Приказ Минсельхоза РФ от 6 марта 2012 г. N 172
"Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров"
20 сентября 2013 г.
Приказом Минсельхоза России от 19 апреля 2017 г. N 186 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4080; 2011, N 17, ст. 2429), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров на период на 2012-2014 годы" (далее - Программа).
2. Назначить ответственным за реализацию Программы директора Депагроразвития Д.И. Торопова.
Министр |
Е. Скрынник |
Целевая программа ведомства
"Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов"
(утв. приказом Минсельхоза РФ от 6 марта 2012 г. N 172)
20 сентября 2013 г.
ПАСПОРТ
целевой программы ведомства
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
|
Наименование программы |
"Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов" |
|
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Министр сельского хозяйства Российской Федерации Е. Скрынник Приказ Минсельхоза России от 6 марта 2012 г. N 172 Согласовано: Минфин России (письмо от 30.12.2011 N 19-04-05/2-549) Минрегион России (письмо от 12.12.2011 N 34330-ВТ/05) Минэкономразвития России (письмо от 24.12.2011 N 29228-ОС/Д17) |
|
Номер и дата учета в Министерстве экономического развития Российской Федерации |
|
|
Цель и задачи |
Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: 1. Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; 2. Создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; 3. Стимулирование создания гражданами, в том числе гражданами занимающимися ведением личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств. |
|
Целевые индикаторы и показатели |
Целевой индикатор: Увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2010 года - 1,038. Целевые показатели: - количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки - 7 700, в том числе: в 2012 году - 1 700 ед. в 2013 году - 3 000 ед. в 2014 году - 3 000 ед. - количество созданных рабочих мест - 23 100. |
|
Характеристика программных мероприятий |
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления: 1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; 2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров; 3. Участие в других мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам, реализация экономически значимых региональных программ и пр.) |
|
Сроки реализации программы |
2012-2014 годы |
|
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 10 438,0 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 7 824,0 млн. рублей средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2 614,0 млн. рублей. Из общего объема финансирования Программы по годам средств федерального бюджета: 2012 год - 2 000,0 млн. рублей; 2013 год - 2 800,0 млн. рублей; 2014 год - 3 024,0 млн. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- 7700 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств. Реализация программы также позволит получить следующие социально-экономические результаты эффективности реализации Программы: - развитие конкурентной среды; - создание условий для развития фермерских хозяйств и для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета; - создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий. |
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Основными целями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.
Сектор малых форм хозяйствования, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производят более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства: 21% зерновых культур, 89,5% картофеля, 86,5% овощей, 42% мяса и 55,1% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Объем государственной поддержки из федерального бюджета на поддержку малых форм хозяйствования вырос с 2,4 млрд. рублей в 2006 году до 8,8 млрд. рублей в 2010 году (субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам/займам, поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства и пр.).
В 2011 году на субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам малым формам хозяйствования планируется направить 5,9 млрд. рублей.
По данным органов управления агропромышленным комплексом (далее - АПК) субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2011 года малыми формами хозяйствования получено кредитов и займов на общую сумму свыше 31,9 млрд. рублей.
Бурный рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) в начале 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что в 1995 году их численность достигла 280 тыс. В последующее полтора десятилетия в основном происходило их сокращение.
Изменение сложившегося негативного тренда сокращения роста численности хозяйствующих КФХ потребует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-экономических условиях.
По данным Росстата общая численность крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.01.2011 составляет около 309 тыс. единиц, а число хозяйствующих КФХ составляет 201,5 тыс. единиц.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового КФХ требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности. Ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг." (далее - Программа) призвана помочь начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны.
При инерционном сценарии развития фермерский сектор не получит дополнительного источника для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат воспроизводственную функцию сельского хозяйства, село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации и другие общенациональные функции.
Раздел 2. Цель и задачи Программы,
Цель программы - стимулирование развития КФХ для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Мероприятия Программы предусматривается осуществлять за счет средств, выделяемых на реализацию в 2012 году мероприятий Государственной программы. В последующие годы - за счет средств, предусмотренных на пролонгацию Государственной программы на период 2013-2020 годы.
