Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Важнейшей задачей бюджетной политики на 2013-2015 годы остается обеспечение общей макроэкономической стабильности экономики и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим требуется законодательно утвердить механизм использования дополнительных нефтегазовых доходов и условия формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Решение этих вопросов напрямую связано с повышением эффективности бюджетных расходов, увеличением налоговых и неналоговых доходов (в том числе за счет повышения собираемости налогов), проведением ответственной долговой политики. При этом сохраняют свою актуальность вопросы совершенствования макроэкономического прогнозирования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
При проведении бюджетной политики важное значение приобретает внедрение финансирования государственных (муниципальных) услуг, ориентированных на конечный результат, что должно повысить эффективность бюджетных расходов. В рамках этой работы особое внимание следует уделить разработке новых и действенных механизмов осуществления закупок для государственных (муниципальных) нужд, что потребует принятия федерального закона о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Введение жесткого контроля за оптимальным соотношением цены и качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг будет способствовать ликвидации коррупции.
Потенциальными источниками пополнения доходов федерального бюджета могли бы стать совершенствование управления государственной собственностью, в том числе интеллектуальной, и увеличение объема доходов, получаемых государством от управления государственной собственностью, а также приватизация государственного имущества и снижение государственного участия в капиталах кредитных организаций.
Несмотря на улучшение экономической ситуации в стране, существующие риски для развития российской экономики требуют усиления роли бюджетной политики в построении новой экономики с конкурентоспособной промышленностью, развитой сферой услуг и инфраструктурой, эффективным сельским хозяйством и благоприятным инвестиционным климатом.
Проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов следует формировать, исходя из необходимости государственной поддержки реализации стратегических программ развития и проектов, имеющих общенациональное значение, а также в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономического развития.
Переход на программно-целевые методы финансирования потребует изменения бюджетной классификации Российской Федерации.
Важным условием проведения реальной модернизации российской экономики является качественное изменение жизни людей, что должно предусматривать не только увеличение заработной платы в сфере образования и здравоохранения, но и гарантировать доступ населения к качественным услугам.
В целях обеспечения макроэкономической стабильности российской экономики на долгосрочный период необходимо провести пенсионную реформу, которая позволила бы сократить использование средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Требуется завершить работу по разграничению расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, нацеленную на повышение финансово-экономической самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, а также ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за конечные результаты финансово-экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при формировании концепции федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов:
обеспечить реализацию социальных обязательств государства, поддержку крупных инфраструктурных проектов, модернизацию Вооруженных Сил Российской Федерации;
продолжить наполнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния до докризисных размеров в целях создания условий для поддержания макроэкономической стабильности российской экономики и сокращения воздействия на нее рисков, связанных с внешними факторами;
рассмотреть вопрос о зачислении налоговых доходов от налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика;
начать работу по учету и оценке имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для налогообложения налогом на имущество организаций, а также по государственному кадастровому учету земельных участков и государственной кадастровой оценке земель, занимаемых ими;
ускорить разработку методики оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с целью определения перечня неэффективных налоговых льгот;
принять меры по усилению контроля за полнотой и своевременностью поступления дивидендов акционерных обществ по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе за счет установления минимального значения чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, а также установить размер подлежащей перечислению в федеральный бюджет прибыли, остающейся в распоряжении федеральных государственных унитарных предприятий после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
организовать совместно с палатами Федерального Собрания Российской Федерации работу по инвентаризации и систематизации установленных законодательством Российской Федерации неналоговых платежей и сборов и законодательному определению принципов их взимания;
рассмотреть вопрос о возложении на государственных заказчиков научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ функций главных администраторов доходов федерального бюджета по доходам, полученным от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в собственности Российской Федерации;
отразить расходы Министерства обороны Российской Федерации на модернизацию Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;
предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию в полном объеме мероприятий, определенных планом строительства и развития внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи, а также на переподготовку военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;
предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию в полном объеме мероприятий, определенных проектом государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, с учетом перспектив развития отечественного сельского хозяйства в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
предусмотреть субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, а также на осуществление технического перевооружения;
предусмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований на реализацию отраслевых схем развития метрополитенов в субъектах Российской Федерации, в том числе в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге;
разработать новые механизмы социальной политики, направленные на оказание адресной поддержки малообеспеченным и нуждающимся группам населения;
