Федеральным законом от 18.07.2011 N 225-ФЗ внесены изменения в положения Федерального закона от 02,10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в том числе в главу 18 "Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов".
В связи с изложенным центральным аппаратом ФССП России переработаны Методические рекомендации об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности.
Обращаем ваше внимание, что изменения, введенные Федеральным законом от 18.07.2011 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"", в части, касающейся порядка рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности, вступают в законную силу с 21.10.2011.
Направляю указанные Методические рекомендации для изучения и использования в работе. Предлагаю организовать изучение Методических рекомендаций должностными лицами территориального органа ФССП России, ответственными за рассмотрение жалоб, поданных в порядке подчиненности, начальниками отделов - старшими судебными приставами структурных подразделений территориального органа ФССП России и их заместителями.
Приложение на 9 л. в 1 экз.
Директор Федеральной службы |
А.О. Парфенчиков |
Методические рекомендации
об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности
(утв. Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации А.О. Парфенчиков 29 сентября 2011 г.)
1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок приема, рассмотрения, движения жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - должностные лица), поданных в порядке подчиненности, и материалов по ним, а также действия должностных лиц в целях реализации положений главы 18 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) по восстановлению и защите прав и законных интересов граждан и организаций, нарушенных при организации принудительного исполнения судебных актов и актов специально уполномоченных органов.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682 (далее - Инструкция).
I. Общие положения
1.1. В соответствии со ст. 121 Закона обжалованию в порядке подчиненности подлежат постановления, действия (бездействие), отказ от совершения действий должностных лиц службы судебных приставов по исполнению исполнительного документа.
Рассмотрению в порядке подчиненности подлежат жалобы, оформленные в соответствии с требованиями ст. 124 Закона, содержащие требования:
об отмене полностью или частично постановления, вынесенного должностным лицом;
об отмене постановления, принятого должностным лицом, и обязании данного должностного лица принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
об отмене постановления, принятого должностным лицом, и принятии нового решения;
о признании действия (бездействия) должностного лица, отказа в совершении действий неправомерными и определении мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
Не рассматриваются в порядке подчиненности жалобы на постановления о взыскании исполнительского сбора, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.
В случае если в одной жалобе одновременно содержатся требования в отношении постановлений, действий (бездействия) нескольких должностных лиц ФССП России (например, судебного пристава-исполнителя и главного судебного пристава субъекта Российской Федерации), которые ранее не были предметом рассмотрения в порядке подчиненности, жалоба подлежит рассмотрению в соответствующей части. В постановлении, принятом по итогам рассмотрения указанной жалобы, нижестоящим должностным лицам поручается рассмотреть доводы заявителя, относящиеся к их компетенции, в порядке подчиненности. По результатам рассмотрения жалобы копию соответствующего постановления следует представить вышестоящему должностному лицу (лицам) ФССП России.
Не рассматриваются в порядке подчиненности жалобы, поданные должностным лицам ФССП России, не указанным в чч. 1-3 ст. 123 Закона, а также должностным лицам других органов государственной власти.
Жалобы, поступившие из других органов государственной власти, оформленные в соответствии с чч. 1-3 ст. 123 и ст. 124 Закона, принимаются к рассмотрению в порядке подчиненности в случае ошибочного направления заявителем в их адрес. При этом срок рассмотрения жалобы либо отказа в рассмотрении исчисляется со дня ее поступления.
Жалоба, содержащая основания и требования, аналогичные ранее рассмотренным, приобщается к имеющимся материалам. О решении, принятом ранее, сообщается заявителю.
Иные обращения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ) и иными федеральными законами.
1.2. Старшим судебным приставом рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, находящихся в его подчинении, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие).
Главным судебным приставом субъекта Российской Федерации рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие).
В целях обеспечения надлежащего контроля за организацией работы главным судебным приставам субъектов Российской Федерации надлежит лично рассматривать жалобы, поданные в порядке подчиненности, следующих категорий:
принятые на личном приеме;
направленные центральным аппаратом ФССП России для рассмотрения по существу главным судебным приставом субъекта Российской Федерации;
по исполнительным производствам, находящимся на федеральном и территориальном контроле;
по исполнительным производствам в отношении должников - стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также иных должников по усмотрению главного судебного пристава территориального органа ФССП России.
