Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 апреля 2012 г. N 03-05-04-01/17
Вопрос: В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2012 N 03-05-04-01/10 о налоге на имущество организаций Министерство юстиции Российской Федерации сообщает следующее.
Деятельность государственных юридических бюро в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) после передачи в ведение субъекта Российской Федерации будет определяться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации является определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, что позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации применить различные варианты сотрудничества государственных юридических бюро и адвокатов. Также в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона государственным юридическим бюро предоставлено право привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Статьей 20 Закона об адвокатуре установлено, что адвокаты могут осуществлять адвокатскую деятельность только через адвокатские образования, к которым в том числе относятся адвокатские коллегии, адвокатское бюро и юридическая консультация. Учитывая, что отношения, возникающие в связи с деятельностью коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридичесхих консультаций, во взаимосвязи положений статьи 22-24 Закона об адвокатуре регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", норма пункта 14 статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождает только указанную категорию налогоплательщиков от уплаты налога на имущество.
Организациям, указанным в статье 381 Кодекса предоставлено право пользоваться льготами по налогу на имущество организаций на федеральном уровне. Согласно статьям 12, 372 Кодекса законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, законами о налоге на имущество организаций в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Таким образом, в соответствии со статьей 372 Кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. В силу положений Кодекса возможность освобождения законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерация отдельных категорий налогоплательщиков от налога на имущество организаций в отношении отдельных видов имущества, находящихся на балансе организации, прямо предусмотрена Кодексом.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы о правомерности предоставления государственному юридическому бюро налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 14 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, и с учетом мнения Министерства юстиции Российской Федерации (письмо от 18.04.2012 N 16-29679) сообщает.
Согласно пункту 14 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.
Правовой статус указанных форм адвокатских образований определен Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ). Статьей 20 Федерального закона N 63-ФЗ установлено, что адвокаты могут осуществлять деятельность только через адвокатские образования. При этом отношения, возникающие в связи с деятельностью адвокатских образований, во взаимосвязи положений статей 22-24 Закона N 63-ФЗ регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Что касается государственных юридических бюро, то порядок создания и деятельности государственных юридических бюро, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, определен Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Закон N 324-ФЗ). Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона N 324-ФЗ государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного установленная пунктом 14 статьи 381 Кодекса льгота по налогу на имущество организаций на государственные юридические бюро не распространяется.
Приложение: на 2 листах.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.