Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 5-О10-271
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кочина В.В.,
судей Микрюкова В.В., Климова А.Н.,
рассмотрела в судебном заседании от 20 октября 2010 года материал по кассационным жалобам Кожаева В.Ю. и адвоката Магомедовой Р.С. на определение Московского городского суда от 6 сентября 2010 года, которым его жалоба на решение заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2010 года о выдаче Кожаева В.Ю. ... правоохранительным органам Республики Беларусь оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Микрюкова В.В., изложившего содержание определения, мотивы кассационных жалоб, объяснения адвоката Магомедовой Р.С., поддержавшей доводы жалоб, мнение прокурора Башмакова А.М., полагавшего необходимым определение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Кожаев В.Ю. обвиняется в том, что 8 декабря 1998 года в ... действуя совместно с другими лицами, оказал И. помощь в совершении покушения на убийство П.
Кроме того, Кожаев В.Ю. 21 марта 2005 года уклонился ...
Генеральная прокуратура Республики Беларусь обратилась в Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством о выдаче Кожаева В.Ю. для привлечения его к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139, и ст. 415 УК Республики Беларусь 1999 года.
12 апреля 2010 года заместителем Генерального прокурора Российской Федерации принято решение об удовлетворении запроса Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о выдаче Кожаева В.Ю. для привлечения его к уголовной ответственности за покушение на убийство по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139 УК Республики Беларусь 1999 года и отказано в выдаче Кожаева В.Ю., для привлечения к уголовной ответственности ....
Московский городской суд жалобу Кожаева В.Ю. на указанное решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации оставил без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кожаев В.Ю. просит отменить определение суда и постановление Генеральной прокуратуры РФ о его выдаче правоохранительным органам Республики Беларусь, производство по экстрадиции прекратить. Считает, что в судебном заседании было нарушено его право на защиту, выразившееся в том, что в суде не участвовал адвокат О. с которой у него заключено соглашение, назначенный судом адвокат не защищал его интересы. Председательствующий по делу судья К. официально заявил, что решение Генеральной прокуратуры останется в силе. Полагает, что он не может быть выдан Республике Беларусь, так как в данной стране предусмотрено наказание в виде смертной казни и там применяются пытки, власти преследуют его по религиозным и политическим мотивам. Считает, что все преступления против него сфальсифицированы.
В кассационной жалобе адвокат Магомедова Р.С. просит определение Московского городского суда отменить, при этом ссылается на то, что суд не дал правовой оценки тому обстоятельству, что постановление Генеральной прокуратуры РФ о выдаче Кожаева В.Ю. было вынесено до окончания процедуры определения его статуса по ходатайству о признании его беженцем. Суд не опроверг аргументы защиты о возможном применении к Кожаеву В.Ю. смертной казни, и пыток или иного насилия. Защитник полагает о наличии фальсификации обвинения в отношении Кожаева В.Ю.
Проверив материал и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что оснований для отмены определения не имеется.
Согласно ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основании принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Как следует из представленных суду Генеральной прокуратурой Российской Федерации материалов запрос Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о выдаче Кожаева В.Ю. правоохранительным органам Республики Беларусь полностью соответствует требованиям ст. 1 и ст. 12 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года, а также ст. 58 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
Правоохранительными органами Республики Беларусь Кожаев В.Ю., являющийся гражданином Республики Беларусь, привлекается к уголовной ответственности по подозрению в совершении деяний на территории Республики Беларусь, которые в соответствие с уголовным законодательством Российской Федерации соответствуют ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ (пособничество в покушении на убийство), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
На территории Российской Федерации за то же деяние он не преследуется.
В судебном заседании проверялся вопрос о гражданстве Кожаева В.Ю. и было установлено, что Кожаев В.Ю. гражданином Российской Федерации не является. Согласно сведениям, поступившим из ФМС России по базе данным учета ФМС и КД МИД России, гражданство России Кожаев В.Ю. не приобретал.
Вопреки доводам жалоб в судебном заседании не нашло своего подтверждения утверждение Кожаева В.Ю. о преследовании его в Белоруссии по политическим убеждениям и по признаку вероисповедования.
Так из сообщения МИД России следует, что Министерство иностранных дел не располагает сведениями относительно преследовании Кожаева В.Ю. в Белоруссии по политическим мотивам, вероисповедованию или по иным признакам.