Поручение о рассмотрении по существу иных жалоб, поданных в порядке подчиненности, может быть дано главным судебным приставом субъекта Российской Федерации своему заместителю.
Главным судебным приставом Российской Федерации рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие).
Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской Федерации могут быть оспорены в суде.
1.3. Жалоба, поданная вышестоящему должностному лицу, в трехдневный срок со дня ее поступления направляется (передается) указанному лицу, о чем в письменной форме уведомляется лицо, подавшее жалобу.
Сопроводительное письмо, с которым жалоба направляется (передается) руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, подписывается старшим судебным приставом; директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации - руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.
1.4. В случае отзыва заявителем жалобы до принятия по ней решения, производство по рассмотрению данной жалобы прекращается должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобы в порядке подчиненности. Жалоба возвращается лицу, ее подавшему, в порядке, определенном Инструкцией, с уведомлением об оставлении жалобы без рассмотрения.
1.5. При поступлении жалобы в порядке подчиненности руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации и их заместители могут принять решение о приостановлении исполнительного производства. Указанное решение принимается в возможно короткий срок, но не позднее трех дней с момента поступления жалобы, поданной в порядке подчиненности, о чем выносится постановление, которое направляется сторонам исполнительного производства и заявителю, который может не являться стороной исполнительного производства.
1.6. Копии всех постановлений, вынесенных должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, направляются заявителю.
II. Отказ в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, и восстановление пропущенного срока для обжалования
2.1. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, определен ч. 1 ст. 125 Закона.
2.2. В случае если лицо, подавшее жалобу, отдельным документом или в тексте жалобы ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для обжалования, должностному лицу следует принять решение об отклонении ходатайства или его удовлетворении в трехдневный срок со дня поступления жалобы.
Если принимается решение об отклонении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока, в трехдневный срок выносится постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу, в котором указываются причины, по которым отклонено данное ходатайство.
Вместе с тем, если ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока для обжалования удовлетворено, постановление, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должно содержать указанную информацию.
2.3. Согласно ч. 1 ст. 124 Закона жалоба на постановление должностного лица Службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Жалобы, поданные в порядке подчиненности и подписанные представителем, с приложением светокопии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя, подлежат рассмотрению по существу.
Предоставление представителем светокопии доверенности или иного документа, удостоверяющего его полномочия, не удостоверенной нотариально либо не заверенной подписью компетентного должностного лица, печатью организации, от которой исходит соответствующий документ, не может являться основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
Также подлежат рассмотрению по существу жалобы, соответствующие требованиям чч. 1 и 2 ст. 124 Закона, поданные посредством факсимильной либо электронной связи.
2.4. В случае отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, в связи с нарушением установленных сроков обжалования и несоблюдением требований по оформлению и содержанию (пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 125 Закона), при наличии в жалобе сведений о допущенных должностными лицами ФССП России нарушениях законодательства жалобу надлежит рассмотреть в порядке и в срок, предусмотренный Законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ, о чем заявителю сообщается в сопроводительном письме к постановлению об отказе в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности.
2.5. Постановление об отказе в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, в случае принятия судом решения по жалобе аналогичного содержания (п. 4 ч. 1 ст. 125 Закона) выносится в трехдневный срок с момента поступления копии судебного решения, вступившего в законную силу, в соответствующее структурное подразделение судебных приставов, территориальный орган ФССП России или центральный аппарат.
В случае если копия такого судебного решения приложена заявителем к жалобе, поданной в порядке подчиненности, либо на момент поступления жалобы уже находится в соответствующем структурном подразделении судебных приставов, территориальном органе ФССП России или центральном аппарате, постановление об отказе в рассмотрении по существу выносится в трехдневный срок с момента поступления жалобы.
III. Организация работы по рассмотрению жалоб на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов
3.1. При рассмотрении жалобы на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданной в порядке подчиненности, следует проводить проверку деятельности должностных лиц, чье бездействие обжалуется, в рамках поданной жалобы на предмет соответствия их действий требованиям законодательства об исполнительном производстве.
