В соответствии со статьей 64 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Отчет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (приложение N 1), и Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств (приложение N 2).
2. Представить палатам Федерального Собрания Российской Федерации Отчет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, и Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств с пояснительной запиской к ним.
3. Передать Отчет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, и Сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств с пояснительной запиской к ним в средства массовой информации, опубликовать их в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и разместить в сети Интернет.
Председатель |
В.Е. Чуров |
Секретарь |
Н.Е. Конкин |
Пояснительная записка
к Отчету Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, и Сведениям о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств
1. В федеральном бюджете на 2011 год на выборы Президента Российской Федерации было предусмотрено 12 113 334,7 тыс. рублей. Указанные средства постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 68/572-6 "О распределении средств федерального бюджета, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации" распределены следующим образом:
избирательным комиссиям всех уровней в субъектах Российской Федерации - 11 940 543,2 тыс. рублей, или 98,6 процента от общей суммы предусмотренных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации средств;
федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части, образующие избирательные участки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 25 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - федеральные органы исполнительной власти), - 73 000,0 тыс. рублей;
расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, - 99 791,5 тыс. рублей.
На подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации (далее - выборы) израсходовано средств федерального бюджета (далее - общие расходы на выборы) на сумму 10 375 318,7 тыс. рублей (приложение N 1 к постановлению ЦИК России).
Расходы, связанные с обеспечением полномочий избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации, составили 10 269 172,5 тыс. рублей, или 99,0 процента от общих расходов на выборы, в том числе 10 048 741,6 тыс. рублей оплачено непосредственно избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации, 220 430,9 тыс. рублей - расходы, оплаченные ЦИК России за нижестоящие избирательные комиссии.
Федеральными органами исполнительной власти израсходовано 40 896,7 тыс. рублей. Кроме того, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила расходы на изготовление избирательных бюллетеней, увеличенной формы протокола в сумме 666,4 тыс. рублей.
Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов, составили 64 583,1 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 57 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации (далее - Федеральный закон) не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, до 1 июня 2012 года будут возвращены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации финансировались следующие расходы избирательных комиссий всех уровней:
дополнительная оплата труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплата компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также выплаты гражданам, работавшим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам;
изготовление печатной продукции;
приобретение, доставка и установка оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;
транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных и отдаленных местностях;
командировочные расходы и расходы на другие цели, связанные с проведением выборов, а также обеспечением полномочий избирательных комиссий.
Согласно представленным отчетам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных им на подготовку и проведение выборов, общие непосредственные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации (далее - расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации) составили 10 048 741,6 тыс. рублей.
В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации наиболее крупные затраты связаны с оплатой труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов этих комиссий и граждан, привлеченных к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам (с начислениями на оплату труда), - 8 720 286,3 тыс. рублей, или 86,8 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.
На выплату компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса было израсходовано 7 604 046,1 тыс. рублей, что составляет 87,2 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации на оплату труда. Компенсация, выплаченная членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, составила 22 751,0 тыс. рублей, или 0,3 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 17 660,8 тыс. рублей, или 0,3 процента от расходов участковых избирательных комиссий на оплату труда. Расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий, работавшим в комиссиях без освобождения от основной работы, составили 7 115 858,0 тыс. рублей, или 81,6 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 6 215 232,5 тыс. рублей, или 90,2 процента от расходов участковых избирательных комиссий на оплату труда.
В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов работали 856,8 тысячи членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Численность членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденных от основной работы на период выборов, составила 1,6 тысячи человек, или 0,2 процента от общей численности всех членов комиссий с правом решающего голоса, в том числе членов участковых избирательных комиссий - 1,4 тысячи человек. Без освобождения от основной работы в комиссиях работали 854,2 тысячи человек, или 99,7 процента от общей численности членов комиссий с правом решающего голоса, из них членов участковых избирательных комиссий - 828,6 тысячи человек.
