Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций
от 19 декабря 2011 г. N 1131
Положение о единой технической политике предприятий радиочастотной службы
1. Общие положения
Настоящее Положение о единой технической политике предприятий радиочастотной службы (далее - Положение) разработано на основании требований Федеральных законов от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2005 N 279 "О радиочастотной службе", постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 175 "Об утверждении Правил осуществления радиоконтроля в Российской Федерации", с учетом действующих в Российской Федерации норм на параметры излучений, утвержденных решениями ГКРЧ, ГОСТов на оборудование станций радиоконтроля, Рекомендаций МСЭ-Р серии SM и Справочника по радиоконтролю Международного союза электросвязи.
Положение направлено на реализацию программ развития подсистем радиоконтроля, планов технической оснащенности предприятий радиочастотной службы, формируемых на основании Концепции развития системы радиоконтроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения в Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающей реализацию согласованных технологических, организационных и финансово-экономических мероприятий, направленных на создание национальной интегрированной многофункциональной автоматизированной системы радиоконтроля.
Положение обеспечивает "прозрачность" технических требований к оборудованию радиоконтроля и определение общих для всех производителей правил заключения договоров на реализацию продукции и оказанию услуг.
Нормы, не вошедшие в настоящее Положение, регулируются отдельными локальными нормативными актами, выпускаемыми, в том числе, во исполнение настоящего Положения.
2. Цели и назначение единой технической политики
Единая техническая политика (далее - ЕТП) определяет основные подходы к оснащению, модернизации и организации управления действующей системой радиоконтроля и требования к техническим характеристикам планируемой и строящейся системы радиоконтроля, направленные на достижение стратегических целей предприятий радиочастотной службы.
Целями ЕТП являются:
- обеспечение предприятий радиочастотной службы радиоконтрольным оборудованием и программными средствами, отвечающими уровню развития рынка телекоммуникационных услуг;
- обеспечение необходимого уровня технической готовности радиоконтрольного оборудования при оптимальном уровне затрат.
ЕТП направлена на решение следующих задач:
- продление эксплуатационного ресурса ранее приобретенных комплексов и измерительных приборов;
- повышение технической надежности радиоконтрольного и измерительного оборудования;
- предоставление комплекса сервисных услуг по техническому и эксплуатационному обслуживанию поставляемого радиоконтрольного и измерительного оборудования;
- повышение расчетно-аналитических возможностей и управленческих функций органов управления системой радиоконтроля и ситуационных центров;
- разработка и внедрение единого программного продукта для обеспечения автоматизированного взаимоувязанного функционирования комплексов и систем радиоконтроля.
ЕТП формируется, основываясь на следующих принципах:
а) технологические:
- унификация основных технических, технологических и методических компонентов, технологических процессов и технологических подсистем системы радиоконтроля;
- централизованное управление подсистемами контроля за излучениями РЭС до 30 МГц и спутниковых служб радиосвязи с возможностью осуществления децентрализованного управления в определённых частотных, временных и пространственных рамках;
- интеграция технических средств подсистемы радиоконтроля в диапазонах частот свыше 30 МГц при проведении предприятиями радиочастотной службы совместных мероприятий;
- функциональная модульность и открытость архитектуры системы;
- адаптивность подсистем к изменению условий использования радиочастотного спектра;
- автоматизация процессов планирования и осуществления радиоконтроля, анализа его результатов и подготовки отчетов.
б) организационные:
- преемственность и планомерность развития;
- "прозрачность" и обоснованность принимаемых технических решений;
- перспективное планирование развития системы радиоконтроля и информационных технологий предприятий радиочастотной службы;
- равноправный доступ отечественных и зарубежных производителей и поставщиков радиоконтрольного и измерительного оборудования на российский телекоммуникационный рынок;
- выстраивание долгосрочных партнерских отношений с поставщиками и подрядчиками, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве;
- организация совместных разработок специального программного обеспечения и производства узловых и компонентных элементов радиоконтрольного и измерительного оборудования;
- интеграция производственной деятельности подразделений радиоконтроля с деятельностью других подразделений через внедрение автоматизированной системы радиоконтроля;
- снижение цены при сохранении оперативно-технологических возможностей и качества производимого и поставляемого радиоконтрольного и измерительного оборудования, за счет развития конкуренции, внедрения новых прогрессивных решений и новаций в производство радиоконтрольного оборудования и снижения затрат на единицу продукции.
- интеграция усилий научных, проектных и иных организаций на основе различных форм взаимодействия (взаимовыгодного сотрудничества) для обеспечения требуемого предприятиям радиочастотной службы уровня научно-технического прогресса и принятия оптимальных технических решений.
ЕТП предусматривает непосредственное взаимодействие с производителями радиоконтрольного оборудования путем формирования технических заданий и последующей апробации действующих образцов оборудования в ходе осуществления мероприятий радиоконтроля.
3. Термины и определения
Станция технического радиоконтроля (СТРК) - стационарный объект, в состав которого входят стационарные измерительные, пеленгационные и (или) измерительно-пеленгационные комплексы, в том числе стационарные антенно-фидерные устройства, работающие в диапазонах радиочастот до 30 МГц.
