Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подчасть A
Лицензия на техническое обслуживание самолетов и вертолетов
66.A.1 Сфера применения
(a) Настоящий раздел устанавливает требования для выдачи лицензий на техническое обслуживание воздушного судна, а также условия их действительности и использования в отношении самолетов и вертолетов следующих категорий:
- Категория A
- Категория B1
- Категория B2
- Категория C
(b) Категории A и B1 подразделяются на подкатегории в зависимости от турбинных или поршневых двигателей самолетов или вертолетов. Выделяются следующие подкатегории:
- A1 и B1.1 Самолеты Турбина
- A2 и B1.2 Самолеты Поршень
- A3 и B1.3 Вертолеты Турбина
- A4 и B1.4 Вертолеты Поршень
66.A.10 Заявление
(a) Заявление на выдачу лицензии на техническое обслуживание воздушного судна или на внесение изменений в такую лицензию заполняется по форме EASA Form 19 в порядке, установленном компетентным органом, и подается в указанный орган.
(b) Заявление на внесение изменений в лицензию на техническое обслуживание воздушного судна подается в компетентный орган Государства-члена ЕС, где впервые была выдана такая лицензия.
(c) В дополнение к документам, указанным в пунктах 66.A.10(a), 66.A.10(b) и 66.B.105, в зависимости от обстоятельств к заявлению на дополнительное включение основных категорий или подкатегорий в лицензию на техническое обслуживание воздушного судна прикладывается действующая лицензия заявителя, которая подается в компетентный орган вместе с бланком по форме EASA Form 19.
(d) Если заявление на изменение основных категорий подается в порядке, описанном в пункте 66.B.100, в Государстве-члене ЕС, отличном от Государства, где заявитель был впервые допущен к осуществлению технического обслуживания, заявление должно быть направлено в такое Государство-член ЕС.
(e) Если заявление на изменение основных категорий подается в порядке, описанном в пункте 66.B.105, в Государстве-члене ЕС, отличном от Государства, где заявитель был впервые допущен к осуществлению технического обслуживания, обслуживающая организация, утвержденная в соответствии с Приложением II (Часть-145), направляет лицензию на техническое обслуживание воздушного судна вместе с формой EASA Form 19 в компетентный орган Государства-члена ЕС, где заявитель был впервые допущен к осуществлению технического обслуживания, для проставления печати такого Государства и подписи и внесения изменений или переиздания лицензии.
66.A.15 Критерии приемлемости
Подавать заявление на получение лицензии на техническое обслуживание воздушного судна вправе лица, достигшие возраста 18 лет.
66.A.20 Права
(a) При условии соблюдения параграфа (b) владельцы лицензий имеют следующие права:
1. Лицензия на техническое обслуживание воздушного судна категории A дает владельцу право выдавать сертификаты о пригодности к эксплуатации после выполнения второстепенного планового текущего технического обслуживания и исправления простых дефектов с учетом ограничений на выполнение работ, специально предусмотренных разрешением. Предоставленные права должны быть ограничены теми видами работ, которые владелец лицензии лично выполнял в организации, предусмотренной Частью-145.
2. Лицензия на техническое обслуживание воздушного судна категории B1 дает владельцу право выдавать сертификаты о пригодности к эксплуатации после выполнения технического обслуживания, в том числе конструкций воздушного судна, силовых установок, механических и электрических систем. Указанные права также включают замену авиационных сменных линейных блоков, требующую проведения простых испытаний для проверки пригодности к эксплуатации таких блоков. Категория B1 автоматически включает соответствующую подкатегорию A.
3. Лицензия на техническое обслуживание воздушного судна категории B2 дает владельцу право выдавать сертификаты о пригодности к эксплуатации после выполнения технического обслуживания радиоэлектронных и электрических систем.
4. Лицензия на техническое обслуживание воздушного судна категории C дает владельцу право выдавать сертификаты о пригодности к эксплуатации после выполнения базового технического обслуживания воздушного судна. Права применяются к воздушному судну в целом в организации, предусмотренной Частью-145.
