Регламент Совета Европейского Союза от 24 октября 2006 г. N 1638/2006
определяющий общие положения учреждения Европейского инструмента Соседства и Партнерства*(1)
(Страсбург, 24 октября 2006 г.)
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, его Статьями 179 и 181а;
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии,
Действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной Статьей 251 Договора*(2),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) В целях повышения эффективности внешней помощи, оказываемой Сообществом, предлагается ввести новый подход к её планированию и предоставлению. Настоящим Регламентом учреждается один из основных инструментов, обеспечивающих прямую поддержку внешней политике Европейского Союза.
(2) Копенгагенским Европейским Советом от 12 и 13 декабря 2002 г. подтверждается, что расширение Европейского Союза предоставляет возможность для развития отношений с соседними странами, основываясь на общих политических ценностях и экономических интересах. Европейский Союз по-прежнему настроен на устранение разделяющих линий внутри Европы, а также на обеспечение стабильности и процветания внутри своих новых границ и за их пределами.
(3) Брюссельский Европейский Совет от 17 и 18 июня 2004 г. ещё раз подчеркнул важность укрепления сотрудничества с вышеупомянутыми соседями, которое должно основываться на партнерстве и совместной собственности, а также отметил необходимость нахождения общих ценностей, связанных с демократическим устройством и соблюдением прав человека.
(4) Привилегированные отношения между Европейским Союзом и его соседями должны строиться на приверженности таким общим ценностям как демократия, законность, добросовестное управление, уважение прав человека, соблюдение принципов рыночной экономики и открытой, справедливой, регулируемой правилами торговле, а также на устойчивом развитии и борьбе с нищетой.
(5) Важно, чтобы помощь Сообщества, предусмотренная настоящим Регламентом, оказывалась в соответствии с международными конвенциями и соглашениями, в которых участвуют Сообщество, Государства-члены ЕС и их страны-партнеры, а также, чтобы вышеупомянутая поддержка осуществлялась с учетом принятых сторонами норм международного права.
(6) Соглашениями о Партнерстве и Сотрудничестве создается основа для ведения договорных отношений в Восточной Европе и на Южном Кавказе. Условиями Евро-средиземноморского партнёрства (Барселонский процесс), дополненными целым рядом Соглашений об Ассоциации, определяются рамки регионального сотрудничества с территориями Средиземноморья.
(7) В рамках Европейской Политики Соседства странами-партнерами и Европейским Союзом был определен круг приоритетов, которые должны найти свое отражение в согласованных Рабочих планах по ряду ключевых рабочих областей, которые включают ведение политического диалога и реформирование, проведение экономической и торговой реформы, справедливое социальное и экономическое развитие, правосудие и внутренние дела, энергетику, транспорт, информационное общество, защиту окружающей среды, исследования и инновации, развитие гражданского общества и контактов между отдельными людьми. Работа в вышеупомянутых приоритетных направлениях позволит добиться полной реализации потенциала, заложенного Соглашениями о Партнерстве и Сотрудничестве, а также Соглашениями об Ассоциации.
(8) В целях укрепления приверженности общим принципам и ценностям со стороны стран-партнеров, а также для поддержки их усилий по имплементации планов действий, Сообщество должно располагать возможностями для оказания им помощи и поощрять всевозможные формы сотрудничества между ними и с Государствами-членами ЕС. Подобное необходимо для расширения зоны совместной стабильности, безопасности и процветания с достаточной степенью экономической интеграции и политического сотрудничества.
(9) Важной целью помощи, оказываемой Сообществом, является содействие проведению политических, экономических и социальных реформ на соседних территориях. Реализация подобной цели в регионе Средиземноморья будет осуществляться в рамках позиции по Стратегическому сотрудничеству со странами Средиземноморья и Среднего Востока. Соответствующие элементы стратегии Европейского Союза по Африке будут учитываться в отношениях со средиземноморскими соседями из Северной Африки.
