создана комиссия в порядке, установленном в главе III настоящего Положения. ЭО в этом случае должна подготовить дополнительный отчет (дополнение к отчету о расследовании нарушения).

Требования к дополнительному отчету (дополнению к отчету) и его рассылке аналогичны требованиям, предъявляемым к отчету о расследовании нарушения, изложенным в пунктах 22 и 23 настоящего Положения. Дополнительный отчет должен содержать ссылку на номер первоначального отчета.

 

IV. Учет нарушений

 

25. ЭО систематически проводит сбор и анализ сведений по нарушениям в целях учета опыта эксплуатации в обеспечении безопасности судна.

26. ЭО обеспечивает хранение информации о нарушениях на судне в течение всего срока деятельности судна.

 

V. Корректирующие меры

 

27. По каждому нарушению, учитываемому в соответствии с настоящим Положением, ЭО должна разработать план мероприятий по устранению причин нарушения и предотвращению его повторения (далее - План) с учетом рекомендаций комиссии, изложенных в отчете о расследовании нарушения. В Плане должны быть указаны конкретные исполнители и сроки проведения намеченных мероприятий.

По нарушениям с последствиями категорий A1 - А4 ЭО должна сообщить о выполнении Плана в соответствующий орган управления использованием атомной энергии, Ростехнадзор и МТУ Ростехнадзора по надзору за ЯРБ.

По нарушениям с последствиями категорий П1 - П4 ЭО должна сообщить о выполнении Плана в МТУ Ростехнадзора по надзору за ЯРБ.

28. ЭО должна предусмотреть мероприятия по сбору сведений о нарушениях, по их систематизации и оперативной передаче значимой (с точки зрения обеспечения безопасности судна) информации о нарушениях организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги ЭО, а также провести анализ возможности возникновения подобных нарушений в работе других судов.

29. ЭО должна предоставлять в годовом отчете о безопасности судов вместе с результатами анализа имевших место нарушений предложения и рекомендации по повышению безопасности судов, разработанные по результатам расследований, а также перечень принятых мер (организационных и технических) по предотвращению аналогичных нарушений.