Не подлежит удовлетворению довод жалобы Кожаева В.Ю. о невозможности его выдачи в связи с наличием в Республике Беларусь наказания в виде смертной казни. В соответствии с выпиской из УК Республики Беларусь за преступление, в котором обвиняется Кожаев по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139 УК Республики Беларусь 1999 года, не предусмотрено наказание в виде смертной казни. Генеральная прокуратура Республики Беларусь гарантировала, что в случае выдачи, Кожаев не будет привлечен к уголовной ответственности, подвергнут наказанию за преступление, совершенное до выдачи, а также не будет выдан, выслан либо передан третьему государству за иное преступление, не связанное с выдачей, без согласия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не будет подвергаться пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения и наказания.
Доводы заявителей о предвзятости правоохранительных органов Республики Беларусь к Кожаеву В.Ю., о незаконности методов ведения ими следствия носят предположительный характер и для таких утверждений оснований нет. Вопросы о виновности или невиновности лица, принесшего жалобу, в отношении которого принято решение о выдаче иностранному государству, имело или не имело место деяние, в совершении которого этому лицу иностранным государством предъявлено обвинение, о доказанности или недоказанности обвинения в данном случае предметом разбирательства не являлись и не могли являться.
Не влияет на правильность выводов суда довод кассационной жалобы адвоката о том, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что постановление Генеральной прокуратуры РФ о выдаче Кожаева В.Ю. было вынесено до окончания процедуры определения его статуса по ходатайству о признании его беженцем, поскольку на день принятия Московским городским судом решения Кожаеву В.Ю. было отказано в признании его беженцем на территории РФ и это обстоятельство не ставило под сомнение законность постановления заместителя Генерального прокурора РФ о выдаче Кожаева В.Ю., а потому отсутствие в определении суда оценки не имеет правового значения для дела.
Как видно из материала Кожаев В.Ю. обращался в УФМС ... с заявлением о признании его беженцем. 25 мая 2010 года решением УФМС России ... Кожаеву В.Ю. было отказано в признании его беженцем на территории РФ. Указанное решение обжаловалось Кожаевым в суд.
24 июня 2010 года решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы в удовлетворении заявления Кажаева В.Ю. об оспаривании решения УФМС России по г. Москве отказано.
17 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2010 года без изменения, кассационные жалобы Кожаева В.Ю. и адвоката Магомедовой Р.С. без удовлетворения.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанных преступлений, как правильно указал суд в определении, по законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации не истекли.
Доводы кассационной жалобы Кожаева В.Ю. о нарушении его права на защиту, являются необоснованными.
Из материала видно, что адвокаты О. и Магомедова Р.С. неоднократно не являлись в судебные заседания: 15 июня, 24 июня, 15 июля 2010 года - адвокат Магомедова Р.С., 27 августа и 3 сентября 2010 года адвокат - Осипова А.В.
27 августа 2010 года, когда не явились адвокаты О. и Магомедова Р.С., Кожаеву разъяснялось, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 50 УПК РФ, если участвующие в деле защитники в течении 5 суток не смогут принять участие в рассмотрении настоящей жалобы на решение Генеральной прокуратуры РФ о выдаче Кожаева В.Ю. правоохранительным органам Республики Беларусь, то последнему будет приглашен другой защитник - адвокат по назначению, либо он может заключить соглашение с другим защитником.
На последнее судебное заседание явилась адвокат Магомедова Р.С., защищавшая по соглашению интересы Кожаева В.Ю., которая также принимала участие в Федеральной Миграционной службе РФ и в кассационной инстанции Московского городского суда при решении вопроса о предоставлении Кожаеву В.Ю. статуса беженца на территории РФ.
Таким образом, Кожаев В.Ю. был обеспечен квалифицированным адвокатом, с которым имелось соглашение по оказанию юридических услуг заявителю.
Доводы кассационной жалобы Кожаева В.Ю. о том, что председательствующий по делу допускал высказывания предрешающие разрешение жалобы в пользу Генеральной прокуратуры РФ, являются несостоятельными.
Как видно из материала заявленный председательствующему судье отвод был отклонен. Из протокола судебного заседания не усматривается наличия высказываний со стороны председательствующего судьи, которые бы могли ставить под сомнение его объективность и беспристрастность.
Что касается довода жалобы о вызове в судебную инстанцию свидетелей, то такой необходимости нет, поскольку у судебной коллегии нет сомнений в правильности принятого судом решения.
Никаких предусмотренных ст. 464 УПК РФ оснований для отказа в выдаче правоохранительным органам Республики Беларусь, не имеется.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену определения суда, вопреки доводам жалоб, судом не допущено.
С учетом изложенного кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
определение Московского городского суда от 6 сентября 2010 года в отношении Кожаева В.Ю. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 5-О10-271
Текст определения официально опубликован не был