Кроме того, для выполнения работ, связанных с подготовкой и проведением выборов (сборка-разборка технологического оборудования, транспортные и погрузо-разгрузочные работы, содержание помещений и избирательных участков, доставка избирателям приглашений для голосования, выполнение копировальных, переплетных, машинописных работ, ведение делопроизводства и т.п.), в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 64 Федерального закона в избирательных комиссиях дополнительно привлекались 307,7 тысячи человек, из них 291,1 тысячи человек, или 94,6 процента, - в участковых избирательных комиссиях. Расходы избирательных комиссий на оплату труда указанных граждан составили 792 943,9 тыс. рублей, из них расходы участковых избирательных комиссий - 535 420,4 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации на изготовление печатной продукции составили 75 379,3 тыс. рублей, или 0,7 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы на изготовление избирательных бюллетеней - 67 283,3 тыс. рублей, или 89,3 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на изготовление печатной продукции. Расходы избирательных комиссий на изготовление в полиграфических организациях бланков протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, удостоверений членов избирательных комиссий и другой бланочной продукции, необходимой для обеспечения полномочий избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, составили 8 096,0 тыс. рублей.
Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации составили 225 937,6 тыс. рублей, или 2,2 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, в том числе участковых избирательных комиссий - 218 416,3 тыс. рублей.
Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации включают затраты на доставку избирательным комиссиям избирательных бюллетеней и другой избирательной печатной продукции, на проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находившихся в труднодоступных и отдаленных местностях, расходы в день голосования (на проведение голосования вне помещения избирательного участка, доставку протоколов об итогах голосования и заполненных избирательных бюллетеней) и другие затраты (в том числе на доставку технологического оборудования, необходимого для подготовки и проведения выборов). Вышеназванные работы осуществлялись избирательными комиссиями с привлечением авиационного, автомобильного и других видов транспорта. Транспортные расходы с использованием авиационного транспорта на завоз и вывоз избирательной документации, технологического оборудования и на проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей, находившихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, составили 208 181,4 тыс. рублей, или 92,1 процента от затрат избирательных комиссий всех уровней на транспортные расходы. Расходы по оплате услуг других видов транспорта для работы в избирательных комиссиях, в том числе в день голосования, составили 17 756,2 тыс. рублей, из них расходы участковых избирательных комиссий - 10 234,9 тыс. рублей.
В различных субъектах Российской Федерации соотношение транспортных расходов существенно отличается. В тех регионах, где удельный вес транспортных расходов значителен, средства расходовались главным образом для проведения досрочного голосования в труднодоступных местностях с использованием авиационного транспорта.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на связь составили 21 064,7 тыс. рублей, или 0,2 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них расходы участковых избирательных комиссий - 14 278,4 тыс. рублей. Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на абонентскую плату за пользование телефонами, используемыми избирательными комиссиями в период избирательной кампании, составили 12 252,3 тыс. рублей, или 58,2 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на связь, на прием и передачу информации о выборах, переданной по техническим каналам связи на избирательные участки, образованные на судах, находившихся в плавании, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами Российской Федерации, - 2 295,2 тыс. рублей, или 10,9 процента, на междугородную и факсимильную связь - 1 748,9 тыс. рублей, или 8,3 процента. Почтово-телеграфные расходы и расходы на другие виды связи (услуги сотовой связи, услуги местной и внутризоновой телефонной связи, предоставление доступа к сети местной телефонной связи и др.) составили 4 768,3 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на канцелярские товары составили 99 438,8 тыс. рублей, или 1,0 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них участковых избирательных комиссий - 76 440,4 тыс. рублей.
Командировочные расходы членов избирательных комиссий и работников их аппаратов составили 18 037,9тыс. рублей, или 0,2 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, из них членов участковых избирательных комиссий - 2 638,4 тыс. рублей.
На оборудование избирательных участков, содержание помещений, выделенных избирательным комиссиям в субъектах Российской Федерации (в том числе для проведения голосования), приобретение оборудования и инвентаря избирательными комиссиями израсходовано 508 166,4 тыс. рублей, или 5,1 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.