Задачи программы:
- обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
- создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
- обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
- стимулирование граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, создания КФХ.
Раздел 3. Результаты реализации и целевые индикаторы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012-2014 годы составит не менее 14,9 млрд. рублей;
- 7700 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих КФХ.
Реализация программы также позволит получить следующие результаты:
1. Создание не менее 23100 постоянных рабочих мест.
2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
3. Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
4. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевыми индикаторами реализации Программы являются:
- количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
- количество созданных рабочих мест.
Табл. 1. Целевые индикаторы:
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012-2014 гг. |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших развитие своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки |
1700 |
3000 |
3000 |
7700 |
Количество созданных постоянных рабочих мест |
5100 |
9000 |
9000 |
23100 |
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Таблица 2
Целевой индикатор |
Ожидаемый уровень |
На 01.01 2011 (данные Росстата) |
Значения индикатора, ед. |
Год достижения цели |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
Число фермеров, которые с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств |
209259 |
201559 |
203259 |
206259 |
209259 |
2014 |
Значение индикатора - увеличение числа хозяйствующих К(Ф)Х по отношению к уровню 2010 года.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
(1) |
К - целевой индикатор;
S - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2015 года;
- число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2011 года;
Значение целевого индикатора к концу реализации Программы определяется по формуле (2):
(2) |
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.
Основными мероприятиями региональных программ поддержки начинающих фермеров являются предоставление начинающим главам КФХ грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Для обеспечения комплексной поддержки региональные программы по поддержке начинающих фермеров могут предусматривать:
долгосрочное инвестиционное кредитование, в том числе субсидирование инвестиционных банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами,
субсидирование краткосрочных (до 2-х лет) банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами,
погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота,
предоставление поручительств и гарантий из региональных фондов поддержки предпринимательства по кредитам и займам, привлеченным начинающими фермерами;
строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров;
организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими КФХ;
поддержка гарантиями и залоговыми фондами субъекта Российской Федерации;
оформление в собственность используемых КФХ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Для формирования инфраструктуры развития начинающих фермеров субъект Российской Федерации обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
свободный доступ граждан к информации о наличии земель сельскохозяйственного назначения и порядке участия в программе поддержки начинающих фермеров в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участие начинающих фермеров в мероприятиях Государственной программы и региональных программ по развитию сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия по развитию начинающих фермеров могут быть поддержаны софинансированием из федерального бюджета в рамках координации государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, не допуская оказания повторного финансирования на те же цели и одному и тому же адресату, а также по иным мероприятиям Государственной программы.
Утвержденная программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая поддержку начинающих фермеров, представляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, где проводится отбор.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации создает комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих фермеров.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации софинансирует мероприятия региональных программ поддержки начинающих фермеров в рамках и по условиям Государственной программы на основании заявок субъектов Российской Федерации и заключенных Соглашений, в соответствии с условиями и в пределах лимитов, определенных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166.
Приказом Минсельхоза России от 20 сентября 2013 г. N 356 в пункт 4.2 внесены изменения
4.2. Субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержка начинающих фермеров.
В состав конкурсной комиссии включают государственных и муниципальных служащих субъекта Российской Федерации (не более половины состава комиссии), юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В состав комиссии могут быть включены представители кредитных, научных, образовательных юридических, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, региональных фермерских ассоциаций
Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей (далее - Заявка) и документы к ним, в сроки установленные субъектом Российской Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму фанта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
При подаче документов на конкурс гражданин составляет Заявку по форме, утверждаемой субъектом Российской Федерации, и опись прилагаемых документов (в двух экземплярах). Второй экземпляр описи с отметкой о приеме документов остается у гражданина.
При принятии решения о включении заявителей в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:
условия проживания заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ;
отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
меньший размер запрашиваемого фанта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства;
предоставление рабочих мест для местных жителей;
социальную и бюджетную ответственность;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие племенных сельскохозяйственных животных;
наличие земель сельскохозяйственного назначения;
деловую репутацию и кредитную историю;
итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании;
рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей,
общественную активность и ответственность заявителя;
результаты очного собеседования.
Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
Начинающему фермеру выдается сертификат об участии в региональной программе по форме согласно приложению N 2, в том числе на бланках, содержащих дизайн и знаки защиты.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - , передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Госпрограммой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Субъект Российской Федерации определяет максимальный размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом поданной Заявки. В случае, если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства в размере, превышающим 1,5 млн. рублей, то превышение финансируется субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета, без привлечения софинансирования из федерального бюджета.
Начинающий фермер, получающий грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом наличия собственных средств начинающего фермера. Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера. Расходование гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства главами крестьянских (фермерских) хозяйств, пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году, осуществляется в течение 24 месяцев.
В план расходов включаются расходы в разрезе наименований (статей), направленные на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории субъекта Российской Федерации, предоставившего грант, и соответствующие следующим целям:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Расход по плану расходов осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода средств начинающего фермера: не более 90% за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов и не менее 10% за счет собственных средств начинающего фермера.
Все активы, приобретенные* за счет фанта должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться** его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории субъекта Российской Федерации, предоставившего фант и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть выделены главе КФХ только один раз.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.4. Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по плану расходов по наименованиям (статьям) расходов в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства на цели:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретение одного грузо-пассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
Субъект Российской Федерации определяет максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров. В случае, если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров в размере, превышающим 250 тысяч рублей, то сумма превышения покрывается субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета без привлечения софинансирования из федерального бюджета.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
4.5. Субъект Российской Федерации обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами.
В этих целях субъект Российской Федерации может в установленном законодательством Российской Федерации порядке определяет кредитную организацию, через которую осуществляется выдача грантов и единовременных пособий.
Текст предыдущего абзаца приведен в соответствии с источником
4.6. Начинающий фермер ежеквартально представляет органу управления АПК субъекта Российской Федерации, в котором начинающий фермерам подал заявку на участие в мероприятий Программы, отчет о целевом расходовании средств фанта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовой обустройство по форме, установленной субъектом Российской Федерации.
Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют органы управления АПК субъектов Российской Федерации.
Раздел 5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период 2012-2014 годов.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Российской Федерации в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Российской Федерации в области сельского хозяйства, являются увеличение численности хозяйствующих субъектов КФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в т.ч. оптимизацию механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
Согласно обоснованным целевым показателям Программы, количество крестьянских (фермерских) хозяйств осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 7 700 единиц. Предполагается, что за период 2012-2014 годы поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 23,1 тыс. постоянных рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличение налоговых сборов.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Минсельхоза России, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
Раздел 7. Оценка эффективности и мониторинг Программы.
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Минсельхозом России исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашениях между регионом и Минсельхозом России, для соответствующих региональных программ, и определяется на основании соответствия прироста численности хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств в субъекте Российской Федерации, значению показателя, определенного в соглашении.
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга за их использованием. С этой целью будет разработана форма отчетности и порядок ее представления в Минсельхоз России. На основании анализа собранной информации будут приниматься решения о целесообразности дальнейшего развития системы фантов в каждом регионе.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта о представлении отчета об использовании средств.
2. Периодичность представления отчетности грантополучателями.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных фантов с производственными показателями развития фермерских хозяйств в регионах.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства на текущий период.
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств".
Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Субъекты Российской Федерации представляют в Минсельхоз России информацию о выполнении показателя, закрепленного в соглашении между высшими исполнительном органом власти субъектов Российской федерации и Минсельхозом России по поддержке начинающих фермеров, в соответствии с установленной Минсельхозом России формой отчетности.
Качественный метод:
Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
Раздел 9. Расчет потребности в необходимых ресурсах
Финансирование Программы по поддержке начинающих фермеров осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.
Финансирование Программы в 2012-2014 годах осуществляется в рамках бюджета действующих обязательств Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Общая сумма фантов начинающим фермерам на создание и развитие КФХ, единовременную помощь на бытовое обустройство за 2012-2014 гг. составит 10,43 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета 7,82 млрд. руб.