3.2. В случае выявления фактов незаконного бездействия должностных лиц, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований исполнительного документа, исполнительные действия по которому не приостанавливались и не откладывались, следует давать оценку и принимать соответствующие меры к устранению выявленных нарушений, о чем указывается в соответствующем постановлении, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности.
IV. Приостановление и возобновление рассмотрения по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности
4.1. Приостановление срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, оформляется постановлением должностного лица ФССП России, рассматривающего жалобу.
4.2. В соответствии с ч. 3 ст. 124 Закона срок рассмотрения жалобы может приостанавливаться уполномоченным должностным лицом Службы судебных приставов, рассматривающим жалобу, до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.
Повторное приостановление срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, в случае если запрошенные документы не представлены, не допускается.
С учетом приостановления срок для принятия решения по жалобе (вынесения соответствующего постановления) не может превышать 20 дней.
Документы (а также информация), имеющие значение для рассмотрения жалобы, могут быть запрошены у нижестоящих должностных лиц ФССП России, а также, при необходимости, у заявителя, суда, других органов и организаций.
В случае если запрошенные документы не будут представлены заявителем, решение по жалобе может быть принято без учета доводов заявителя, в подтверждение которых документы не были им представлены.
4.3. О возобновлении срока рассмотрения при поступлении запрошенных документов (информации) специальное постановление не выносится.
4.4. Если в ходе рассмотрения жалобы в порядке подчиненности установлено, что жалоба аналогичного содержания подана заявителем в суд, срок рассмотрения жалобы приостанавливается до принятия судом решения по существу.
4.5. Если судом принято решение об отказе в принятии заявления, прекращении производства по делу, отказе в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока его подачи, рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности, возобновляется. В этом случае выносится постановление о возобновлении срока рассмотрения.
В срок рассмотрения жалобы в этом случае засчитывается период с момента поступления жалобы до возобновления ее рассмотрения, без учета времени приостановления.
4.6. Сроки рассмотрения жалоб в порядке подчиненности исчисляются в соответствии с главой 3 Закона.
V. Подготовка решения по жалобе, поданной в порядке подчиненности
5.1. При поступлении в территориальный орган ФССП России поручения центрального аппарата о представлении информации по жалобе на постановления или действия (бездействие) должностных лиц, подразделением (должностным лицом), на которое возложены обязанности по рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности, и подготовке проекта решения по жалобе, в соответствии с приказом ФССП России от 01.07.2008 N 313 "О представлении территориальными органами Федеральной службы судебных приставов информации по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц" готовится заключение о результатах проведенной проверки доводов заявителя, которое утверждается руководителем территориального органа ФССП России и направляется в центральный аппарат в установленный поручением срок факсимильной связью (или электронной почтой), с последующим направлением почтой.
К заключению следует прилагать копии всех документов, имеющих существенное значение для рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, по существу (ранее поступившие жалобы, ответы на них, копии исполнительных документов, постановлений (актов), вынесенных должностными лицами территориальных органов ФССП России, определения судов и акты прокурорского реагирования).
В случае если из территориального органа ФССП России в центральный аппарат направляется жалоба для рассмотрения в порядке подчиненности, в целях своевременного принятия решения рекомендуется прилагать к данной жалобе указанные документы.
5.2. Если при рассмотрении жалобы, поданной в порядке подчиненности, установлено, что часть доводов заявителя обоснованна, должностное лицо принимает решение о ее частичном удовлетворении. По остальным доводам в удовлетворении жалобы отказывает. При этом выносит постановление о признании жалобы частично обоснованной, в котором поручает должностному лицу, чьи действия обжалуются, устранить допущенные нарушения и принять новое решение.
5.3. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, оформляется постановлением, которое состоит из вводной, описательно-мотивировочной и заключительной частей.
Вводная часть постановления отражает содержание жалобы заявителя (требования и доводы в их обоснование).
В описательно-мотивировочной части постановления указываются сведения о результатах проверки законности, полноты и своевременности действий должностных лиц, которых касается данная жалоба. Ни один из доводов и фактов, указанных в жалобе заявителя, не должен оставаться без рассмотрения. Результаты проверки излагаются в хронологическом порядке в зависимости от фактических обстоятельств дела со ссылками на действующее законодательство.
