Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2012 г. N 41-АПГ12-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И., судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А., при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Овчарова В.А. на решение Ростовского областного суда от 14 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления Овчарова В.А. о признании недействующим пункта 2 статьи 3 областного закона Ростовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" в части слов "федеральных органов государственной власти", "органов власти и управления СССР".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей законодательного собрания Ростовской области Широковой Ю.В. и Дерезы Н.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
8 сентября 2006 года законодательным собранием Ростовской области принят, 18 сентября 2006 года губернатором Ростовской области подписан областной закон Ростовской области N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области".
Статьей 2 закона предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 2 статьи 3 закона при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются почетная грамота Правительства Российской Федерации, почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, почетная грамота администрации Ростовской области, почетный диплом главы администрации (губернатора) Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", почетная грамота законодательного собрания Ростовской области, а также почетная грамота Федерации независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.
Овчаров В.А. обратился в Ростовский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 статьи 3 областного закона Ростовской области от 18 сентября 2006 года N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" в части слов "федеральных органов государственной власти", "органов власти и управления СССР", полагая, что он противоречит статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и нарушает его (Овчарова В.А.) права.
Заявитель пояснил, что награжден ведомственными знаками отличия в труде "Победитель социалистического соревнования" за 1975 и 1979 годы, но на основании оспариваемой нормы ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" управлением социальной защиты Неклиновского района Ростовской области. Решением Неклиновского районного суда, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения управления социальной защиты.
По его мнению, законодатель Ростовской области, принимая оспариваемый закон, превысил свои полномочия, определенные Федеральным законом "О ветеранах", установив не только порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", но и ограничив определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможность присвоения этого звания.
Решением Ростовского областного суда от 14 февраля 2012 года в удовлетворении заявления Овчарова В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Овчарова В.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, суд пришел к правильному выводу о наличии у субъектов Российской Федерации права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления Овчарова В.А., суд не согласился с его доводом об ограничении оспариваемым законом по сравнению с федеральным законом круга лиц, являющихся ветеранами труда, и обоснованно исходил из того, что закон Ростовской области не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда". В частности, закон Ростовской области предусматривает, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти и ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР.
Отнесение наград к ведомственным осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств. Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
При таких данных правильным следует признать вывод суда о том, что в оспариваемом акте субъект Российской Федерации предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", т.е. осуществил правовое регулирование в рамках предоставленных ему полномочий на установление условий присвоения звания "Ветеран труда".
Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия не находит оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы Овчарова В.А., которые касаются, в том числе, применения оспариваемой нормы, и не содержат указания на ее противоречие федеральному законодательству.
Довод, содержащийся в апелляционной жалобе, об ограничении оспариваемой нормой круга лиц, являющихся ветеранами труда, заявлялся при обращении в суд, получил его оценку, которую Судебная коллегия считает правильной, поэтому этот довод не может явиться основанием к отмене решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ростовского областного суда от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчарова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2012 г. N 41-АПГ12-5
Текст определения официально опубликован не был