(10) Как указано в Совместном заявлении, именуемом "Европейский консенсус по содействию развития"*(3) и принятом 20 декабря 2005 г. Советом ЕС и представителями правительств Государств-членов ЕС на встрече с Советом ЕС, Европейским парламентом и Европейской Комиссией, важно, чтобы помощь, предоставляемая соседним развивающимся странам в рамках подхода, выработанного Европейской Политикой Соседства, соответствовала целям и принципам Политики развития Европейского Сообщества.
(11) Европейский Союз и Россия решили развивать отношения особого стратегического партнерства путем создания "четырех общих пространств". Помощь Сообщества будет направлена на поддержку данного партнерства, а также на содействие трансграничному сотрудничеству между Россией и её соседями, входящими в Европейский Союз.
(12) Проектом "Северного измерения" выработан подход к сотрудничеству между Европейским Союзом, Россией, Норвегией и Исландией, и важно, чтобы помощь Сообщества также была направлена на деятельность по имплементации данных правовых рамок. Новые задачи данной политики будут сформулированы в Политической Декларации и документе о политических рамках, подготовленном на основе указаний, выработанных на встрече по "Северному измерению" 21 ноября 2005 г.
(13) Помощь и сотрудничество со средиземноморскими партнерами должны осуществляться в рамках Евро-средиземноморского партнерства, учрежденного Барселонской Декларацией от 28 ноября 1995 г. и утвержденного на 10-м юбилейном Евро-средиземноморском саммите 28 ноября 2005 г., а также с учетом соглашений, достигнутых в вышеупомянутом контексте, по созданию пространства свободной торговли к 2010 году и началу процесса асимметричной либерализации.
(14) Важно способствовать сотрудничеству по внешней границе Европейского Союза и сотрудничеству между самими странами-партнерами, особенно если географически они расположены вблизи друг от друга.
(15) Особенно важным является устранение препятствий на пути к эффективному трансграничному сотрудничеству по внешним границам Европейского Союза, которое позволит избежать появления новых разделяющих линий. Трансграничное сотрудничество должно способствовать общему устойчивому развитию граничащих между собой регионов, а также благоприятствовать гармоничному территориальному объединению внутри Сообщества и с соседними странами. Для достижения данной цели оптимальным способом необходимо объединить задачи внешней политики с экономической и социальной сплоченностью, приемлемой с точки зрения окружающей среды.
(16) В целях поддержки соседних стран-партнеров в решении их задач, а также для содействия сотрудничеству между ними и государствами-членами ЕС, целесообразно учредить инструмент, управляемый единой политикой, который бы в будущем заменил ряд существующих инструментов, обеспечил единство и облегчил планирование и руководство процессом оказания помощи.
(17) Данный инструмент также должен использоваться для поддержки трансграничного сотрудничества между странами-партнерами и Государствами-членами ЕС и обеспечивать устойчивое повышение эффективности посредством единого механизма управления с определенным набором процедур. Он должен базироваться на опыте, приобретенном при имплементации программ соседства за период с 2004 по 2006 годы, и основываться на таких принципах, как многолетнее планирование, партнерство и софинансирование.
(18) Пограничные регионы, принадлежащие к странам Европейского экономического пространства (EEA) и в настоящее время вовлеченные в трансграничное сотрудничество между государствами-членами ЕС и странами-партнерами, могут продолжать этот процесс с использованием своих собственных ресурсов.
(19) Данным Регламентом на период с 2007 по 2013 годы создается своеобразный "финансовый конверт", являющийся первоначальной суммой для бюджетного органа в соответствии с пунктом 37 Межинституционального соглашения между Европейским парламентом, Советом ЕС и Европейской Комиссией по бюджетным вопросам и рациональному управлению финансами*(4).
(20) Меры, необходимые для имплементации данного Регламента, должны приниматься в соответствии с Решением 1999/468/EC Совета ЕС от 28 июня 1999 г. устанавливающим процедуру осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(5).
(21) К процедуре управления необходимо прибегать при определении имплементационных правил, которыми будет регулироваться имплементация трансграничного сотрудничества, а также при утверждении стратегических документов, планов действий и специальных мер, не предусмотренных стратегическими документами, при условии, что они требуют затрат, превышающих порог в 10 000 000 Евро.