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2012-2014 гг. |
Гранты на создание КФХ и единовременная помощь на бытовое обустройство, всего |
2666,7 |
3733,3 |
4038,0 |
10438,0 |
в т.ч. федеральный бюджет |
2000,0 |
2800,0 |
3024,0 |
7824,0 |
бюджеты субъектов РФ |
666,7 |
933,3 |
1014,0 |
2614,0 |
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", принятым в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку начинающих фермеров в 2012 году из федерального бюджета составляет 2,0 млрд. рублей.
Раздел 10. Система управления реализацией Программы
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий.
Ответственным за реализацию Программы, достижение целей и задач, утвержденные индикаторы цели, показатели задач и мероприятий является Департамент сельского развития и социальной политики (Депагроразвитие), курирующий данное направление.
Мониторинг за ходом реализации Программы и координацию деятельности подразделений Минсельхоза России, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий осуществляет Департамент экономики и анализа (Депэкономика).
Организацию научно-методологического обеспечения реализации Программы и оказания консультационной помощи осуществляет Департамент научно-технологической политики и образования (Депнаучтехполитика).
Финансирование программных мероприятий осуществляет Департамент финансов и бюджетной политики (Депфинансы) по представлению Депэкономики.
Ответственными за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются Депэкономика, Депагроразвитие, Депфинансы.
Минсельхоз России обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с заключенными с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соглашениями о реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров обязуются обеспечить соответствие значений показателей, устанавливаемых региональной (муниципальными) программами значениям показателя результативности предоставления субсидий установленным указанным соглашением.
_____________________________
* Активы могут приобретаться за пределами субъекта Российской Федерации, предоставившего фант, но должны ввозиться на его территорию.
** Транспортные средства могут использоваться начинающими фермерами за пределами субъекта Российской Федерации без ограничений, но подлежат регистрации на территории субъекта Российской Федерации, предоставившего грант.
Приложение N 1
Объемы финансирования мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов" за счет средств федерального бюджета
|
(млн. рублей в ценах соответствующих лет) |
|||||||
Наименование |
РзПр |
ЦСР |
ВР |
2012-2014 годы - всего |
В том числе |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||||
Субсидии на: |
|
|
|
|
|
|
|
|
предоставление грантов на создание и развитие КФХ; |
0405 |
26705** |
521 |
251 |
7 824,0 |
2 000,0 |
2 800,0 |
3 024,0 |
единовременную помощь на бытовое обустройство |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Приложение
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Герб Российской Герб субъекта
Федерации Российской
Федерации
Государственный орган субъекта
Российской Федерации
СЕРТИФИКАТ
Настоящим сертификатом удостоверяется, что ____________________________
(фамилия, имя, отчество)
_______________________________________________________________________
предъявитель паспорта гражданина Российской Федерации
_______________________________________________________________________
(серия и номер, кем и когда выдан)
является участником ___________________________________________________
(наименование и реквизиты региональной
_______________________________________________________________________
программы, содержащей меры по поддержке начинающих фермеров)
и ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на
период 2012 - 2014 годы", утвержденной приказом Минсельхоза России от 6
марта 2012 г. N 172, и ему (ей) предоставляется грант на создание и
развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере _______________
(цифрами и прописью)
рублей и/или единовременная помощь на бытовое обустройство начинающего
фермера в размере _______________________________ рублей.
(цифрами и прописью)
___________________ ________________ _______________________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.".
Цель - стимулировать развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ).
Так, планируется создать условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий, развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
Предполагается, что к 2014 г. объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов составит не менее 14,9 млрд руб. 7 700 начинающих фермеров смогут с помощью господдержки осуществить проекты развития своих КФХ.
Для этого им будут предоставляться гранты на создание и развитие КФХ, а также единовременная помощь на бытовое обустройство. В частности, региональными программами может предусматриваться следующее. Погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота. Строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров. Оформление в собственность используемых КФХ участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Общий объем финансирования программы составляет 10 438 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета выделят 7 824 млн руб., из региональных бюджетов - 2 614 млн руб.
Приказ Минсельхоза РФ от 6 марта 2012 г. N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минсельхоза России от 19 апреля 2017 г. N 186 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минсельхоза России от 20 сентября 2013 г. N 356