разработать проект стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации;
предусмотреть бюджетные ассигнования на обеспечение в полном объеме инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;
определить и довести до сведения субъектов Российской Федерации не позднее 1 октября 2012 года объемы субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предусмотренных в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", в целях своевременного планирования размеров средств бюджетов субъектов Российской Федерации на развитие службы крови, совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и больным онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями;
предусмотреть с учетом темпов инфляции бюджетные ассигнования на финансирование направлений "Сахарный диабет" и "Вирусные гепатиты" проекта государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в части операций по экстракорпоральному оплодотворению и медицинской помощи больным раком молочной железы;
предусмотреть не менее чем в 1,5 раза увеличение объема бюджетных ассигнований на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с объемом указанных бюджетных ассигнований, предусмотренным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
ускорить разработку и принятие нормативного правового акта по перечню орфанных (редких) заболеваний, а также предусмотреть бюджетные ассигнования на обеспечение больных с указанными заболеваниями;
рассмотреть возможность финансирования капитального ремонта жилых домов ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на обеспечение жильем ветеранов, или в виде единовременной денежной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в неблагоустроенном доме;
рассмотреть вопрос о возврате к софинансированию за счет средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий;
провести инвентаризацию расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части их финансового обеспечения;
предусмотреть финансирование дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, возникших при перераспределении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
осуществить оптимизацию субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
рассмотреть возможность зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме доходов от уплаты налога на прибыль организаций, водного налога, акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, дизельное топливо, сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов;
увеличить объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и ежегодно осуществлять его индексирование с учетом темпов инфляции;
при увеличении объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о совершенствовании методики распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в части дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала;
рассмотреть вопрос о выделении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания помощи органам местного самоуправления на строительство, реконструкцию и проведение капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений;
рассмотреть возможность продления до 1 января 2014 года срока погашения бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации в 2009-2010 годах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
предусмотреть бюджетные ассигнования на переселение граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и увеличение бюджетных ассигнований, направляемых на переселение пенсионеров, инвалидов, больных и безработных из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище", на государственную поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, на покрытие части расходов, связанных с функционированием аэропортов и почтовых отделений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
предусмотреть в федеральном бюджете ежегодные субсидии субъектам Российской Федерации для компенсации теплоснабжающим организациям разницы в стоимости топлива, утвержденной в тарифе на тепловую энергию, к фактически сложившейся (рыночной) цене, а также для недопущения роста коммунальных платежей граждан выше установленных пределов;
предусмотреть бюджетные ассигнования на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований при передаче в их собственность объектов жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и объектов социально-культурного назначения военных городков на приведение передаваемого имущества в нормативное техническое состояние, предварительно оценив целесообразность передачи этих объектов в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, проведя их инвентаризацию и определив уровень износа, а также составив график проведения указанных работ.
2. Предложить Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:
о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части формирования федерального бюджета на основе программно-целевых принципов бюджетного планирования;
о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
о государственном стратегическом планировании;
о внесении изменений в статью 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части дополнения перечня документов и материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, документами, содержащими оценку эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и предложения по отмене неэффективных налоговых льгот, а также финансово-экономическое обоснование государственной поддержки юридических лиц за счет средств федерального бюджета;
о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключительного права законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление льгот по региональным налогам и представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам;
о внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части оказания финансовой помощи из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям не только на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, но и на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в целом;
о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг;
о прожиточном минимуме, предусмотрев новые подходы в определении прожиточного минимума в Российской Федерации;
о государственных внебюджетных фондах, определив их правовой статус, порядок создания и деятельности.
3. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести аудит эффективности использования средств федерального бюджета и имущества, переданных отдельным государственным корпорациям и организациям с государственным участием.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
27 апреля 2012 г.
N 90-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 апреля 2012 г. N 90-СФ "О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2291