Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Е.Н. Ракова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.Н. Раков утверждает, что часть первая статьи 97 "Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений" УИК Российской Федерации противоречит статьям 18 и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, не предусматривая возможности выезда осужденного, переведенного в следственный изолятор для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве, за пределы следственного изолятора, ставит его в неравное положение с иными осужденными.
Как следует из представленных материалов, решением начальника следственного изолятора, в котором Е.Н. Раков находился в соответствии со статьей 77.1 УИК Российской Федерации, отказано в предоставлении выезда за его пределы. Заявление Е.Н. Ракова о признании этого решения незаконным оставлено судом без удовлетворения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений: краткосрочные - в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения; длительные - на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 этого Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска (часть первая статьи 97). Приведенные законоположения не определяют безусловного права осужденных, а закрепляют исключение из условий отбывания наказания в исправительных учреждениях, допускаемое с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного (глава 13, части третья и шестая статьи 97 УИК Российской Федерации), что не может рассматриваться как нарушение прав заявителя.
Кроме того, согласно статье 77.1 УИК Российской Федерации осужденные к лишению свободы, переведенные в следственный изолятор в связи с необходимостью их участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого), содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Соответственно, вопрос о возможности выезда за пределы следственного изолятора должен разрешаться с учетом процессуального статуса лица, переведенного в следственный изолятор, и положений названного Федерального закона. Иное противоречило бы конституционно значимым целям применения меры пресечения в виде заключения под стражу, закрепленным в статьях 97 и 108 УПК Российской Федерации.
Установление же того, имелись ли указанные в законе основания и условия для предоставления Е.Н. Ракову по его ходатайству возможности выезда за пределы следственного изолятора, требует исследования фактических обстоятельств его дела, а потому в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ракова Евгения Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 596-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ракова Евгения Николаевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был