(b) Владелец лицензии на техническое обслуживание воздушного судна не вправе осуществлять предоставленные права, если:
1. он не соблюдает применимые требования Части-M и/или Части-145;
2. за прошедшие два года он не имел шестимесячного опыта технического обслуживания, соответствующего правам, предоставленным лицензией, или не соблюдал положения, необходимые для наделения его соответствующими правами;
3. он не может читать, писать и общаться на доступном для понимания уровне на языке (языках), на которых изложена техническая документация и порядок выдачи сертификата о пригодности к эксплуатации.
66.A.25 Требования к базовым знаниям
(a) Лицо, подающее заявление на выдачу лицензии на техническое обслуживание воздушного судна или на добавление категории или подкатегории в такую лицензию, должно продемонстрировать путем сдачи экзамена уровень знаний модулей предметов в соответствии с Дополнением I к настоящей Части.
Экзамен на базовые знания проводится обучающей организацией, надлежащим образом утвержденной в соответствии с Частью-147, или компетентным органом.
(b) Возможен полный или частичный зачет требований по базовым знаниям и соответствующего экзамена при наличии иных технических квалификаций, которые, по мнению компетентного органа, эквивалентны уровню знаний, предусмотренному настоящей Частью. Такие зачеты устанавливаются в соответствии с Разделом B, Подчастью E настоящей Части.
66.A.30 Требования к опыту
(a) Лицо, подающее заявление на выдачу лицензии на техническое обслуживание воздушного судна, должно иметь:
1. для получения категории A и подкатегорий B1.2 и B1.4:
(i) трехлетний практический опыт технического обслуживания эксплуатируемого воздушного судна, если заявитель предварительно не проходил соответствующее техническое обучение; или
(ii) двухлетний практический опыт технического обслуживания эксплуатируемого воздушного судна и завершенный курс обучения, который, по мнению компетентного органа, соответствует обучению квалифицированного работника в технической области; или
(iii) годовой практический опыт технического обслуживания эксплуатируемого воздушного судна и завершение основного курса обучения, утвержденного в соответствии с Частью-147.
2. для получения категории B2 и подкатегорий B1.1 и B1.3:
(i) пятилетний практический опыт технического обслуживания эксплуатируемого воздушного судна, если заявитель предварительно не проходил соответствующее техническое обучение; или
(ii) трехлетний практический опыт технического обслуживания эксплуатируемого воздушного судна и завершенный курс обучения, который, по мнению компетентного органа, соответствует обучению квалифицированного работника в технической области; или
(iii) двухлетний практический опыт технического обслуживания эксплуатируемого воздушного судна и завершение основного курса обучения, утвержденного в соответствии с Частью-147.
3. для получения категории C в отношении тяжелых воздушных судов:
(i) трехлетний опыт осуществления прав, предоставленных категориями B1.1, B1.3 или B2 в отношении тяжелых воздушных судов, или трехлетний опыт работы в качестве технического работника категорий B1.1, B1.3 или B2, указанных в Части-145, или и то, и другое; или
(ii) пятилетний опыт осуществления прав, предоставленных категориями B1.2 или B1.4 в отношении тяжелых воздушных судов или пятилетний опыт работы в качестве технического работника категорий B1.2 или B1.4, указанных в Части-145, или и то, и другое; или
4. для получения категории C в отношении нетяжелых воздушных судов:
трехлетний опыт осуществления прав, предоставленных категориями B1 или B.2 в отношении нетяжелых воздушных судов, или трехлетний опыт работы в качестве технического работника категорий B1 или B.2, указанных в Части-145, или и то, и другое; или
5. для получения категории C академическим путем:
заявитель, получивший научную степень по техническим дисциплинам в университете или ином учреждении высшего образования, признанном компетентным органом, - трехлетний опыт технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации, охватывающий широкий спектр видов работ, непосредственно связанных с техническим обслуживанием воздушных судов, в том числе шестимесячное изучение процесса выполнения базового технического обслуживания.
(b) Лицо, подающее заявление на распространение сферы действия лицензии на техническое обслуживание воздушного судна, должно иметь минимальный опыт технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации в соответствии с дополнительной категорией или подкатегорией, на включение в лицензию которой подается заявление, как указано в Дополнении IV к настоящей Части.
(c) В отношении категорий A, B1 и B2 необходимо получение практического опыта. Это означает участие в выполнении широкого спектра типичных видов работ по техническому обслуживанию воздушного судна.