Радиоконтрольный пункт (РКП) - стационарный объект, в состав которого входят стационарные измерительные и (или) пеленгационные, и (или) измерительно-пеленгационные комплексы, в том числе стационарные антенно-фидерные устройства, работающие в диапазонах радиочастот свыше 30 МГц.
Обслуживаемый радиоконтрольный пункт (ОРКП) - радиоконтрольный пункт, в котором оборудованы посты радиоконтроля.
Необслуживаемый радиоконтрольный пункт (НРКП) - радиоконтрольный пункт, в котором стационарные измерительные и (или) пеленгационные, и (или) измерительно-пеленгационные комплексы управляются дистанционно по каналам передачи данных.
Подвижный комплекс радиоконтроля (ПКРК) - подвижный объект, в состав которого входят измерительные и (или) пеленгационные, и (или) измерительно-пеленгационные комплексы, антенно-фидерные устройства.
Мобильный комплекс (МКРК) - подвижный комплекс радиоконтроля, размещенный на транспортной базе.
Переносной комплекс (ПрКРК) - подвижный комплекс радиоконтроля, предназначенный для временного размещения на специально подобранных площадках для проведения радиоконтроля вне зоны доступности СТРК и РКП.
Носимый комплекс (НКРК) - подвижный комплекс радиоконтроля, используемый в носимом варианте.
Специальные средства измерений и радиоконтроля (ССИР) - средства измерений и радиоконтроля, разработанные и применяемые для измерения и анализа конкретных параметров и характеристик радиосигналов определенных стандартов радиосвязи или для решения специализированных задач радиоконтроля. В состав ССИР могут входить непосредственно средства измерений (радиоконтроля), а также программно-аналитические средства, осуществляющие обработку и анализ результатов измерений (радиоконтроля).
Подвижный пункт радиоконтроля, управления и связи (ППРКУС) - подвижный объект, в состав которого входят измерительные и (или) пеленгационные, и (или) измерительно-пеленгационные комплексы, средства связи, средства передачи данных, средства дистанционного управления и антенно-фидерные устройства.
Пост радиоконтроля (ПРК) - рабочее место оператора радиоконтроля, с которого обеспечивается ручное или дистанционное управление измерительными, пеленгационными и (или) измерительно-пеленгационными комплексами.
Пункт управления - специально оборудованное и оснащенное техническими и программными средствами место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого возможно организовать проведение мероприятий радиоконтроля в действующих подсистемах контроля излучений радиоэлектронных средств.
Ситуационный центр - единый информационно-аналитический и организационно-технический комплекс сбора, анализа и подготовки информации, обеспечивающий принятие и реализацию управленческих решений в сфере связи в повседневных условиях, в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения.
4. Органы подготовки технических решений
Органами подготовки технических решений, направленных на реализацию технической политики, являются технические советы двух уровней:
- Научно-технический совет Роскомнадзора;
- технический совет радиочастотного центра федерального округа.
На каждом уровне технических советов в целях повышения качества предлагаемых технических решений создаются экспертные группы, в состав которых могут входить как специалисты радиочастотной службы, так и представители иных заинтересованных организаций.
При формировании решений по приобретению и модернизации радиоконтрольного оборудования технические советы в отношении производителей обеспечивают реализацию следующих основных принципов равноправного доступа:
- формирование рационального объема заказов;
- достаточность технических требований и их адекватность;
- равнодоступность (недискриминационный доступ);
- финансовая доступность;
- публичность, "прозрачность", подотчетность;
- соблюдение общественных интересов;
- финансовая обеспеченность производителей.
Технические решения по выбору поставщиков оборудования обеспечивают "прозрачность" совершаемых сделок и создание равных конкурентных условий (недискриминационный доступ) путем выставления к оборудованию единых требований, а также объективной оценки поставщиков (производителей) оборудования и полученных от них коммерческих предложений.
В целях обеспечения повышения эффективности расходования финансовых средств, сокращения затрат предприятий радиочастотной службы, объективного выбора экономически выгодных предложений по поставке, модернизации и капитальному ремонту радиоконтрольного оборудования технические решения принимаются на основании результатов проведенных конкурсов и тендеров.
5. Функциональные и технические требования к радиоконтрольному оборудованию
5.1. Требования к функциональным возможностям стационарных комплексов радиоконтроля
Стационарные комплексы радиоконтроля могут быть измерительными, пеленгационными и измерительно-пеленгационными.
В зависимости от назначения стационарные комплексы радиоконтроля должны обеспечивать измерения (оценку) технических параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) определение направления на источник радиоизлучения, запись спектров сигналов, ведение базы данных результатов радиоконтроля.
В соответствии с принадлежностью к определенной подсистеме контроля излучений радиоэлектронных средств, стационарные комплексы радиоконтроля должны обеспечивать осуществление мероприятий радиоконтроля в следующих диапазонах частот:
- до 30 МГц;
- от 30 МГц и выше.
Технические требования к стационарным комплексам радиоконтроля приведены в приложениях N 1 и N 2.
