Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2012 г. N 15-ВПР12-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Гетман Е.С. и Момотова В.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Юнязова С.С., к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 7 апреля 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 мая 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Момотова В.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., поддержавшей доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
исполняющий обязанности Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действуя в интересах Юнязова С.С., обратился в суд с заявлением к администрации Рузаевского муниципального района о возложении обязанности обеспечить Юнязова С.С. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма вне очереди по месту жительства не ниже установленных социальных норм.
В обоснование указал, что Юнязов С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Рузаевского муниципального района N 1294 от 31 июля 2009 г. Юнязов С.С. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2009 году Юнязов С.С. окончил государственное образовательное учреждение "... детский дом-школа ...". Несмотря на наличие у Юнязова С.С. права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, ему такого помещения не предоставлено.
В судебном заседании Юнязов С.С. заявленные прокурором требования поддержал.
Представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия заявленные прокурором требования не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 7 апреля 2011 г. в удовлетворении заявленных требований исполняющего обязанности Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 мая 2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеров С.Г. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Поскольку представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеров С.Г., поданное 24 ноября 2011 г., не было рассмотрено на день вступления в силу указанного Федерального закона (т.е. на 1 января 2012 г.), то оно рассматривается по правилам действовавшей ранее главы 41 ГПК Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2012 г. представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в представлении, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит представление подлежащим удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления - подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом, Юнязов С.С. родился ... г. Отец Юнязова С.С. - Юнязов С.В. умер 21 мая 1997 г., его мать - Юнязова О.В. решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 сентября 2007 г. лишена родительских прав.
Постановлением главы администрации Рузаевского муниципального района "Рузаевка" N 949 от 29 августа 2005 г. Юнязов С.С., будучи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, был определен на воспитание в государственное воспитательное учреждение "... детский дом-школа ...", которое окончил в 2009 году.
По ходатайству администрации ГОУ "... детский дом-школа" Юнязов С.С. 31 июля 2009 г. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, и включен в список на внеочередное получение жилья.
23 октября 2009 г. главой администрации Рузаевского муниципального района направлено письмо Председателю Правительства Республики Мордовия по вопросу выделения безвозмездной субсидии на приобретение жилья Юнязову С.С.
На момент рассмотрения дела Юнязов С.С. обучался в ГУ НПО "Профессиональное училище N ..." по очной форме обучения, зачислен на полное государственное обеспечение, какого-либо другого жилого помещения не имел, был зарегистрирован в ГОУ ... детский дом-школа ...".
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что право Юнязова С.С. на предоставление жилого помещения ответчиком не нарушено, поскольку он обучается в государственном образовательном учреждении с содержанием на полном государственном обеспечении. Такое право у него, как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает после окончания пребывания в учреждении профессионального образования и на момент рассмотрения дела Юнязов С.С. не лишен социальной защиты со стороны государства.
При этом суд руководствовался статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд кассационной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Юнязова С.С., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания им в 2009 г. государственного образовательного учреждения "... детский дом-школа ...".
При таких обстоятельствах Юнязов С.С., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Следует также учитывать и то, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (пункт 2.2), поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Однако этого не было учтено судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
По изложенным основаниям Судебная коллегия находит, что названные выше допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав Юнязова С.С.
Данные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Таким образом, состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 7 апреля 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 мая 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Горшков В.В. |
Судьи |
Гетман Е.С. |
|
Момотов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2012 г. N 15-ВПР12-3
Текст определения официально опубликован не был