Письмо Ассоциации российских банков от 22 февраля 2012 г. N А-02/5-127
См. ответ, приведенный в письме Банка России от 11 апреля 2012 г. N 17-10/324
Ассоциация российских банков благодарит за предоставленную возможность принять участие в работе над разрабатываемым Банком России проектом указания "О кодах назначения платежей" (далее - проект Указания), устанавливающим коды назначения платежей и определяющим порядок их формирования и указания в расчетных документах при осуществлении безналичных расчетов в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
По мнению банковского сообщества, введение обязательного заполнения кодов назначения платежей (далее - КНП), установленных проектом Указания, значительно увеличит время обслуживания клиентов, а использование КНП в качестве детализации назначения платежа как дополнительного реквизита в расчетном документе потребует от банков значительных трудозатрат в части доведения информации до клиентов и их консультирования о правилах определения КНП. Кроме того, потребуются существенные затраты на доработку банковского программного обеспечения. Также при составлении расчетных документов у кредитной организации, получающей платежные инструкции от нерезидента, могут возникнуть сложности при преобразовании сообщений SWIFT в платежное поручение.
В этой связи специалистами Ассоциации российских банков при участии кредитных организаций подготовлено заключение на проект Указания, содержащее как концептуальные замечания, так и редакционные предложения по его доработке (прилагается).
Ассоциация российских банков просит Вас учесть мнение банковского сообщества при рассмотрении вопроса о целесообразности принятия проекта Указания и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество по вопросам совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей банковскую деятельность.
Приложение: Заключение Ассоциации российских банков по проекту указания Центрального банка Российской Федерации "О кодах назначения платежей" на 5 л.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение
Ассоциации российских банков по проекту указания Центрального банка Российской Федерации "О кодах назначения платежей"
Специалисты Ассоциации российских банков при участии кредитных организаций - членов АРБ проанализировали положения проекта указания Центрального банка Российской Федерации (Банка России) "О кодах назначения платежей" (далее - проект Указания), направленные на установление кодов назначения платежей, определение порядка их формирования и указания в расчетных документах при осуществлении безналичных расчетов в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Ассоциация не поддерживает концепцию проекта Указания по следующим причинам.
1. Введение обязательного заполнения кодов назначения платежей (далее - КНП), установленных проектом Указания, значительно увеличит время обслуживания клиентов. Полагаем, что использование КНП в качестве детализации назначения платежа как дополнительного реквизита в расчетном документе потребует от банков значительных трудозатрат в части доведения информации до клиентов и их консультирования о правилах определения КНП. Кроме того, потребуются существенные затраты на доработку банковского программного обеспечения.
2. При составлении расчетных документов у кредитной организации, получающей платежные инструкции от нерезидента, могут возникнуть сложности при преобразовании сообщений SWIFT в платежное поручение.
В этой связи Ассоциация российских банков в целях доработки проекта Указания предлагает следующее.
1. Систематизация должна быть направлена на достижение определенной цели.
1.1. Проект Указания и сопроводительное письмо Банка России не раскрывают цели введения дополнительных КНП. В этой связи общие аргументы, приведенные в сопроводительном письме Банка России, не позволяют проследить связь между целями и предлагаемым решением о введении КНП. В свою очередь понимание цели необходимо для того, чтобы сопоставить затраты, которые могут возникнуть при введении КНП, и экономическую выгоду от полученного результата.
1.2. Сложно дать оценку полноте предложенной систематизации КНП. Например, в Разделе С "Платежи, связанные с оплатой работ, услуг" приложения к проекту Указания платежи СЕ (оплата коммунальных услуг) и CF (оплата электроэнергии) представлены как раздельные самостоятельные КНП. Однако в указанном разделе приложения к проекту Указания наблюдается консолидация (видимо в разделе СЕ) платежей за водоснабжение и газоснабжение. На наш взгляд, разделение коммунальных платежей на укрупненные виды получателей было бы оправданным с точки зрения их последующего анализа.
Кроме того, в разделе С приложения к проекту Указания очень подробно расписаны платежи за различные услуги. Однако отсутствует код для платежей за товары для потребления, который также можно было бы разделить на несколько видов.
2. Требования КНП должны быть взаимосвязаны со всеми изменениями форматов в рамках нормативных актов Банка России.
Требования к оформлению платежных документов при осуществлении переводов денежных средств на территории Российской Федерации, на наш взгляд, должны рассматриваться во взаимосвязи со всеми изменениями форматов в рамках банковского законодательства.
Необходимо отметить, что принятие проекта Указания потребует внесения изменений в большое количество законодательных и нормативных документов.
Проставление дополнительных значений в полях платежного документа в целом усложнит работу, как клиентов, так и самих банков, поскольку КНП является дополнительным реквизитом, для введения которого необходима сверка с приложением к проекту Указания.
Вызывает сомнение то, что в дальнейшем КНП заменит в платежном документе текстовое поле "Назначение платежа". Применение КНП скорей всего в ближайшее время труднореализуемо, поскольку в текстовом поле "Назначение платежа" присутствуют параметры, необходимые для валютного контроля, ссылка на конкретные документы (например, необходимые для учета налогов, отпуска товаров).
3. Взаимосвязь между соответствием КНП содержанию поля "Назначение платежа" платежного документа.
В проекте Указания отсутствует требование соответствия КНП содержанию поля "Назначение платежа" платежного документа (что совершенно справедливо с точки зрения целого комплекса проблем, которые возникнут в случае установления такого требования). В то же время при отсутствии проверок указанных выше полей на их соответствие между собой не может быть гарантирована правильность указания КНП, что очевидно не позволит осуществлять достоверную выборку статистических данных по тем или иным кодам.
Необходимо также отметить, что проект Указания не разъясняет, предполагается ли применение к банкам мер ответственности за несоответствие КНП назначению платежа, указанному в поле расчетного документа, в случае заполнения расчетного документа банком.
4. Отсутствие формата поля для указаний КНП в международной межбанковской системой SWIFT.
Следует отметить, что в системе SWIFT формат поля для указания КНП отсутствует. В этой связи при внедрении выше КНП при осуществлении платежей с участием банков-нерезидентов через их корреспондентские счета в российских банках неизбежно приведет к дополнительным трудностям.
Необходимо также отметить, что при осуществлении платежей в российских рублях нерезидентами, в том числе банками, в назначении платежа указывается код валютной операции и введение еще одного дополнительного кода является избыточным.
Кроме того, проект Указания не дает разъяснений, как будут коррелировать и в каком поле указываться виды кодов в платежных документах формата SWIFT, когда возникает необходимость переложения этих документов в формат платежных документов, применяемых в Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что форматы расчетных документов (в том числе и наиболее часто используемого - платежного поручения) и без того перегружены различными полями, не применяемыми в международной практике. Поэтому необходимость использования еще одного поля затруднит и без того не самые простые правила заполнения расчетных документов. В особенности, как нам кажется, серьезные трудности возникнут у юридических лиц-нерезидентов, в том числе банков-нерезидентов, осуществляющих международные платежи в российских рублях. Это обстоятельство вряд ли каким-либо образом будет способствовать сближению формата расчетных документов, применяемым в РФ, к стандартам, принятым в международных расчетах, что в свою очередь вряд ли повысит популярность валюты РФ при осуществлении международных платежей.
Предлагаем также в случае, если банк самостоятельно совершает кодирование платежей за услуги и товары на территории РФ, а в расчетах принимает участие нерезидент, совместить коды, которые используются в справочнике отчетности, установленной Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" и коды из проекта Указаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 22 февраля 2012 г. N А-02/5-127
Текст письма официально опубликован не был