Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2012 г. N 38-АПГ12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.В. Борисовой,
при секретаре М.Ю. Завражнове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Бочарова А.Ю. о признании недействующими части 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" (в редакции от 18.10.2011 года) и пункта 2 статьи 1 Закона Тульской области от 18.10.2011 года N 1658-ЗТО "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" по апелляционной жалобе Бочарова А.Ю. на решение Тульского областного суда от 13 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения заявителя А.Ю. Бочарова, поддержавшего доводы кассационной жалобы и представителя по доверенности Тульской областной Думы Л.М. Петровичевой, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю.Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Тульской областной Думой 27 декабря 2004 года принят Закон N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", который 28 декабря 2004 года подписан Губернатором Тульской области и официально опубликован в общественно-политической газете "Тульские известия" N 278-279 от 30 декабря 2004 года.
Бочаров А.Ю., будучи ветераном труда и участником боевых действий, обратился в Тульский областной суд с заявлением об оспаривании части 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" и пункта 2 статьи 1 Закона Тульской области от 18.10.2011 года N 1658-ЗТО "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", указав, что оспариваемые нормы противоречат положениям пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статье 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также нарушают права заявителя на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании Бочаров А.Ю. поддержал заявленные суду требования.
Тульская областная Дума просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Тульского областного суда от 13 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Бочаров А.Ю. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административными делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Оспариваемыми положениями части 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" и пункта 2 статьи 1 Закона Тульской области от 18.10.2011 года N 1658-ЗТО "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" предусмотрено, что если гражданин имеет право па получение мер социальной поддержки по настоящему закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из положений ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 10).
Таким образом, как правильно указал суд в решении, с 1 января 2005 года перечень мер социальной поддержки для указанных выше категорий ветеранов, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации самостоятельно, поэтому оспариваемый Закон принят во исполнение изложенных выше положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранам боевых действий также установлены ст. 16 Федерального Закона "О ветеранах".
Между тем, согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, из содержания п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана на выбор основания для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.
Указанная правовая норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах", однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данный пункт утратил силу.
При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены определенные условия, а именно: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судом установлено, что субвенции из федерального бюджета бюджету Тульской области на реализацию Федерального закона "О ветеранах" и иных федеральных законов, предусматривающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, и расходы бюджета области на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в части полномочий субъектов РФ, составили в общей сумме в 2004 году 255446 тыс. руб., в 2005 году - 663747 тыс. руб.; расходы бюджета области на реализацию Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" составили в 2006 году - 1159640,3 тыс. руб., в 2007 году - 1226926,5 тыс. руб., в 2008 году - 1575855.5 тыс. руб., в 2009 году - 795860,6 тыс. руб., в 2010 году - 2521313.9 тыс. руб., в 2011 году - 2361382,6 тыс. руб., в том числе на реализацию льгот ветеранам труда в 2006 году - 916399 тыс. руб., в 2007 году - 974721,5 тыс. руб., в 2008 году - 1212424 тыс. руб., в 2009 году - 1413277.7 тыс. руб., в 2010 году - 1750659,3 тыс. руб., в 2011 году - 1954348 тыс. руб. На реализацию Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" на 2012 год в бюджете области утверждено 2698714,7 тыс. руб., в том числе на реализацию льгот ветеранам труда - 2102094,5 тыс. руб.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат ветеранам не уменьшался, а условия их предоставления не ухудшались, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на ошибочном толковании заявителем положений действующего законодательства и фактически воспроизводят доводы первоначального заявления Бочарова А.Ю., которые в соответствии с требованиями ГПК РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тульского областного суда от 13 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бочарова А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.В. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2012 г. N 38-АПГ12-1
Текст определения официально опубликован не был