Расходы на приобретение кабин для тайного голосования, стационарных и переносных ящиков для голосования, изготовленных промышленным способом, составили 377 819,2 тыс. рублей, или 74,3 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений избирательных комиссий и избирательных участков; на изготовление кабин, ящиков для голосования, информационных стендов, вывесок, наружных и внутренних указателей, другого технологического оборудования в избирательных комиссиях - 33 617,6 тыс. рублей, или 6,6 процента. Расходы на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся материальных ценностей и расходных материалов, используемых избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации в период избирательной кампании (конверты, шпагаты и другие упаковочные материалы, фонари, свечи, государственные флаги и гербы, другая избирательная атрибутика, картриджи, тонеры и др.), составили 73 446,9 тыс. рублей, или 14,5 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Другие расходы на оборудование и содержание помещений и избирательных участков составили 23 282,7 тыс. рублей, или 4,6 процента от расходов избирательных комиссий всех уровней на оборудование и содержание помещений и избирательных участков. В основном избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации приобретались металлические шкафы, факсимильные аппараты, сейфы и др. В целях исполнения полномочий избирательных комиссий по информированию участников избирательного процесса, их обеспечению необходимой избирательной документацией в соответствии с нормами статей 23 и 74 Федерального закона избирательными комиссиями приобреталась копировально-множительная техника.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, связанные с информированием избирателей, составили 284 154,4 тыс. рублей, или 2,8 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации. Изготавливалась и размещалась наглядная наружная информация для избирателей (уличные растяжки, баннеры, билборды, информационные плакаты, стикеры и др.), затраты на которую составили 154 089,9 тыс. рублей, аудио-, видеоинформация - 42 284,1 тыс. рублей, затраты на изготовление приглашений, информационных листовок, плакатов и другой печатной информационной продукции для избирателей составили 87 780,4 тыс. рублей.
Другие расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, составили 96 276,2 тыс. рублей, или 1,0 процента от расходов избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации (использование на выборах комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования, расходы на проведение семинаров и совещаний, изготовление трафаретов для заполнения бюллетеня слабовидящими избирателями, публикацию в средствах массовой информации итогов голосования и др.).
В расходах избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации наибольший объем средств составляют расходы участковых избирательных комиссий - 8 087 599,2 тыс. рублей, или 80,5 процента, из них 2 640 404,4 тыс. руб. оплачено вышестоящими избирательными комиссиями централизованно (в том числе за печатную продукцию, технологическое оборудование, транспортные расходы, связь и др.). Расходы территориальных избирательных комиссий составили 1 133 040,0 тыс. рублей, или 11,3 процента, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации - 828 102,4 тыс. рублей, или 8,2 процента.
В структуре затрат участковых избирательных комиссий затраты на компенсацию и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий, выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 85,2 процента от общих расходов участковых избирательных комиссий, на оборудование и содержание избирательных участков - 5,9 процента, информирование избирателей - 3,2 процента, транспортные расходы - 2,7 процента, печатную продукцию - 0,9 процента.
В структуре затрат территориальных избирательных комиссий расходы на компенсацию, дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий и работникам их аппаратов (с начислениями на оплату труда), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 92,7 процента от общих расходов территориальных избирательных комиссий, на содержание помещений - 1,7 процента, канцелярские расходы - 1,7 процента, информирование избирателей - 1,4 процента, командировочные расходы - 1,1 процента.
В структуре затрат избирательных комиссий субъектов Российской Федерации расходы на компенсацию и дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам комиссий и работникам их аппаратов (с начислениями на оплату труда), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 93,9 процента от общих непосредственных расходов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на оплату расходов, связанных с информированием избирателей о выборах, - 1,6 процента.
Помимо расходов на выборы, непосредственно оплаченных избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила расходы за нижестоящие избирательные комиссии в сумме 220 430,9 тыс. рублей, в том числе на изготовление открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), изготовление и доставку до избирательных комиссий субъектов Российской Федерации брошюр с текстами федеральных законов, плакатов, информационных материалов для слепых и слабовидящих, другой информационной продукции - 139 277,1 тыс. рублей, Главному центру специальной связи Федерального агентства связи за услуги по доставке избирательных документов до участковых избирательных комиссий, в том числе избирательных бюллетеней, специальных знаков (марок) и открепительных удостоверений - 79 986,6 тыс. рублей.
Расходы, связанные с обеспечением полномочий территориальных избирательных комиссий, сформированных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии со статьей 14 Федерального закона для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, составили 1 167,2 тыс. рублей.
Фактические расходы федеральных органов исполнительной власти (Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации) составили 40 896,7 тыс. рублей, при этом расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий, выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, составили 3 705,1 тыс. рублей, или 9,1 процента от фактических расходов этих министерств и ведомств на выборы, расходы на оплату услуг связи и транспорта, включая доставку избирательных бюллетеней и другой печатной продукции, - 8 544,2 тыс. рублей, или 20,9 процента, на командировочные и канцелярские расходы, печатную продукцию, оборудование и содержание избирательных участков и другие цели - 28 647,4 тыс. рублей, или 70,0 процента.
Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с обеспечением ее полномочий в период подготовки и проведения выборов, составили 64 583,1 тыс. рублей, или 0,6 процента от общих расходов на выборы. При этом расходы на оплату труда членов ЦИК России и работников ее Аппарата (с начислениями на оплату труда), граждан, привлеченных к работе в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в том числе по проверке подписных листов по каждому кандидату, составили 54 676,2 тыс. рублей, или 84,7 процента от централизованных расходов ЦИК России, на оплату услуг связи, в том числе по доставке корреспонденции федеральной фельдъегерской связью и проведению общероссийского селекторного совещания - 6 124,3 тыс. рублей, на оплату транспортных услуг - 1 600,0 тыс. рублей, на изготовление и доставку печатной продукции - 178,0 тыс. рублей. Прочие расходы, в том числе связанные с работой Информационного центра ЦИК России "Выборы-2012", командировочные расходы и другие дополнительные хозяйственные расходы составили 2 004,6 тыс. рублей.
2. В соответствии с Федеральным законом специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов были открыты десятью кандидатами на должность Президента Российской Федерации в Операционном управлении Сбербанка России.
Все кандидаты в установленные законом сроки представили в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации итоговые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств созданных ими избирательных фондов.
Согласно сведениям о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств* на специальные избирательные счета поступили денежные средства на общую сумму 1 552,3 млн. рублей, в том числе 1 515,8 млн. рублей поступили в установленном порядке для формирования средств избирательного фонда и 36,5 млн. рублей - с нарушением установленного порядка (приложение N 2 к постановлению ЦИК России).
Общая сумма средств (1 515,8 млн. рублей), поступивших в установленном Федеральным законом порядке, включает:
собственные средства кандидатов - 81,6 млн. рублей (5,4%);
средства политических партий, выдвинувших кандидатов, - 746,8 млн. рублей (49,3%);
пожертвования граждан - 354,8 млн. рублей (23,4%);
пожертвования юридических лиц - 332,6 млн. рублей (21,9%).
Наиболее активно привлекали средства для проведения своих избирательных кампаний кандидаты В.В. Путин, М.Д. Прохоров и Г.А. Зюганов. На специальные избирательные счета этих кандидатов поступило соответственно 434,3, 400 и 275,5 млн. рублей. В избирательный фонд кандидата В.В. Жириновского было перечислено 246 млн. рублей, кандидата С.М. Миронова - около 137 млн. рублей (без учета возврата средств из избирательного фонда).
В избирательные фонды пяти незарегистрированных кандидатов (Д.Ф. Мезенцева, С.М. Пеуновой, Р.З. Хамиева, В.И. Черепкова, Г.А. Явлинского) поступило около 60 млн. рублей - это около 4 процентов от всех денежных средств, поступивших в избирательные фонды всех кандидатов.
Собственные средства на специальный избирательный счет были внесены шестью кандидатами. Зарегистрированные кандидаты В.В. Жириновский и М.Д. Прохоров перечислили в свои избирательные фонды по 40 млн. рублей, доля которых в общей сумме поступлений в принадлежащем им фонде составила 16,26 и 10,00 процентов соответственно. От незарегистрированного кандидата С.М. Пеуновой поступило собственных средств 0,36 млн. рублей (16,18%), Г.А. Явлинского - 0,2 млн. рублей (0,45%). Избирательные фонды кандидатов Р.З. Хамиева и В.И. Черепкова были полностью сформированы только за счет собственных средств, на их специальные избирательные счета поступило по 0,5 млн. рублей (100%).
Основным источником поступления средств в избирательные фонды кандидатов В.В. Жириновского, Г.А. Зюганова и С.М. Миронова были средства, выделенные выдвинувшими их политическими партиями, соответственно 194 млн. рублей (78,86%), 199,5 млн. рублей (72,42%), 109,1 млн. рублей (79,69%). Избирательный фонд кандидата Г.А. Явлинского был на 99,52 процента сформирован только из указанных средств - 44,2 млн. рублей.
Структура поступления денежных средств в избирательные фонды кандидатов представлена в приложении N 1 к пояснительной записке.
