Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 мая 2012 г. N 03-03-06/2/47
Вопрос: 1. Банк, в соответствии с локальным нормативным актом (Положение о социально-экономической поддержке персонала), оплачивает пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем максимально установленный размер, выплачиваемый из средств ФСС РФ. При этом такая доплата не превышает средний заработок работника, рассчитанный в соответствии с законодательством для расчета пособия по временной нетрудоспособности.
В связи с этим просим разъяснить, имеет ли право Банк при временной утрате трудоспособности сотрудником учитывать вышеуказанную доплату до фактического заработка в расходах при исчислении налога на прибыль в соответствии с пунктом 25 статьи 255 Налогового кодекса?
2. Банк расторгает с работником трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса (сокращение численности или штата работников). При увольнении по сокращению Банк, в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса, выплачивает работнику выходное пособие. При этом Банком заключено с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, на выплату компенсации при его увольнении.
На основании вышеизложенного просим вас разъяснить вправе ли Банк учитывать в дополнение к выходному пособию суммы вышеуказанной компенсации при исчислении налога на прибыль?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с учетом расходов в виде начислений работникам организации, и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 25 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом статьи 270 Кодекса в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть учтены виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, которые прямо не указаны в статье 255 Кодекса.
В случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, рассчитанную в соответствии с частью 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", налогоплательщик вправе учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями пункта 25 статьи 255 Кодекса, если такие доплаты предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) основанием прекращения трудового договора является соглашение сторон.
В силу статьи 78 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.
При этом в статье 178 ТК РФ отмечается, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи выплаты выходных пособий, отличные от обязательных в силу требований трудового законодательства, а также могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
На основании статьи 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключенным в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Таким образом, расходы по выплате компенсации при расторжении договора могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если такая выплата предусмотрена трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, являющимся неотъемлемой частью трудового договора, или коллективным договором.
Для целей налогообложения прибыли налогоплательщик вправе учесть полную сумму выплаченных работникам выходных пособий вне зависимости от их величины.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сумма превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности над его максимальным размером можно учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
При этом такая доплата до фактического (среднего) заработка должна предусматриваться трудовым и (или) коллективным договором.
Также разъясняется, что компенсация, выплачиваемая при увольнении работника, может учитываться при налогообложении прибыли, если она прописана в трудовом или коллективном договоре.
К расходам относится вся сумма выходных пособий вне зависимости от их величины.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 мая 2012 г. N 03-03-06/2/47
Текст письма официально опубликован не был