05.07.2011 в Иркутской области произошла авария вертолета Ми-8Т RA-22350 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
Экипаж вертолета в составе 3 человек выполнял полет по перевозке 13 пассажиров и 431 кг груза по маршруту Усть-Кут - площадка "72-ая Даниловская". Метеорологические условия по маршруту полета и в месте посадки не препятствовали выполнению полета.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета Ми-8Т RA-22350 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что выполнить посадку на площадке, указанной в заявке заказчика полета, не представлялось возможным из-за ее ограниченных размеров. В связи с этим командиром вертолета было принято решение о подборе площадки в другом месте.
Подобранная экипажем вертолета площадка соответствовала установленным требованиям и позволяла выполнить посадку по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки. Посадочная масса вертолета составляла 10266 кг, что не превышало ограничения руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-8Т.
Перед приземлением бортмеханик осмотрел посадочную площадку и учитывая, что состояние грунта (болотистая местность) не позволяло выполнить приземление, было принято решение о высадке пассажиров и разгрузке вертолета удерживая его в полувзвешенном состоянии.
Примерно через 5,5 минут после начала разгрузки, вследствие проваливания колеса левой опоры шасси в мягкий грунт, у вертолета начал развиваться левый крен до 23°. Для парирования кренения командир вертолета отклонил ручку циклического шага вправо. По объяснению командира вертолета, ожидаемой реакции не последовало, поэтому он увеличил общий шаг несущего винта. В результате несоразмерных действий органами управления произошло опрокидывание вертолета на правый борт. Два члена экипажа получили незначительные травмы, один пассажир получил серьезное телесное повреждение.
После опрокидывания вертолета, из-за непосредственного контакта с воздушным судном погибло два человека, находившихся вне вертолета, один человек получил серьезное телесное повреждение.
Подробная информация о результатах расследования аварии приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22350, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-22350.pdf.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное событие произошло в процессе выполнения разгрузочных работ и высадки пассажиров на этапе удержания вертолета в полувзвешенном состоянии на площадке, подобранной с воздуха, при невозможности "сброса" общего шага несущего винта из-за малой прочности заболоченной земной поверхности.
В процессе удержания вертолета в полувзвешенном состоянии произошло развитие значительного левого крена.
Наиболее вероятной причиной появления левого крена вертолета на практически горизонтальной посадочной площадке явился наклон вертолета из-за проваливания левого колеса в мягкий грунт при его смещении с болотной кочки.
Инстинктивные и несоразмерные действия командира вертолета органами управления по предотвращению увеличения левого крена привели к отрыву вертолета от земли, энергичному переходу в правый крен, соударению лопастей несущего винта с земной поверхностью, к их разбалансированному маховому движению, в результате которого были повреждены левый двигатель и левая часть кабины пилотов, а три человека, находящиеся на земле, получили серьезные телесные повреждения, два из которых были смертельными.
К факторам, которые могли способствовать авиационному событию, следует отнести:
- недостатки в организации разгрузочных работ, высадки пассажиров, приведшие к необоснованному увеличению продолжительности работ, в том числе, из-за недостатков Инструкции по технике безопасности для работников предприятий, использующих авиацию для перевозки служебных пассажиров, при транспортировке грузов на внешней подвеске и строительно-монтажных работах, введенной в действие с 01.03.1978 МГА, которая не определяет меры безопасности при посадке (высадке) пассажиров, погрузочно-разгрузочных работах, при удерживании вертолета в полувзвешенном состоянии;
- возможное изменение центровки влево и вперед при перемещении пассажиров с грузом при выгрузке;
- руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-8 не содержит рекомендаций по действиям экипажа на этапе удержания вертолета во взвешенном, полувзвешенном состоянии при возникновении крена более 3° и тангажа более 5°".
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Исполняющему обязанности начальника Управления летной эксплуатации Росавиации В.В. Самородову до 20.04.2012 рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию, в части касающейся деятельности Управления, и принять решение о необходимости и порядке их реализации.
2. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих вертолеты, и эксплуатантам воздушных судов авиации общего назначения:
2.1. изучить результаты расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22350 и настоящий приказ с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах;
2.2. провести занятия с летным составом по особенностям подбора посадочных площадок с воздуха и действиям по предотвращению опрокидывания вертолета в случаях его проваливания в мягкий грунт.
2.3. до 01.05.2012 представить в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации доклады об исполнении требований настоящего приказа.
3. Руководителю Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации П.Я. Медведеву до 16.04.2012 представить в Росавиацию доклад о принятых мерах по результатам расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22350.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 5 апреля 2012 г. N 162 "Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т RA-22350"
Текст приказа официально опубликован не был