В ходе избирательной кампании в избирательные фонды кандидатов поступили пожертвования от 882 граждан на общую сумму 355,2 млн. рублей. Наибольшее количество граждан (600) внесли пожертвования в избирательный фонд кандидата В.В. Путина. В избирательные фонды М.Д. Прохорова, Г.А. Зюганова и С.М. Миронова внесли пожертвования 51, 38 и 3 граждан соответственно. Кандидату В.В. Жириновскому перечислил пожертвование один гражданин. Незарегистрированные кандидаты С.М. Пеунова, Г.А. Явлинский и Д.Ф. Мезенцев получили денежные средства в общей сложности от 189 граждан.
В избирательные фонды всех кандидатов поступили пожертвования от 33 юридических лиц на общую сумму 368,7 млн. рублей.
Общая сумма пожертвований от граждан и юридических лиц составила около половины всех поступлений денежных средств в избирательные фонды кандидатов - 46,64 процента (около 724,0 млн. рублей).
Сведения о пожертвованиях граждан и юридических лиц в избирательные фонды каждого из кандидатов приведены в приложениях N 2 и 3 к пояснительной записке.
По запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации проверка сведений о гражданах и юридических лицах, осуществивших пожертвования в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации, проводилась Федеральной миграционной службой, Федеральной налоговой службой, Минюстом России (в отношении некоммерческих организаций) и их территориальными органами.
Сведения о юридических лицах, осуществивших крупные пожертвования, представлены в приложении N 4 к пояснительной записке.
С нарушениями установленного порядка формирования в избирательные фонды кандидатов поступило 36,5 млн. рублей, которые возвращены и перечислены в доход федерального бюджета, что составляет 2,35 процента от общей суммы поступлений. Нарушения в основном связаны с перечислением пожертвований гражданами и юридическими лицами, которым законом запрещено осуществлять пожертвования либо которые не указали обязательные сведения о себе в платежном документе.
Все кандидаты почти полностью израсходовали средства созданных ими избирательных фондов, общая сумма расходов на проведение избирательной кампании составила около 1 500 млн. рублей, или 96,6 процента средств, поступивших в избирательные фонды. Кандидат Г.А. Явлинский, которому было отказано в регистрации, израсходовал 94 процента средств сформированного им избирательного фонда.
Данные о расходах денежных средств из избирательных фондов кандидатов приведены в приложении N 5 к пояснительной записке.
Шесть кандидатов - Д.Ф. Мезенцев, С.М. Пеунова, М.Д. Прохоров, Р.З. Хамиев, В.И. Черепков и Г.А. Явлинский осуществляли сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. На эти цели было израсходовано 84,3 млн. рублей, или 5,62 процента всех расходов.
Основные расходы средств избирательных фондов кандидатов связаны с финансированием предвыборной агитации. На эти цели кандидатами в общей сложности затрачено 1 253,4 млн. рублей (83,59 процента от общей суммы расходов). На предвыборную агитацию через средства массовой информации израсходовано 781,1 млн. рублей (52,09%), в том числе через организации телерадиовещания - 766,6 млн. рублей (51,12%), через периодические печатные издания - 14,5 млн. рублей (0,96%). Расходы на выпуск и распространение печатных агитационных материалов составили 389,4 млн. рублей (26%), на проведение публичных предвыборных мероприятий - 83 млн. рублей (5,54%), на оплату других работ (услуг), выполненных юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, - 122,6 млн. рублей (8,18%), на иные цели - 27,8 млн. рублей (1,86%).
Соотношение расходов средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов и количества полученных ими в поддержку голосов избирателей показано в приложении N 6 к пояснительной записке. Минимальные затраты в расчете на один голос избирателя у кандидата В.В. Путина - 8,77 рублей. У кандидатов В.В. Жириновского, Г.А. Зюганова и С.М. Миронова - 55,17, 22,12 и 49,54 рублей соответственно. Затраты на привлечение одного голоса избирателя у кандидата М.Д. Прохорова были максимальными и составили 67,84 рублей.
В период избирательной кампании 6 кандидатов (Г.А. Зюганов, Д.Ф. Мезенцев, С.М. Пеунова, В.В. Путин, М.Д. Прохоров и Г.А. Явлинский) снимали со своих специальных избирательных счетов наличные денежные средства, общая сумма которых составила более 52 млн. рублей. Из общей суммы средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов Г.А. Явлинского (44,4 млн. рублей) и Д.Ф. Мезенцева (12 млн. рублей), снято наличными средствами 36 млн. рублей (81%) и 11,8 млн. рублей (97,5%) соответственно.
