Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Ф.Ф. Дахина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ф.Ф. Дахин просит признать противоречащим статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах и Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года N 40/34) положение статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) о том, что реабилитированные лица и члены их семей в случае возвращения на прежнее место жительства принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечиваются жилыми помещениями.
Заявитель утверждает, что это положение лишает реабилитированных лиц, утративших жилые помещения, высланных за пределы соответствующих административных границ в связи с репрессиями и проживающих в других регионах Российской Федерации, возможности встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в тех местностях и населенных пунктах, где они проживали до применения к ним репрессий. По мнению заявителя, этим ущемляются права реабилитированных лиц по сравнению с правовым регулированием, предусмотренным статьей 13 данного Закона в редакции Закона Российской Федерации от 3 сентября 1993 года N 5698-I, а также пунктом 7 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419, признано утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 489), который предусматривал, в частности, возможность принятия таких лиц на учет для обеспечения жилой площадью без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого помещения и представления ими этих документов непосредственно при получении жилых помещений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив приложенные к жалобе материалы, не находит оснований для ее принятия к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола (Определение от 24 июня 2008 года N 620-О-П и др.).
Так, статьей 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.
При этом в изменение ранее действовавшего правового регулирования Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 5 статьи 6) было предусмотрено, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.
Этим, однако, не исключается возможность защиты жилищных прав реабилитированных лиц, в том числе в судебном порядке, в случае отсутствия соответствующего правового регулирования в конкретном субъекте Российской Федерации.
Обеспечение же исполнения требования федерального законодательства об осуществлении субъектом Российской Федерации соответствующего правового регулирования, равно как и проверка правильности выбора и толкования судом подлежащих применению правовых норм с учетом фактических обстоятельств конкретного дела к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дахина Федора Федоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 631-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дахина Федора Федоровича на нарушение его конституционных прав положением статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Текст Определения официально опубликован не был