Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. N АКПИ12-405
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 августа 2012 г. N АПЛ12-430 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" о признании недействующим пункта 4.14 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (по тексту - Положение), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 8 января 1997 г. N 2, в части пункта 4.14, предусматривающего, что перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещается.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении от 18 декабря 1992 г. (далее - Соглашение от 18 декабря 1992 г.), Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 г. (далее - Соглашение от 27 января 1994 г.), в частности пункту 13 приложения к нему, согласно которому пункты пропуска Нижнеленинское - Тунцзян открыты для международного грузового и пассажирского сообщения (в период навигации сообщение судами, в период ледостава - автомобилями по льду). Заявитель ссылается на то, что оспариваемая норма нарушает его право на занятие предпринимательской деятельностью, так как в период ледостава ООО "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" не может осуществлять международные перевозки пассажиров автобусами и получать прибыль от своей деятельности.
Минтранс России и Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) в письменных возражениях указали на то, что Положение издано федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование транспортным комплексом, в том числе автомобильным транспортом, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, направлено на охрану жизни и здоровья водителей и пассажиров автобусов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, не нарушает права и свободы заявителя.
Выслушав объяснения генерального директора ООО "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" Иванченко А.В. и его представителя Загорулько О.М., возражения представителей Минтранса России Тонких С.Р. и Минюста России Башиловой В.Е., Балояна К.Т., оценив Положение в оспариваемой части по форме, содержанию и компетенции издавшего его нормотворческого органа, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приказ от 8 января 1997 г. N 2, которым утверждено оспариваемое Положение, издан Минтрансом России в соответствии с его компетенцией, определенной действовавшим на то время Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации (пункты 1, 6), утвержденным Указом Президента Российской Федерации 15 марта 1996 г. N 382, и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 133-р "О реализации Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 1997 г., регистрационный N 1302, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за 1997 г. N 11.
Согласно статье 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Положение, согласно его пункту 1.1, определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.
Соглашение от 18 декабря 1992 г. и Соглашение от 27 января 1994 г., заключенные между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, которым, как считает заявитель, противоречит оспариваемая правовая норма, регулируют отношения, связанные с международным автомобильным сообщением, устанавливают пункты пропуска на российско-китайской государственной границе в целях создания надлежащих условий для пересечения границы лицами, транспортными средствами и товарами, определяют местонахождение и категории пунктов пропуска.
Названные Соглашения не содержат положений, устанавливающих порядок перевозок пассажиров на территории Российской Федерации, отсылают по вопросам, касающимся правил движения, к внутреннему законодательству страны, на территории которой находится транспортное средство (статьи 20, 22 Соглашения от 18 декабря 1992 г.).
Следовательно, нормы Положения, действие которого распространяется на территорию Российской Федерации, не могут противоречить указанным Соглашениям.
Ссылка заявителя на пункт 13 приложения к Соглашению от 27 января 1994 г. является необоснованной. В нем отсутствуют нормы, изменяющие или отменяющие установленные российским законодательством требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации. Данным пунктом не регулируются также условия и порядок перевозок пассажиров автомобильным транспортом через ледовые переправы.
По этим мотивам не имеется оснований и для вывода о нарушении требований Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", на который ссылается заявитель.
С учетом изложенного доводы ООО "Речной пункт пропуска "НижнеЛенинское" о незаконности пункта 4.14 Положения, запрещающего на территории Российской Федерации перевозку пассажиров автобусами через ледовые переправы, являются необоснованными, заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" о признании недействующим пункта 4.14 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась одна из норм, содержащаяся в Положении об обеспечении безопасности автобусных пассажирских перевозок. Она запрещает перевозить пассажиров автобусами через ледовые переправы.
По мнению заявителя, данная норма противоречит двум российско-китайским межправительственным соглашениям. В одном из них речь идет о международном автомобильном сообщении. В другом - о пунктах пропуска на российско-китайской госгранице. В частности, в п. 13 приложения ко 2-му из соглашений предусмотрено, что пункты пропуска Нижнеленинское - Тунцзян открыты для международного грузового и пассажирского сообщения (в период навигации - судами, во время ледостава - автомобилями по льду).
Верховный Суд РФ не удовлетворил заявление. Он указал следующее.
Упомянутые соглашения регулируют отношения, связанные с международным автомобильным сообщением, устанавливают пункты пропуска на российско-китайской госгранице в целях создания надлежащих условий для пересечения ее лицами, транспортными средствами и товарами, определяют местонахождение и категории пунктов пропуска.
Соглашения не содержат норм, устанавливающих порядок перевозок пассажиров в России. По вопросам, касающимся правил движения, идет отсылка к внутреннему законодательству страны, в которой находится транспорт. Следовательно, нормы Положения об обеспечении безопасности, действие которого распространяется на территорию России, не могут противоречить указанным соглашениям.
Ссылка заявителя на п. 13 приложения к соглашению необоснованна. В нем отсутствуют нормы, изменяющие или отменяющие установленные российским законодательством требования по обеспечению безопасности автобусных пассажирских перевозок в нашей стране. Данным пунктом не регулируются также условия и порядок автомобильных пассажирских перевозок через ледовые переправы.
Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. N АКПИ12-405
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 августа 2012 г. N АПЛ12-430 настоящее решение оставлено без изменения