1. Комиссия заказчика не вправе отказывать в допуске к участию к торгах организации, не скопировавшей в составе заявки товарный знак производителя товара, используемого при оказании услуг, а указавшей его на русском языке.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений административных зданий и прилегающей к ним территории.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия комиссии Заказчика по отказу в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок следовало, что участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании того, что в заявке "указано альтернативное предложение по позиции полотенца бумажные для рук".
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Пункт 4.4.2 аукционной документации в части товарного знака дублирует положения подпункта "б" части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, согласно которой первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара, при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статьи 1477, 1481 Гражданского кодекса РФ).
Согласно материалам дела предметом аукциона являются услуги по уборке помещений и территории, а не поставка товара. При этом документация об аукционе не содержит требований об отражении в первых частях заявок товарных знаков, требований использования товаров определенных заказчиком товарных знаков.
Аукционная документация не содержит указания на товарный знак, что не оспаривается заказчиком.
Требования технологической карты аукционной документации не противоречат первой части заявки по названной позиции.
Неполное отражение обществом комбинированного товарного знака в первой части заявки не могло, в силу положений указанного Закона, и не являлось согласно протоколу рассмотрения заявок основанием отказа в допуске.
В основу отказа в допуске заказчиком положено нарушение пункта 4.4.2 документации об аукционе и пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, то есть не указание товарного знака.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае не предоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений, а также в случае несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Согласно пункту "а" части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в частности, согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
С учетом предмета аукциона, аукционной документации и содержания первой части заявки общества, Комиссия ФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для отказа в допуске общества к участию в аукционе. Отказ комиссией заказчика в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа по указанному в протоколе основанию был признан нарушением части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России зафиксировала указанное нарушение в решении.
Вместе с тем, Заказчик не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, признал правомерность вынесенного ФАС России решения, оставив его в силе. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 г. решение первой инстанции по делу N А40-16104/11-2-101 оставлено без изменения.
2. Ограничение заказчиком в документации возможности исполнителя по контракту привлекать субподрядчиков является нарушением Закона о размещении заказов и квалифицируется как дополнительное требование к участнику размещения заказа.
Заказчик разместил заказ на право выполнения инженерно-геодезических, строительно-монтажных, пусконаладочных работ и приобретение оборудования по объекту "Реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера в городе Красноярске".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия Заказчика. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Статья 11 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участнику размещения заказа.
Вместе с тем, заказчик, в нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, установил дополнительное требование о запрете привлечения субподрядчика к выполняемым работам. Также Комиссия ФАС России посчитала, что указанное требование нарушает и пункт 1 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Кроме того, Комиссия ФАС России установила в действиях заказчика нарушения частей 3 и 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а именно: указание в Техническом задании на конкретного производителя медицинского оборудования без сопровождения словами "или эквивалент".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России зафиксировала указанные нарушения в решении выдала заказчику предписание.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд, рассмотрев указанное дело, ознакомившись с позициями сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.
Суды вышестоящих инстанций пришли к следующим выводам.
"Правильно применив положения статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что требование о необходимости согласования привлечения к исполнению работ субподрядчика, изложенное в документации, является дополнительным, не предусмотренным частями 1-3 статьи 11 и статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
Поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о размещении заказов не устанавливает запрета на привлечение субподрядчиков при исполнении государственных контрактов, участнику размещения заказа с учетом предмета открытого аукциона необходимо было представить только свидетельство о допуске к работам по организации строительства и свидетельство о допуске к выполнению работ по инженерным изысканиям (предусмотрено частями 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В то же время, истребование иной разрешительной документации (свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, к работам по инженерным изысканиям, лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) являлось неправомерным и направлено на ограничение количества участников размещения заказа".
Учитывая изложенное, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.
(см. постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.2012 г. по делу N А40-26382/11-93-204)
3. В случае проведения торгов на строительные работы заказчик обязан разместить проектно-сметную документацию на официальном сайте в составе документации о торгах. В случае, если заказчик не выполняет указанное требование, комиссия контролирующего органа выдает заказчику предписание о внесении изменений в документацию о торгах и передает материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заказчик проводил торги на выполнение работ по устройству дорожных оснований и покрытий. В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Заказчиком в составе документации не размещена проектно-сметная документация об объекте торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии со статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования. На необходимость согласования технической документации как существенного условия при заключении договора строительного подряда указывает содержащееся в этой же норме императивное правило о том, что договором обязательно должны быть определены состав и содержание технической документации, а так же срок и сторона, на которой лежит обязанность ее предоставления.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление строительства объекта капитального строительства в соответствии со сметной документацией.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ - проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. В соответствии с частью 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка
Согласно части 12 статьи 48 ГрК РФ проектная документация включает в себя следующее:
1) пояснительную записку с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схему планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смету на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Следовательно, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
Обязанность выполнения строительных работ исключительно в соответствии с проектно-сметной документацией установлена частью 1 статьи 743 ГК РФ, где говорится, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Указанное требование, подтверждается и тем, что проектом государственного контракта, размещенным на сайте, предусмотрена обязанность выполнить работы, предусмотренные проектно-сметной документацией, то есть проектно-сметная документация является документом, раскрывающим существенные условия договора, а значит является обязательным его приложением, и подлежит включению в документацию об аукционе и размещению на сайте, так как содержит указание на объем работ, которые необходимо выполнить, на их качественные и технические характеристики.
