См. Информационное письмо ФСТ России от 26 апреля 2013 г. N СЗ-4106/5 "По вопросу утверждения предельных уровней тарифов на тепловую энергию и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год"
Установление предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) ФСТ России устанавливает предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Установление предельных уровней тарифов на тепловую энергию осуществляется по результатам анализа представленных органами регулирования субъектов Российской Федерации предложений, а также на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год в течение двух недель с даты внесения проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В настоящее время в связи с отсутствием основ ценообразования в сфере теплоснабжения и правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также методических указаний по расчету соответствующих тарифов, принятых в соответствии с положениями Федерального закона N 190-ФЗ, при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию применяются постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования N 109) и Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Согласно пункту 9 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в ФСТ России обоснованные предложения об установлении предельных уровней тарифов.
Отмечаем, что при расчете указанных выше предельных уровней в среднем по субъекту Российской Федерации необходимо учитывать прогнозируемый на 2013 год рост тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и соответствующие тарифам плановые расходы и объемы отпуска тепловой энергии.
Установление предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" ФСТ России по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает в среднем по субъектам Российской Федерации предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам.
Решение об установлении ФСТ России на 2013 год указанных предельных индексов Правительством Российской Федерации на данный момент не принято.
Вместе с тем, ФСТ России считает необходимым рассмотреть предложения органов регулирования субъектов Российской Федерации об установлении предельных индексов изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по субъектам Российской Федерации на 2013 год в целях отражения данного вопроса при подготовке доклада в Правительство Российской Федерации о решении проблем, связанных с ограничением роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и о принимаемых мерах по стабилизации ситуации в субъектах Российской Федерации.
Особенности формирования предельных уровней тарифов на тепловую энергию и предельных индексов изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно нормам действующего законодательства ФСТ России при установлении предельных уровней тарифов и предельных индексов изменения тарифов руководствуется, прежде всего, параметрами одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Рекомендуем органам регулирования субъектов Российской Федерации при расчете предельных уровней тарифов и предельных индексов использовать параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, разработанного Минэкономразвития России и одобренного на заседании Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2011 года (далее - Прогноз).
В условиях переходного периода при переносе сроков установления цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий с 1 января на 1 июля очередного календарного года и отсутствии повышения регулируемых цен (тарифов) на газ и электроэнергию в первом полугодии 2013 года, пересмотр утвержденных на 2012 год тарифов на тепловую энергию, а также тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса будет осуществляться с 1 июля 2013 года.
Согласно Прогнозу рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) с 1 июля 2013 года в целом по Российской Федерации составит 108,0%. При этом изменение тарифов в среднем на 2013 год к уровню средневзвешенного тарифа 2012 года, учитывая неравномерное распределение объемов потребления тепловой энергии по периодам календарной разбивки, будет выше и составит 111,0 % в целом по России.
В случае уточнения отдельных показателей Прогноза корректировку индексов по соответствующим статьям, применяемых в расчетах предельных уровней, ФСТ России будет проводить самостоятельно.
Подход ФСТ России к расчету предельных уровней тарифов на тепловую энергию и предельных индексов изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2013 год осуществляется по данным мониторинга информации о принятых органами регулирования решениях об утверждении тарифов на 2012 год, с учетом дополнительно представленной информации, отражающей региональные особенности.
Следовательно, отсутствие данных по мониторингу указанной выше информации существенно затрудняет процесс формирования утверждаемых ФСТ России показателей.
При расчёте тарифа для конечных потребителей учитывается отпуск тепловой энергии для конечных потребителей, тем самым, исключается часть расходов, относимых на собственные нужды самого предприятия пропорционально объёму тепловой энергии, отпускаемой на собственные нужды.
Рост тарифа с 01.07.2013 г. необходимо рассчитывать к уровню тарифов, действовавших для ресурсоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2012 г., так как изменение тарифов с 01.01.2013 г. Прогнозом не предусмотрено.
Предельный уровень роста тарифа на тепловую энергию, поставляемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, в целом на 2013 год в среднем по субъекту Российской Федерации рассчитывается как соотношение средневзвешенного тарифа по субъекту Российской Федерации на 2013 к средневзвешенному тарифу на 2012 год.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона N 190 теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Основами ценообразования N 109, в качестве одной из основных групп расходов, включаемых в необходимую валовую выручку на расчетный период регулирования при установлении тарифов, предусмотрены капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство.
В связи с чем, ФСТ России по итогам анализа предложений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при расчете предельных уровней тарифов на тепловую энергию на 2013 год будут учитываться средства, необходимые для реализации теплоснабжающими организациями инвестиционных программ.
При этом согласно пункту 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (далее - инвестиционные программы). Инвестиционные программы (проекты) должны содержать перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования капитальных вложений, а также расчет срока окупаемости капитальных вложений.
В этой связи, ФСТ России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке предложений на 2013 год направлять в адрес ФСТ России инвестиционные программы теплоснабжающих и теплосетевых организаций, реализация которых планируется в 2013 году, и указывать в направляемом в адрес ФСТ России заявлении прогнозируемый на 2013 год объем средств на финансирование мероприятий (с дифференциацией по источникам финансирования), предусмотренных инвестиционными программами регулируемых организаций, в том числе программами энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке предложений на 2013 год указываются в направляемом в адрес ФСТ России заявлении (как в письменном заявлении, так и по ЕИАС):
- информация о предельном уровне тарифа на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и максимальную величину роста тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъекту Российской Федерации;
- о предельных максимальных индексах изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъекту Российской Федерации по каждому из регулируемых видов деятельности (водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов);
- прогнозируемый на 2013 год объем средств на финансирование мероприятий (с дифференциацией по источникам финансирования), предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций, в том числе направленных на реализацию программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- региональные факторы с подробным обоснованием и отражением величины дополнительных средств, предлагаемых к учету в 2013 году.
Обращаем особое внимание, что информация по ЕИАС должна полностью соответствовать информации, указанной уполномоченным органом регулирования в письменном заявлении.
Предложения об установлении на 2013 год предельных уровней тарифов на тепловую энергию и предварительные результаты расчетов предельных индексов изменения тарифов организаций коммунального комплекса (с приложением обосновывающих материалов) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок представляются в адрес Федеральной службы по тарифам:
- по теплоснабжению в срок до 15 мая 2012 года;
- по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, а также утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в срок до 1 июня 2012 года.
Перечень необходимых материалов указан в Приложении 1 к письму.
По вопросам расчета и утверждения предельных уровней тарифов и предельных индексов роста тарифов в сфере коммунального комплекса необходимо обращаться к заместителю начальника отдела анализа производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - Абреговой Марьяне Альбертовне (495-620-51-46, вн. 2279), по вопросам представления инвестиционных и производственных программ теплоснабжающих организаций - к начальнику отдела отраслевого анализа Свириденко Елене Викторовне (495-620-51-47, вн. 2056).
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
И.о. Руководителя |
Д.А. Сальков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 5 мая 2012 г. N ДС-3619/5 "По вопросу утверждения предельных уровней тарифов на тепловую энергию и предельных индексов изменения тарифов организаций коммунального комплекса на 2013 год"
Текст письма опубликован в Информационном бюллетене "Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве", 2012 г., N 7