(d) Для всех заявителей, по крайней мере, один год требуемого опыта должен представлять собой недавний опыт технического обслуживания воздушного судна той категории/подкатегории, в отношении которой испрашивается первоначальная лицензия на техническое обслуживание воздушного судна. Что касается дополнительных категорий/подкатегорий к существующей лицензии на техническое обслуживание воздушного судна, требуемый дополнительный недавний опыт технического обслуживания может быть менее одного года, но должен составлять как минимум три месяца. Требуемый опыт зависит от различий между категориями/подкатегориями уже выданной лицензии и теми, в отношении которых подается заявление. Такой дополнительный опыт должен быть типичным для испрашиваемой категории/подкатегории.
(e) Без учета положений параграфа (a), опыт технического обслуживания воздушных судов, отличных от судов гражданской авиации, считается приемлемым, если такое техническое обслуживание эквивалентно техническому обслуживанию, предусмотренному настоящей Частью, как установлено компетентным органом. При этом дополнительный опыт технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации требуется в целях обеспечения понимания условий технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации.
66.A.40 Продолжающийся срок действия лицензии на техническое обслуживание воздушного судна
(a) Лицензия на техническое обслуживание воздушного судна становится недействительной через пять лет после ее последней выдачи или внесения изменений, за исключением случаев, когда владелец подает лицензию в выдавший ее компетентный орган в целях проверки соответствия информации, содержащейся в лицензии, и информации, содержащейся в документах компетентного органа, как предусмотрено пунктом 66.B.120.
(b) Владелец лицензии на техническое обслуживание воздушного судна заполняет соответствующие разделы заявления по форме EASA Form 19 и подает указанное заявление вместе со своим экземпляром лицензии в компетентный орган, выдавший первоначальный экземпляр такой лицензии, за исключением случаев, когда владелец лицензии работает в обслуживающей организации, утвержденной в соответствии с Приложением II (Часть-145), в руководстве которой содержится порядок подачи необходимых документов от лица владельца лицензии на техническое обслуживание воздушного судна.
(c) Любые права, предоставленные на основании лицензии на техническое обслуживание воздушного судна, становятся недействительными с истечением срока действия такой лицензии.
(d) Лицензия на техническое обслуживание воздушного судна действительна только в случае, если (i) она выдана и/или изменена компетентным органом и (ii) если документ подписан владельцем.
66.A.45 Обучение типу/обучение выполнению работ и рейтинги
(a) Владелец лицензии на техническое обслуживание воздушного судна категории A вправе осуществлять предоставленные права только в отношении воздушного судна определенного типа после удовлетворительного завершения обучения выполнению работ, соответствующих категории А, которое проводится надлежащим образом утвержденной организацией, предусмотренной Частью-145 или Частью-147. Обучение должно состоять из практического и теоретического обучения в соответствии с разрешенными видами работ. Удовлетворительное завершение обучения определяется по результатам экзамена и/или аттестации рабочих мест, проводимых надлежащим образом утвержденной организацией, предусмотренной Частью-145 или Частью-147.
(b) Если иное не указано в параграфе (g), владелец лицензии на техническое обслуживание воздушного судна категории B1, B2 или C вправе осуществлять предоставленные права только в отношении воздушного судна определенного типа, когда соответствующий рейтинг типа воздушного судна указан в лицензии.
(c) Если иное не указано в параграфе (h), рейтинги присваиваются после удовлетворительного завершения обучения типам воздушных судов, соответствующим категориям B1, B2 или C; обучение утверждено компетентным органом или проводится надлежащим образом утвержденной обучающей организацией по техническому обслуживанию, предусмотренной Частью-147.
(d) Утвержденное обучение типам, соответствующим категориям B1 и B2, должно включать практическую и теоретическую части и состоять из курсов в соответствии с правами, предусмотренными пунктом 66.A.20(a). Теоретическое и практическое обучение должно соответствовать Дополнению III к настоящей Части.
(e) Утвержденное обучение типу, соответствующему категории C, должно соответствовать Дополнению III к настоящей Части. В случае если лицу присваивается категория C на основании научной степени, как указано в пункте 66.A.30(a)(5), первое теоретическое обучение соответствующему типу воздушного судна проводится на уровне категорий B1 или B2. Практическое обучение не требуется.