Данная позиции подтверждается письмом ФАС России N ИА/19712, в котором отмечается, что в соответствии с частью 2 статьи 22, частью 2 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом:
- к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг;
- к безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
- к размерам, упаковке, отгрузке товара;
- к результатам работ, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (то есть содержать объем работ, подлежащих выполнению).
С учетом нормы, предусмотренной частью 1 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в заявке на участие в аукционе участник размещения заказа должен дать согласие на выполнение конкретного, установленного Заказчиком объема работ.
Исходя из этого, в заявке на участие в аукционе участник размещения заказа должен дать согласие на выполнение конкретного, установленного Заказчиком в надлежащем порядке, объема работ, а также в ходе аукциона предложить цену, за которую участник сможет выполнить установленный документацией об Аукционе объем работ. При этом цена и объем работ по строительству должны быть рассчитаны из утвержденной проектно-сметной документации.
Таким образом, не имея утвержденной проектно-сметной документации, участник размещения заказа не сможет правильно рассчитать цену и объем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, рассмотрев указанные обстоятельства, зафиксировала указанное нарушение в решении и выдала заказчику предписание.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания ФАС России.
Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам.
"Таким образом, так как проектно-сметные документации, входящие в состав документации об Аукционе, не были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, в связи с чем комиссия ФАС России правомерно установила в действиях заявителя нарушения п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов".
Таким образом, суд решением от 20.03.2012 г. по делу N А40-125277/11-92-1097 оставил решение ФАС России в силе, отказав в удовлетворении требований заявителя.
4. В извещении о проведении торгов заказчик обязан указывать полное наименование торгов, соответствующее документации о торгах и полностью отражающее предмет закупки.
Заказчик проводил торги на право заключения государственного контракта на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта "Окружной лицей информационных технологий (учебный корпус с общежитием).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия заказчика, содержащая признаки нарушения Закона о размещении заказов.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия ФАС России установила следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 41.5 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте.
Согласно части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются:
1) форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
2) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
4) предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг;
5) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;
7) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
8) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 41.9 настоящего Федерального закона;
9) дата проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 41.10 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения открытого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения открытого аукциона устанавливается на ближайший следующий за ним рабочий день.
Частью 6 статьи 34 и частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого аукциона должны соответствовать сведениям, указанным в документации об открытом аукционе.
Вместе с тем, согласно документации об аукционе предметом контракта является "выполнение полного комплекса работ по строительству объекта "Окружной лицей информационных технологий (учебный корпус с общежитием) в г. Ханты-Мансийске, (ХМАО)". В извещении об аукционе в графе "Полное наименование аукциона (предмет контракта)" указаны следующие сведения: "АР-1571/11 на выполнение работ".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России признала действия заказчика нарушающими положения Закона о размещении заказов и выдала заказчику предписание.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, в решении от 11.03.2012 г. по делу N А40-133490/11-93-1203 пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России, оставив его в силе и отказав в удовлетворении требований заявителя.
5. При проведении торгов на строительство заказчик вправе установить в документации о торгах требование о предоставлении в составе заявки только свидетельства саморегулируемой организации на организацию работ.
Заказчик проводил аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Центр спортивной подготовки по ул. Камышлинской в Ленинском Районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия Заказчика, комиссии заказчика.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в подпункте 3 пункта 3 документации об Аукционе установлено требование к участникам размещения заказа о наличии копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона, а именно: копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 г.), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что установление Заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при проведении Аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Центр спортивной подготовки по ул. Камышлинской в Ленинском Районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов. Комиссия ФАС России зафиксировала указанное нарушение в решении и выдала заказчику предписание.
Заказчик, не согласившись с ненормативными правовыми актами ФАС России, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании решения и предписания ФАС России недействительными.
Суд, рассмотрев указанное дело, изучив позиции сторон, в решении от 11.03.2012 г делу N А40-135881/11-149-941 пришел к выводу о законности о обоснованности решения и предписания ФАС России, отказав в удовлетворении требований заявителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре рассмотрен ряд нарушений заказчиками законодательства о госзакупках.
В частности, незаконным признан отказ комиссии заказчика допустить к торгам организацию, указавшую в заявке товарный знак производителя товара, используемого при оказании услуг, на русском языке. Неполное отражение участником комбинированного товарного знака было расценено заказчиком как неуказание товарного знака вообще. Вместе с тем аукционная документация не содержала требований об отражении товарных знаков и использовании товаров определенных товарных знаков.
Заказчик не вправе запрещать исполнителю по госконтракту привлекать субподрядчиков. Незаконным является и требование о согласовании заказчиком их привлечения. При проведении торгов на строительство участнику достаточно представить свидетельства о допуске к работам по организации строительства. Требовать иные разрешительные документы (в том числе свидетельства о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капремонту) неправомерно. Это ограничивает количество участников размещения заказа.
При проведении торгов на строительные работы заказчик обязан разместить проектно-сметную документацию на официальном сайте в составе документации о торгах. Без нее участник размещения заказа не может правильно рассчитать цену и объем работ.
В извещении о торгах заказчик обязан указывать их полное наименование. Оно должно соответствовать документации о торгах и полностью отражать предмет закупки.
Правомерность позиции ФАС России подтверждена судами.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.