Распоряжение Федерального дорожного агентства от 27 декабря 2011 г. N 997-р
"Об издании и применении ОДМ 218.1.004-2011 "Классификация стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве"
В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по классификации стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 16.01.2012 ОДМ 218.1.004-2011 "Классификация стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве" (далее - ОДМ 218.1.004-2011).
2. Управлению научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание вышеуказанных ОДМ 218.1.004-2011 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В. Быстрова.
Руководитель |
A.M. Чабунин |
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.1.004-2011
"Классификация стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве"
Москва 2011 г.
Предисловие
1. Разработан ООО "НВЦ "Индортех"
2. Внесен: Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ
3. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 27 декабря 2011 г. N 997-р
4. Имеет рекомендательный характер
5. Введен впервые
1. Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) предназначен для дорожных строительных организаций, предприятий-изготовителей стабилизаторов грунтов, проектных и научно-исследовательских организаций строительного комплекса, образовательных учреждений, а также других заинтересованных лиц.
2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2 9213-91 (ИСО 896-77). Вещества поверхностно-активные. Термины и определения.
ГОСТ 25584-90. Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации.
ГОСТ 24143-80. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик набухания и усадки.
ГОСТ 23161-78. Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности.
ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация.
ГОСТ 5180-84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.
ГОСТ 22733-2002. Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.
ГОСТ 10060-95. Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования.
ГОСТ 23558-94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
ГОСТ 12248-96. Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости.
ГОСТ 26518-85. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости при трехосном сжатии.
ГОСТ 26425-85. Почвы. Методы определения иона хлорида в водной вытяжке.
ГОСТ 26426-85. Почвы. Методы определения иона сульфата в водной вытяжке.
СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги.
3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины и определения, учитывающие ГОСТ 2 9213-91 (ИСО 896-77) и в соответствии с требованиями [1] и [2] .
3.1 Общие термины и определения, относящиеся к дорожной конструкции
3.1.1 автомобильная дорога: Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки.
3.1.2 дополнительные слои: Морозозащитный, капелляропрерывающий, изолирующий и дренирующие слои дорожной конструкции
3.1.3 дорожная конструкция: Инженерное сооружение, включающее земляное полотно и дорожную одежду с дополнительными слоями; рассматривается в комплексе при проектировании
3.1.4 земляное полотно: Дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги, строится в виде насыпей или выемок, а на косогорах - в виде полунасыпи - полувыемки и к земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства, а ширина земляного полотна - расстояние между бровками - нормируется в зависимости от категории дорог.
3.1.5 основание дорожное: Нижний слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузку от автомобильного транспорта совместно с покрытием и предназначенный для ее распределения на дополнительные слои или непосредственно на грунт рабочего слоя земляного полотна.
3.1.6 рабочий слой: Верхняя часть земляного полотна, ограниченная снизу глубиной, равной 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м, считая от верха покрытия; отсыпается из стабильных (непучинистых, ненабухающих и непросадочных) грунтов при требуемой степени их уплотнения (СНиП 2.05.02-85)
3.2 Термины и определения, относящиеся к грунтам и материалам
3.2.1 анионные (анионактивные) стабилизаторы: Стабилизаторы, которые в водных растворах диссоциируют с образованием отрицательно заряженного иона (аниона).
3.2.2 водно-физические свойства грунта: свойства грунта, определяющие его водопроницаемость (ГОСТ 25584-90), пучинистость (ГОСТ 28622-90), набухаемость (ГОСТ 24143-80), высоту капиллярного поднятия (ГОСТ 25100-95) и размокаемость (ГОСТ 5180-84), оптимальную влажность при максимальной плотности (ГОСТ 22733-2002).
3.2.3 вяжущие: Вещества, с помощью которых грунт приобретает повышенную структурную прочность и свойства твердого тела.
3.2.4 гидрофобизаторы (гидрофобизация): Вещества, с помощью которых грунт приобретает водоотталкивающие и другие свойства.
3.2.5 гидроизоляция: Предотвращение или ограничение перемещения жидкостей.
3.2.6 гранулометрический состав: Количественное соотношение частиц различной крупности в дисперсных грунтах.
3.2.7 грунт: Горные породы, техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека (ГОСТ 25100-85).
3.2.8 диссоциация: Свойства химического вещества в водном растворе распадаться на положительно (катионы) и отрицательно (анионы) заряженные составляющие (ионы)
3.2.9 дренирование: Сбор и перенос жидких атмосферных осадков, грунтовой воды и других жидкостей в плоскости материала.
3.2.10 катионные (катионактивные) стабилизаторы: Стабилизаторы, которые в водных растворах диссоциируют с образованием положительно заряженного иона (катиона)
3.2.11 морозостойкость: Способность материалов выдерживать многократное попеременное охлаждение до температур ниже 0°С и оттаивание (отогревание) без признаков разрушения или значительного снижения прочности (ГОСТ 10060-95).