(f) Утвержденное обучение типу воздушного судна, как предусмотрено параграфами (b) - (e), завершается посредством экзамена. Экзамен должен соответствовать Дополнению III к настоящей Части. Экзамены на получение рейтингов типа воздушного судна категорий B1, B2 или C проводятся обучающими организациями, надлежащим образом утвержденными в соответствии с Частью-147, компетентным органом или обучающей организацией, проводившей курс утвержденного обучения типу.
(g) Без учета положений параграфа (b) в отношении воздушных судов, кроме тяжелых воздушных судов, владелец лицензии на техническое обслуживание воздушного судна категорий B1 или B2 вправе осуществлять предоставленные права также в случае, если в лицензии указаны соответствующие рейтинги по данным группам или рейтинги производителя по данным группам, за исключением случаев, когда Агентство считает, что уровень сложности конкретного воздушного судна требует обучения данному типу.
1. Рейтинги производителя по группам присваиваются после соблюдения требований о рейтингах по типу для двух типов воздушных судов одного и того же производителя, характерных для данной группы.
2. Полные рейтинги по группам присваиваются после соблюдения требований о рейтингах по типу для трех типов воздушных судов разных производителей, характерных для данной группы. При этом самолетам категории В1 с многотурбинным двигателем не может быть присвоен полный рейтинг по группам; к ним применяется только рейтинг производителя по группам.
3. Группы состоят из:
(i) в отношении категорий B1 или C:
- поршневого двигателя вертолета;
- турбинного двигателя вертолета;
- однопоршневого двигателя самолета - металлическая конструкция;
- многопоршневого двигателя самолета - металлическая конструкция;
- однопоршневого двигателя самолета - деревянная конструкция;
- многопоршневого двигателя самолета - деревянная конструкция;
- однопоршневого двигателя самолета - комплексная конструкция;
- многопоршневого двигателя самолета - комплексная конструкция;
- турбины самолета - один двигатель;
- турбины самолета - множественный двигатель;
(ii) в отношении категорий B2 или C:
- самолета;
- вертолета.
(h) Без учета положений параграфа (c) рейтинги в отношении воздушных судов, кроме тяжелых воздушных судов, могут присваиваться при условии удовлетворительной сдачи соответствующего экзамена по типу воздушного судна категорий B1, B2 или C и наличия практического опыта работы с данным типом воздушного судна, за исключением случаев, когда Агентство считает, что уровень сложности воздушного судна требует утвержденного обучения данному типу, как предусмотрено параграфом (c) настоящего пункта.
В случае если лицу присваивается рейтинг по категории C в отношении воздушных судов, кроме тяжелых воздушных судов, на основании научной степени, как указано в пункте 66.A.30(a)(5), первый экзамен по соответствующему типу воздушного судна проводится на уровне категорий B1 или B2.
1. Экзамены по утвержденному типу для категорий B1, B2 и C состоят из экзамена по механике для категории B1 и экзамена по авиационной радиоэлектронике для категории B2; что касается категории С, экзамен должен состоять из экзамена по механике и авиационной радиоэлектронике.
2. Экзамен должен соответствовать Дополнению III к Приложению III (Часть-66). Экзамен проводится обучающей организацией, надлежащим образом утвержденной в соответствии с Приложением IV (Часть-147) или компетентным органом.
3. Практический опыт работы с данным типом воздушного судна включает широкий спектр видов работ по техническому обслуживанию, относящихся к воздушному судну данной категории.
66.A.55 Свидетельства квалификации
Работники, осуществляющие предоставленные права, должны предъявлять лицензию в качестве свидетельства квалификации в течение 24 часов по требованию уполномоченного лица.
66.A.70 Положения о конвертации
(a) Владельцу удостоверения сертифицированного работника, действительного в Государстве-члене ЕС до даты вступления в силу настоящей Части, выдается лицензия на техническое обслуживание воздушного судна без проведения экзамена при соблюдении условий, указанных в пункте 66.B.300.
(b) Если работник приступил к получению удостоверения, действительного в Государстве-члене ЕС до даты вступления в силу настоящей Части, он может продолжить получение такого удостоверения. Владельцу полученного таким образом удостоверения выдается лицензия на техническое обслуживание воздушного судна без проведения экзамена при соблюдении условий, указанных в пункте 66.B.300.
(c) По необходимости лицензия на техническое обслуживание воздушного судна должна содержать технические ограничения в отношении сферы применения предшествующих удостоверений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.