Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Совета Сортавальского муниципального района к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Совет Сортавальского муниципального района оспаривает конституционность пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно ее части 1, устанавливающей вопросы местного значения муниципального района, и статьи 14 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которой национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Как следует из представленных материалов, определением суда кассационной инстанции было отменено решение суда первой инстанции и удовлетворено заявление прокурора, поданное в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц, об оспаривании решения представительного органа муниципального района о назначении местного референдума по вопросу об одобрении населением включения территорий муниципального района в состав национального парка. При этом суд кассационной инстанции указал, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, к которым вопросы, связанные с образованием национальных парков и определением их границ, не относятся.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 3, 9, 12, 32 и 130 Конституции Российской Федерации, поскольку исключают возможность проведения местного референдума по вопросу включения территорий муниципального района в границы создаваемого национального парка.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, ее статьи 130 и 132 (часть 1), закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 72 (пункты "д", "к", "н" части 1) и 76 (часть 2), определение полномочий местного самоуправления в области особо охраняемых природных территорий относится к прерогативе законодателя. В связи с этим само по себе отсутствие в установленном законом перечне вопросов местного значения вопросов, связанных с образованием особо охраняемых природных территорий федерального значения, к числу которых в силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" относится национальный парк, не может рассматриваться как основание для вывода о нарушении конституционных прав местного самоуправления.
Из права на участие в референдуме, как оно установлено статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, также не следует, что данное право может быть реализовано без учета проведенного Конституцией Российской Федерацией (статья 11, часть 3; статьи 71, 72, 73 и 76) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Действующее законодательство предусматривает необходимость выявления мнения населения муниципального образования в случае, если его территории планируется включить в состав создаваемых особо охраняемых природных территорий федерального значения. В соответствии с подпунктом 6 статьи 11 и абзацем пятым подпункта 1 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, представляются на государственную экологическую экспертизу вместе с материалами их обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Представленные заявителем материалы свидетельствуют о том, что мнение населения Сортавальского муниципального района по проекту планируемого национального парка было выявлено посредством проведения слушаний.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзацем пятым подпункта 1 статьи 14" имеется в виду "абзацем пятым пункта 1 статьи 14"
Таким образом, с учетом изложенного нет оснований полагать, что отсутствием в оспариваемом регулировании положений, предусматривающих возможность проведения местного референдума по вопросу, касающемуся образования особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка, а также включения в его границы территорий муниципального района, нарушаются конституционные права граждан в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Совета Сортавальского муниципального района, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась норма, в т. ч. устанавливающая, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
По мнению заявителя, это положение неконституционно. Оно исключает возможность провести местный референдум по включению территорий муниципального района в границы создаваемого национального парка (поскольку это не относится к вопросам местного значения).
Отклоняя эти доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Определение полномочий местного самоуправления в области особо охраняемых природных территорий - прерогатива законодателя.
Поэтому сам по себе факт того, что в перечне вопросов местного значения нет тех, которые связаны с образованием особо охраняемых природных территорий федерального значения, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав в сфере местного самоуправления.
Конституция РФ закрепляет право на участие в референдуме. Однако из этого не следует, что такое право может быть реализовано без учета разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти.
Кроме того, законодательство предусматривает необходимость выявлять мнение населения муниципального образования в случае, если его территории планируется включить в состав создаваемых особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Так, в соответствии с Законом об экологической экспертизе материалы, которые обосновывают придание правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, представляются на экологическую экспертизу.
При этом названные документы представляются вместе с материалами их обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
С учетом этого нет оснований полагать, что нарушаются конституционные права граждан.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 601-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Совета Сортавальского муниципального района на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 14 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)
Текст Определения официально опубликован не был