Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2012 г. N 53-АПГ12-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В., при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Город Золотой" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 г. N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" по апелляционной жалобе дачного некоммерческого товарищества "Город Золотой" на решение Красноярского краевого суда от 27 января 2012 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Красноярского края Куренева Д.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 декабря 2008 г. Правительством Красноярского края принято постановление N 251-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" (далее - Постановление), пунктом 1 которого утверждены кадастровая стоимость земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений (приложение N 1), кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (приложение N 2) и средний уровень кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам (городским округам) Красноярского края (приложение N 3).
Постановление опубликовано в издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" 20 декабря 2008 г., N 67(288)/45-55.
В таблице N 8 приложения N 2 к Постановлению утверждена кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Емельяновского муниципального района, которая согласно строке N 1 для дачного некоммерческого товарищества "Город Золотой" (далее - ДНТ "Город Золотой") составила 375,16 рубля за квадратный метр.
20 ноября 2009 г. Правительством Красноярского края издано постановление N 593-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 г. N 251-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края" (далее - Постановление Правительства Красноярского края от 20 ноября 2009 г. N 593-п), которым строка N 1 в таблице N 8 приложения N 2 к Постановлению изложена в новой редакции и указана иная кадастровая стоимость земли для ДНТ "Город Золотой" - 382,93 рубля за квадратный метр.
Постановление Правительства Красноярского края от 20 ноября 2009 г. N 593-п опубликовано в издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" 4 декабря 2009 г., N 63(359).
ДНТ "Город Золотой", являющееся с 2007 г. по 2009 г. арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:11:210201:0399, который в 2009 г. был разделен на 8 земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0210201:1151, 24:11:0210201:1152, 24:11:0210201:1153, 24:11:0210201:1154, 24:11:0210201:1155, 24:11:0210201:1156, 24:11:0210201:1157, 24:11:0210201:1158, арендатором которых также является заявитель, обратилось в суд с заявлением о признании недействующей и не подлежащей применению с момента принятия строки N 1 в таблице N 8 приложения N 2 к Постановлению (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 20 ноября 2009 г. N 593-п) в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земель ДНТ "Город Золотой" (район дер. Сухой) в размере 382,93 рубля за квадратный метр.
По мнению заявителя, оспариваемый удельный показатель утверждён Постановлением произвольно, поскольку определён органами кадастрового учёта в нарушение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215, порождает неопределённость оспариваемой правовой нормы, создаёт угрозу нарушения прав заявителя, поскольку на основании удельного показателя кадастровой стоимости земли рассчитывается арендная плата, уплачиваемая заявителем.
Представители Правительства Красноярского края и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю заявленные требования не признали, пояснив, что Постановление принято в пределах компетенции Правительства Красноярского края с соблюдением требований федерального законодательства.
Решением Красноярского краевого суда от 27 января 2012 г. заявление ДНТ "Город Золотой" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ДНТ "Город Золотой" просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ДНТ "Город Золотой".
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённый приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента (пункты 9.6-9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчёта исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 г. N 39.
В случае принятия решения о соответствии отчёта Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трёх рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведённых положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которой переданы функции упразднённого Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Указа Президента Российской Федерации следует читать как "25 декабря 2008 г."
Пунктами 11.2, 11.3 Административного регламента предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утверждённых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение.
По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает решение о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утверждённых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, либо, в случае наличия каких-либо расхождений между утверждёнными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатами и результатами, представленными на такое утверждение, о несоответствии полностью или частично данных результатов.
Из материалов дела следует, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений в Красноярском крае проводились ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности".
По результатам проведённых работ ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" составлен отчёт.
21 ноября 2008 г. на заседании краевой межведомственной комиссии по координации мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на территории Красноярского края рассмотрен вопрос об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений края и принято решение согласовать представленные результаты государственной кадастровой оценки земель края, за исключением оценки 10 садоводческих объединений г. Дивногорска.
Данным решением ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" предписано представить в данную краевую межведомственную комиссию протокол согласования результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений края по 10 садоводческим объединениям г. Дивногорска; Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю поручено подготовить проект постановления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений края с учётом дооценки 10 садоводческих объединений г. Дивногорска, а также обеспечить получение положительного заключения Роснедвижимости.
ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" произведён перерасчёт кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории 10 садоводческих объединений г. Дивногорска, что повлекло изменение кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Емельяновского, Березовского и Майского районов и внесение изменений в составленный ранее отчёт.
Как следует из акта N 3 от 10-15 апреля 2009 г. о проведении проверки отчёта N 695/2008, составленного ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" по результатам проведённых работ об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений в Красноярском крае, указанный отчёт представлен на проверку в третий раз, проверен Росреестром и признан соответствующим Методическим указаниям.
Проанализировав приведённые материалы дела, сопоставив их с действующим законодательством, суд, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения, с соблюдением процедур и методики проведения государственной кадастровой оценки земель, установленной федеральным законодательством, в связи с чем оснований для признания положений оспариваемого акта недействующими не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе и аналогичным позиции заявителя в судебном заседании, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 27 января 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ДНТ "Город Золотой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2012 г. N 53-АПГ12-5
Текст определения официально опубликован не был