Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 мая 2012 г. N 03-07-11/135
Вопрос: По договору уступки прав (требований) от 30.06.2011 г. Компания приобрела требование к Должнику, по суду признанному банкротом. В рамках указанного договора обязательства были обеспечены залогом движимого имущества. Залоговое и незалоговое имущество Должника было выставлено на торги конкурсным управляющим организации Должника. По результатам торгов Компания в сентябре 2011 г заключила договоры купли-продажи и приобрела все имущество Должника, в том числе залоговое имущество.
1. Движимое (залоговое) имущество передано по акту в октябре 2011 г., оплачено Компанией в адрес Должника авансом с учетом НДС - в октябре 2011 г.
2. Недвижимое имущество (незалоговое) передано по акту в октябре 2011 г., оплачено авансом с учетом НДС - в сентябре 2011 г.
Для участия в торгах Компания перечисляла задаток Организатору торгов, который был зачтен в счет оплаты приобретенного на торгах имущества.
С учетом положений Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и п. 4.1 ст. 161 НК РФ просим разъяснить:
1. Является ли Компания налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость в случаях, указанных выше?
2. В случаях, если Компания является налоговым агентом, в какой момент ей необходимо исчислить и уплатить НДС в бюджет?
3. Необходимо ли Компании в момент подписания договора купли-продажи (16.09.2011 г.) и переведения задатка (задаток внесен 02.09.2011 г.) в разряд аванса по договору купли-продажи исчислить и уплатить НДС в качестве налогового агента?
Ответ: В связи с письмами по вопросам уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и экспертизе договоров в Департаменте не рассматриваются.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 октября 2011 года при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно данному пункту 4.1 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, обязанность по исчислению суммы налога на добавленную стоимость у покупателей - налоговых агентов возникает при перечислении ими денежных средств в оплату приобретаемого имущества. При этом на основании статьи 174 Кодекса уплату налога в бюджет следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.