Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2012 г. N 03-04-06/6-104
Вопрос: Негосударственный пенсионный фонд в соответствии со статьями 21, 24 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) просит дать письменное разъяснение в связи с изложенной ниже ситуацией.
В августе 2002 г. между организацией-работодателем и Фондом был заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения работников организации за счет средств работодателя. Согласно договору и пункту 5 статьи 213 НК РФ (в редакции от 24.07.2002) работодатель в период с 30.08.2002 по 26.12.2003 уплачивал суммы пенсионных взносов в пользу своих работников, исчисляя, удерживая и перечисляя в бюджет НДФЛ. Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ введена в действие статья 213.1 НК РФ, вступившая в действие с 01.01.2005. В связи с наступлением пенсионных оснований работник с апреля 2009 г. получает пенсионные выплаты. На основании пункта 2 статьи 213.1 НК РФ (в редакции от 14.03.2009) Фонд удерживает НДФЛ с этих пенсионных выплат.
Считаем, что при регулировании отношений по пенсионному обеспечению имеет существенное значение экономическая характеристика объекта налогообложения и налоговой базы. Выплаты по договору пенсионного обеспечения определяются исходя из размера перечисленных работодателем в пользу работника пенсионных взносов. Такое толкование природы и механизма пенсионного обеспечения позволяет сделать вывод о том, что удержание налога на доходы физических лиц в переходный период как с сумм пенсионных взносов, так и с сумм пенсионных выплат означало бы двойное налогообложение экономической выгоды, которую получает застрахованное лицо, а следовательно, приводило бы к необоснованному снижению предоставляемых ему гарантий, что недопустимо. Федеральный законодатель, изменяя порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в указанном случае, обязан был предусмотреть особенности вступления в силу новой статьи 213.1 НК РФ оспариваемого законоположения, однако соответствующее правовое регулирование своевременно осуществлено не было.
На основании изложенного просим дать письменные разъяснения:
1. Правомерно ли действовал Фонд, исчисляя, удерживая и перечисляя в бюджет НДФЛ с негосударственной пенсии, назначенной Участнику в 2009 году, исходя из сумм пенсионных взносов работодателя в пользу данного Участника, внесенных в период действия ст. 213 НК (до 31.12.2004)?
2. Как необходимо в дальнейшем действовать Фонду в случае назначения пенсий с данной категории пенсионных счетов - счетов в пользу физических лиц по договорам пенсионного обеспечения за счет средств работодателей, пенсионные взносы по которым уплачиваются с 01 января 2002 года?
3. В каком порядке Участник сможет вернуть удержанную Фондом сумму НДФЛ в случае, если она будет признана излишне удержанной?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо негосударственного пенсионного фонда по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм пенсий, выплачиваемых по договору негосударственного пенсионного обеспечения, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, в 2002 году организацией-работодателем был заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения в пользу ее работников. В соответствии с заключенным договором в 2002 и 2003 годах организацией были уплачены пенсионные взносы, с которых был исчислен, удержан и перечислен в бюджетную систему Российской Федерации налог на доходы физических лиц. В 2009 года в связи с наступлением пенсионных оснований физическим лицам производится выплата пенсии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.1 Кодекса, внесенной Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ), при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ пункт 2 статьи 213.1 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Таким образом, с 1 января 2005 года суммы пенсий, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу физических лиц работодателями или иными организациями, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Вместе с этим необходимо принимать во внимание, что в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N 137-О-П положение статьи 213 Кодекса, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации, по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает его применение к отношениям, возникшим в связи с налогообложением доходов по договорам добровольного пенсионного страхования за счет средств работодателей, страховые взносы по которым уплачены до 1 января 2008 года в полном объеме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.