Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2012 г. N 46-АПГ12-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А., при секретаре Васильченко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Самарской области о признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Самарской области от 23 марта 2011 г. N 107 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 20.12.2006 N 185 "Об утверждении тарифов на проезд пассажиров пригородным электрифицированным железнодорожным транспортом на территории Самарской области" по апелляционной жалобе Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области на решение Самарского областного суда от 1 февраля 2012 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Правительства Самарской области Попова С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области Сокола П.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
20 декабря 2006 г. Правительством Самарской области издано постановление N 185 "Об утверждении тарифов на проезд пассажиров пригородным электрифицированным железнодорожным транспортом на территории Самарской области".
23 марта 2011 г. Правительством Самарской области принято постановление N 107 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 20.12.2006 г. N 185 "Об утверждении тарифов на проезд пассажиров пригородным электрифицированным железнодорожным транспортом на территории Самарской области" (далее - Постановление).
Согласно пункту 3 Постановления данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление опубликовано в издании "Волжская коммуна" 29 марта 2011 г., N 104 (27539).
Исполняющий обязанности прокурора Самарской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 Постановления, ссылаясь на то, что данное постановление касается изменения размера тарифов межзонных полных и межзонных детских на проезд пассажиров пригородным электрифицированным железнодорожным транспортом на территории Самарской области и затрагивает права и свободы граждан, проживающих на территории Самарской области.
По мнению прокурора, оспариваемые положения противоречат статье 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), согласно которой нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в действие не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования, а не с момента такого опубликования, как предусмотрено оспариваемой нормой.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области поддержал заявленные прокурором требования.
Представители Правительства Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области заявленные требования не признали, пояснив, что Постановление издано в целях упорядочения государственного регулирования цен (тарифов), оспариваемые положения не регулируют вопросы о правах и свободах человека и гражданина.
Решением Самарского областного суда от 1 февраля 2012 г. заявление исполняющего обязанности прокурора Самарской области удовлетворено, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 3 Постановления.
В апелляционной жалобе Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Разрешая дело, суд, проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, пришел к выводу о том, что оспариваемые прокурором положения Постановления непосредственно регламентируют вопросы защиты прав человека и гражданина, в связи с чем введение такого Постановления в силу со дня его официального опубликования противоречит федеральному законодательству.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, который основан на неправильном применении норм материального права.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 марта 2005 г. N 71-О "По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", данный Закон является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования, не препятствует субъекту Российской Федерации определять порядок вступления в силу принятых законов.
Статьей 9 Закона Самарской области от 10 мая 1995 г. N 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" установлено, что Законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или другими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Законы и другие нормативные правовые акты Самарской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу в порядке, установленном федеральным законом.
Правовой анализ приведенного выше законодательства позволяет сделать вывод о том, что установление сроков вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации является прерогативой самого субъекта Российской Федерации, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом.
Как следует из преамбулы оспариваемого Постановления, оно принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и регламентирует вопросы обеспечения государственного регулирования цен (тарифов).
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", утверждающее перечень транспортных услуг, по которым субъекты Российской Федерации вправе вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, издано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", принятого в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов).
В оспариваемом Постановлении отсутствуют нормы, непосредственно регулирующие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, не содержит оно и нормы, устанавливающие какие-либо права и обязанности граждан.
В связи с изложенным Постановление не является нормативным правовым актом по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, следовательно, Правительство Самарской области вправе было установить вступление его в законную силу с момента опубликования.
Таким образом, у суда первой инстанции оснований полагать, что пункт 3 Постановления, предусматривающий вступление в силу данного акта со дня его официального опубликования, противоречит федеральному законодательству, не имелось.
При таком положении Судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 1 февраля 2012 г. отменить, принять по делу новое решение, которым оставить без удовлетворения заявление исполняющего обязанности прокурора Самарской области о признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Самарской области от 23 марта 2011 г. N 107 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 20.12.2006 N 185 "Об утверждении тарифов на проезд пассажиров пригородным электрифицированным железнодорожным транспортом на территории Самарской области".
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2012 г. N 46-АПГ12-4
Текст определения официально опубликован не был