Остатки неизрасходованных средств на специальных избирательных счетах кандидатов М.Д. Прохорова, В.В. Путина, В.И. Черепкова и Г.А. Явлинского по завершении их избирательных кампаний составили около 15 млн. рублей, или один процент от суммы средств, израсходованных всеми кандидатами и в соответствии со статьей 63 Федерального закона возвращенных жертвователям, осуществившим добровольные пожертвования, пропорционально вложенным ими средствам.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в соответствии со статьей 62 Федерального закона периодически один раз в две недели направляла в средства массовой информации подлежащие обязательному опубликованию сведения о поступлении и расходовании средств на специальные избирательные счета кандидатов и расходовании этих средств. Копии финансовых отчетов кандидатов передавались в средства массовой информации, а также размещались в сети Интернет.
При проверке итоговых финансовых отчетов о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов установлено, что расходы на проведение избирательной кампании носили целевой характер, обоснованы и подтверждены первичными финансовыми документами.
Отсутствуют замечания по оформлению итоговых финансовых и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, у кандидатов В.В. Жириновского, Г.А. Зюганова, С.М. Миронова, М.Д. Прохорова, В.В. Путина, Р.З. Хамиева, Г.А. Явлинского.
Другими кандидатами не выполнялись требования нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о своевременном и полном представлении первичных финансовых документов. Не в полном объеме представлены документы, подтверждающие расходование средств избирательного фонда, кандидатами Д.Ф. Мезенцевым, С.М. Пеуновой и В.И. Черепковым.
У кандидата С.М. Пеуновой допущены технические ошибки в оформлении итогового финансового отчета, а также в учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда. Не в полном объеме представлены договоры на аренду нежилых помещений, акты выполненных работ по отдельным договорам на изготовление подписных листов и акты приема-передачи помещения в аренду. Не представлен договор на размещение информационного материала в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в г. Тамбове и эфирная справка.
Кандидатом В.И. Черепковым к договору на аренду нежилого помещения не представлены акты приема-передачи нежилого помещения и акт выполненных работ.
В ходе проведения проверки итоговых финансовых отчетов отдельные замечания и технические ошибки были устранены кандидатами.
______________________________
* Сведения составлены на основании итоговых финансовых отчетов, представленных кандидатами на должность Президента Российской Федерации.
Приложение N 1
к пояснительной записке
Структура поступления денежных средств в избирательные фонды кандидатов
Приложение N 2
к пояснительной записке
Пожертвования граждан в избирательные фонды кандидатов
Приложение N 3
к пояснительной записке
Приложение N 4
к пояснительной записке
Сведения
о поступлении денежных средств в установленном Федеральным законом порядке в избирательные фонды кандидатов от юридических лиц, превышающих 400 тысяч рублей
Приложение N 5
к пояснительной записке
Структура расходов средств избирательных фондов кандидатов
Основные направления расходов |
Сумма, руб. |
Доля от общей суммы |
На финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, всего |
84 262 392,46 |
5,62 |
На предвыборную агитацию, всего |
1 253 421 072,16 |
83,59 |
из них: |
|
|
через средства массовой информации |
781 054 523,86 |
52,09 |
в том числе: |
|
|
через организации телерадиовещания |
766 587 507,28 |
51,12 |
через редакции периодических печатных изданий |
14 467 016,58 |
0,96 |
выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов (листовок, плакатов, рекламных щитов и т.п.) |
389 341 664,44 |
25,96 |
на проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.) |
83 024 883,86 |
5,54 |
На оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера |
11 402 877,35 |
0,76 |
На оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами Российской Федерации по договорам |
122 624 329,43 |
8,18 |
На оплату иных расходов, непосредственно связанных c проведением избирательной кампании |
27 843 404,44 |
1,86 |
Израсходовано средств избирательного фонда |
1 499 554 075,84 |
100 |
Приложение N 6
к пояснительной записке
Затраты кандидатов в расчете на один голос избирателя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 12 мая 2012 г. N 123/939-6 "Об Отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, и Сведениях о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2012 г., N 8