Если должностными лицами не применялись меры, предусмотренные нормами действующего законодательства, указываются причины их неприменения. При наличии нарушений должностными лицами норм действующего законодательства указываются меры, принятые к их устранению.
Заключительная часть постановления содержит позицию лица, вынесшего постановление, о полноте, правомерности и своевременности совершения исполнительных действий и вынесения обжалуемого постановления, а также вывод о наличии (отсутствии) нарушений норм законодательства Российской Федерации в постановлениях и действиях (бездействии) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.
При этом должна быть дана последовательная оценка постановлениям, действиям или бездействию всех нижестоящих должностных лиц, начиная с судебного пристава-исполнителя.
В случае если в ходе рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя вынесено в нарушение законодательства об исполнительном производстве, оно может быть отменено не только старшим судебным приставом, но и другим вышестоящим должностным лицом, рассмотревшим жалобу.
5.4. При рассмотрении жалобы в порядке подчиненности проверка должна проводиться не только по доводам заявителя. При выявлении неуказанных в жалобе нарушений необходимо принимать меры по их устранению.
5.5. В случае выявления нарушений законодательства об исполнительном производстве, а также ненадлежащего рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, повлекших признание жалобы обоснованной полностью или частично, должностное лицо, рассмотревшее жалобу, поданную в порядке подчиненности, принимает меры для привлечения винновых должностных лиц к дисциплинарной ответственности; направляет материалы должностному лицу, уполномоченному принимать решения о привлечении винновых должностных лиц к дисциплинарной ответственности, постановление должностного лица, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должно содержать указанную информацию.
При наличии необходимых полномочий должностное лицо, рассмотревшее жалобу, поданную в порядке подчиненности, решение о привлечении виновных должностных лиц принимает самостоятельно.
5.6. Копия постановления должностного лица, вынесенного по результатам рассмотрения поданной в порядке подчиненности жалобы, направляется должностному лицу, чьи действия (бездействие), постановления обжаловались в порядке подчиненности.
VI. Исполнение и контроль за исполнением постановлений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности
6.1. Должностное лицо, чьи постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий признаны неправомерными, исполняет поручения, содержащиеся в постановлении, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Указанные действия совершаются должностным лицом в срок, установленный ч. 4 ст. 127 Закона, если иной срок не установлен постановлением должностного лица, вынесенным по результатам рассмотрения поданной в порядке подчиненности жалобы.
В случае удовлетворения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должностное лицо, рассматривающее жалобу, назначает служебную проверку в отношении должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.
По результатам исполнения постановления, вынесенного по результатам рассмотрения поданной в порядке подчиненности жалобы, должностное лицо, указанное в п. 6.1, представляет информацию должностному лицу, вынесшему постановление по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, по исполнению данных ему поручений и устранению выявленных нарушений.
Если жалоба, поданная в порядке подчиненности, рассматривалась старшим судебным приставом, то подчиненное должностное лицо докладывает об исполнении данных ему поручений и устранении, нарушений служебной запиской.
6.2. Контроль за исполнением постановлений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности, осуществляется должностным лицом, вынесшим данные постановления.
VII. Заключительные положения
7.1. На информационных стендах в подразделениях судебных приставов, в аппарате территориальных органов, а также на интернет-сайтах территориальных органов ФССП России размещается следующая справочная информация по вопросам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности:
порядок и сроки обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов. Последствия нарушения установленных сроков для обжалования;
требования к оформлению и содержанию жалобы, поданной в порядке подчиненности, а также последствия их несоблюдения;
образцы жалоб, подаваемых в порядке подчиненности;
перечень должностных лиц структурных подразделений судебных приставов, территориальных органов ФССП России, центрального аппарата, уполномоченных рассматривать жалобы, поданные в порядке подчинения;
порядок и сроки обжалования постановлений должностных лиц, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности;
номера телефонов и адреса справочных служб подразделений судебных приставов, территориальных органов, центрального аппарата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 3 октября 2011 г. N 12-01-23906-АП "О направлении Методических рекомендаций об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., N 3