5.2. Требования к функциональным возможностям подвижных комплексов радиоконтроля
В зависимости от назначения подвижные комплексы радиоконтроля должны обеспечивать измерения (оценку) параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) определение направления на источник радиоизлучения, запись спектров сигналов, ведение базы данных результатов радиоконтроля. Подвижные комплексы контроля должны иметь автономное электропитание оборудования и включать в свой состав антенно-мачтовые устройства. Подвижные комплексы контроля должны также иметь возможность совместной работы со стационарными комплексами.
В соответствии с принадлежностью к определенной подсистеме контроля излучений радиоэлектронных средств, подвижные комплексы радиоконтроля должны обеспечивать осуществление мероприятий радиоконтроля в следующих диапазонах частот:
- до 30 МГц;
- от 30 МГц и выше.
Технические требования к подвижным комплексам радиоконтроля приведены в приложениях N 3 и N 4.
5.3. Требования к функциональным возможностям специальных средств измерений и радиоконтроля
Специальные средства измерений и радиоконтроля должны обеспечивать обнаружение и регистрацию излучений радиоэлектронных средств, определение индивидуальных идентификационных признаков, уровней сигналов, местоположение источников излучений (или направление на источник излучения), учет результатов радиоконтроля и сравнение их с базой данных.
Специальные средства измерений и радиоконтроля должны обеспечивать работу в диапазонах частот радиоэлектронных средств действующих служб радиосвязи. При заказах специальных средств измерений и радиоконтроля необходимо учитывать перспективы развития технологий радиосвязи.
5.4. Требования к функциональным возможностям стационарных и подвижных комплексов контроля излучений радиоэлектронных средств спутниковых служб радиосвязи
Стационарные и подвижные комплексы контроля излучений радиоэлектронных средств спутниковых служб радиосвязи должны обеспечивать измерения (оценку) нормируемых параметров излучений, контроль их соответствия установленным разрешениям на использование радиочастот или радиочастотных каналов, возможность выявления и регистрации излучений радиоэлектронных средств, создающих недопустимые радиопомехи радиоэлектронным средствам спутниковых служб радиосвязи.
С целью обеспечения определения местоположения и/или идентификации земных станций спутниковой связи возможности стационарных и подвижных комплексов контроля излучений радиоэлектронных средств спутниковых служб радиосвязи могут быть расширены за счёт применения дополнительных опций.
5.5. Требования к функциональным возможностям подвижных пунктов радиоконтроля, управления и связи
Подвижные пункты радиоконтроля, управления и связи должны обеспечивать:
- измерение (оценку) параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) определение направления на источник радиоизлучения, запись спектров сигналов, ведение базы данных результатов радиоконтроля;
- управление элементами федеральной системы радиоконтроля;
- взаимодействие с пунктами управления (при выполнении задач контроля излучений радиоэлектронных средств, использующих диапазон частот до 30 МГц, и спутниковых служб радиосвязи);
- управление системой радиоконтроля в случае выхода из строя пункта управления радиоконтролем федерального округа;
- увеличение возможностей пунктов управления в сложной радиоэлектронной обстановке;
- управление территориальными подсистемами радиоконтроля в случае необходимости повышения их эффективности;
- управление автономными подсистемами радиоконтроля;
- расширение технических возможностей существующих систем радиоконтроля на всех уровнях управления.
Подвижные пункты радиоконтроля, управления и связи должны обеспечивать осуществление мероприятий радиоконтроля в диапазонах частот от 30 до 3000 МГц (диапазоны ОВЧ и УВЧ) и выше, а также иметь возможность управления подсистемами контроля излучений радиоэлектронных средств в диапазонах частот до 30 МГц (диапазоны ОНЧ, НЧ, СЧ и ВЧ) и подсистемами контроля излучений радиоэлектронных средств спутниковых служб радиосвязи.
Технические требования к подвижным пунктам радиоконтроля, управления и связи приведены в приложении N 5.
5.6. Требования к программному обеспечению комплексов радиоконтроля
Программное обеспечение стационарных, мобильных и переносных комплексов радиоконтроля должно обеспечивать работу комплексов как в составе автоматизированных систем радиоконтроля, так и в автономном режиме.
Для оценки влияния программного обеспечения на метрологические характеристики комплексов радиоконтроля, а также для защиты обрабатываемой информации от непреднамеренных и преднамеренных изменений рекомендуется использование в комплексах радиоконтроля программного обеспечения, соответствующего ГОСТ Р 8.654-2009 "Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения".
6. Общие технические требования к транспортной базе мобильных комплексов радиоконтроля
Транспортная база мобильных комплексов должна включать в себя системы обеспечения пассивной и активной безопасности персонала и сохранности оборудования комплекса.
Мобильные комплексы должны быть оснащены навигационным оборудованием и системами жизнеобеспечения, соответствовать требованиям охраны труда.
Система электроснабжения мобильного комплекса должна обеспечивать электропитание всего оборудования в движении и на стоянке.
Требования к транспортной базе мобильных комплексов радиоконтроля приведены в приложении N 6.
Рекомендуемые проекты типовых договоров на приобретение стационарного или мобильного измерительно-пеленгационных комплексов и структура технического задания приведены в приложениях N 7 и N 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.