(22) Поскольку такие задачи данного Регламента как расширение сотрудничества и обеспечение поступательной экономической интеграции между Европейским Союзом и соседними странами, не могут быть надлежащим образом решены Государствами-членами ЕС самостоятельно и в силу своей масштабности подлежат разрешению на уровне Сообщества, Сообществом могут приниматься меры, соответствующие принципу субсидиарности, упомянутому в Статье 5 Договора. Согласно принципу пропорциональности, установленному данной Статьей, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения вышеупомянутых целей.
(23) В связи с принятием данного Регламента возникает необходимость отменить Регламенты (ЕЭС) 1762/92 Совета ЕС от 29 июня 1992 г. об имплементации Протоколов о финансовом и техническом сотрудничестве, подписанных Сообществом и Средиземноморскими странами, не являющимися Государствами-членами ЕС*(6), (EC) 1734/94 от 11 июля 1994 г. о финансовом и техническом сотрудничестве с сектором Газа и Западным берегом*(7) и (EC) 1488/96 от 23 июля 1996 г. о принятии мер финансового и технического характера, сопровождающих (MEDA) процесс реформирования социальных и экономических структур в рамках Европейско-средиземноморского сотрудничества*(8). Аналогичным образом данный Регламент заменит Регламент 99/2000 Совета ЕС (ЕС, Евратом) от 29 декабря 1999 г. по предоставлению помощи Государствам-партнерам из Восточной Европы и центральной Азии*(9), действие которого истекает 31 декабря 2006 г.,
приняли настоящий регламент:
Совершено в Страсбурге 24 октября 2006 г.
От имени Европейского парламента
Председатель
J. Borrell Fontelles
От имени Совета ЕС
Председатель
P. Lehtomaki
------------------------------
*(1) Regulation (EC) No 1638/2006 of the European Parliament and of the Council of 24 October 2006 laying down general provisions establishing a European Neighbourhood and Partnership Instrument. Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 310, 9.11.2006, стр. 1.
*(2) Заключение Европейского парламента от 6 июля 2006 г. (ещё не опубликованное в Официальном Журнале) и решение Совета ЕС от 17 октября 2006 г.
*(3) ОЖ N С 46, 24.02.2006, стр. 1.
*(4) ОЖ N С 139, 14.06.2006, стр. 1.
*(5) ОЖ N L 184, 17.07.1999, стр. 23. Текст в редакции Решения 2006/512/ЕС (ОЖ N L 200, 22.07.2006, стр. 11).
*(6) ОЖ N L 181, 1.7.1992, стр. 1. Текст в редакции Регламента (EC) 2112/2005 (ОЖ N L 344, 27.12.2005, стр. 23).
*(7) ОЖ N L 182, 16.7.1994, стр. 4. Текст в редакции Регламента (EC) 2110/2005 Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 344, 27.12.2005, стр. 1).
*(8) ОЖ N L 189, 30.7.1996, стр. 1. Текст в редакции Регламента (EC) 2112/2005.
*(9) ОЖ N L 12, 18.1.2000, стр. 1. Текст в редакции Регламента (EC) 2112/2005.
*(10) ОЖ N L 210, 31.7.2006, стр. 25.
*(11) Документ ещё не опубликован в Официальном Журнале.
*(12) ОЖ N L 248, 16.9.2002, стр. 1.
*(13) ОЖ N L 312, 23.12.1995, стр. 1.
*(14) ОЖ N L 292, 15.11.1996, стр. 2.
*(15) ОЖ N L 136, 31.5.1999, стр. 1.
*(16) ОЖ N L 210, 31.7.2006, стр. 82.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Совета Европейского Союза от 24 октября 2006 г. N 1638/2006 определяющий общие положения учреждения Европейского инструмента Соседства и Партнерства (Страсбург, 24 октября 2006 г.)
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящий Регламент вступает в силу через 20 дней после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Настоящий Регламент подлежит применению с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2013 г.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке публикован в Официальном Журнале, N L 310, 09.11.2006 г., с. 1