3.2.12 наночастицы: Жидкие или порошкообразные вещества с размером молекул или частиц менее м
3.2.13 наноструктурные стабилизаторы: Стабилизаторы, поверхностная активность которых обеспечивается наличием наночастиц химической (жидкое стекло и др.) или техногенной (искусственные порошковые смеси) природы.
3.2.14 основание из укрепленных грунтов: Нижний слой дорожной одежды, выполненный из грунтов, укрепленных органическими или неорганическими вяжущими в соответствии с ГОСТ, применяется под усовершенствованными покрытиями, а также при строительстве покрытий для местных и внутрихозяйственных дорог с защитным слоем износа.
3.2.15 предел прочности грунта на одноосное сжатие: Отношение нагрузки, при которой происходит разрушение образца, к площади первоначального поперечного сечения (ГОСТ 26447-85)
3.2.16 поверхностно-активные вещества (ПАВы): Химические соединения или полимерные добавки, используемые, в частности, для производства стабилизаторов и обладающие способностью адсорбироваться на грунтовых частицах как на поверхностях раздела твердой и жидкой фаз и за счет этого влиять на свойства пылеватой и глинистой фракции грунтов.
3.2.17 полимеры: Высокомолекулярные соединения неорганического и органического происхождения или вещества с большой молекулярной массой, состоят из большого числа повторяющихся одинаковых или различных по строению атомных группировок - составных звеньев, соединенных между собой химическими или координационными связями в длинные линейные или разветвленные цепи.
3.2.18 степень водопроницаемости: Характеристика, отражающая фильтрационную способность грунтов пропускать через себя воду и количественно выражающаяся в коэффициенте фильтрации , м/сут (ГОСТ 25584-90).
3.2.19 стабилизация грунтов: Технологический процесс обработки глинистых грунтов стабилизаторами, обеспечивающий улучшение их водно-физических свойств; осуществляется при производстве работ как на дороге, так и в смесительных установках, с последующим уплотнением при оптимальной влажности.
3.2.20 стабилизаторы: Многокомпонентные системы, содержащие в своем составе вещества (ПАВы, наночастицы, вяжущие)), обладающие свойствами гидрофобизаторов, суперпластификаторов, полимеров, и структурообразователей и применяемые в дорожном строительстве для обработки грунтов с целью изменения их водно-физических и физико-механических свойств.
3.2.21 степень засоленности грунта: Характеристика, определяющая количество водорастворимых солей в грунте, %. (ГОСТ 26425-85, ГОСТ 26426-85).
3.2.22 структурированные стабилизаторы: Любой вид стабилизатора, содержащий в своем составе до 2% вяжущего и применяемый не только для изменения водно-физических, но и структурных свойств глинистых грунтов.
3.2.23 структура грунта: Пространственная организация компонентов грунта, характеризующаяся совокупностью морфологических (размер, форма частиц, их количественное соотношение), геометрических (пространственная композиция структурных элементов) и энергетических признаков (тип структурных связей и общая энергия структуры) и определяющаяся составом, количественным соотношением и взаимодействием компонентов грунта.
3.2.24 структурообразователи: Вяжущие вещества (цемент, известь, битум, смола и т.п.)
3.2.25 суперпластификаторы: Универсальные добавки, обладающие точным действием и стабильным составом, позволяющие регулировать свойства смесей (в том числе и на основе грунтов) в широких пределах (пластифицировать, повышать физико-механические свойства и т.п.).
3.2.26 укрепление грунтов и других местных материалов: Совокупность мероприятий (внесение вяжущих и других веществ, последовательное выполнение всех предусмотренных технологических операций), обеспечивающих в конечном итоге коренное изменение свойств укрепляемых материалов с приданием им требуемой прочности, водо- и морозостойкость, осуществляется в дорожном и аэродромном строительстве (ГОСТ 23558-94).
3.2.27 универсальные стабилизаторы: Стабилизаторы, которые в водных растворах диссоциируют с образованием положительно и отрицательно заряженного иона (катиона, аниона).
3.2.28 физико-механические свойства грунта: свойства грунта, определяющие его модуль деформации (ГОСТ 12248-96), прочность на раздавливание (ГОСТ 26447-85), величину структурного сцепления и угла внутреннего трения (ГОСТ 26518-85).
3.2.29 число пластичности : Разность влажностей, соответствующая двум состояниям грунта: на границе текучести и на границе раскатывания . (ГОСТ 5180-84).
4. Общая классификация стабилизаторов
4.1 При разработке Общей классификации стабилизаторов, применение которых ориентировано на дорожное строительство, учитывались следующие основные факторы:
- сложившиеся в практике транспортного строительства технологические схемы и способы механизированного внесения стабилизаторов в грунты;
- особенности ионной природы поверхностной активности стабилизаторов, в которой находит отражение наиболее принципиальное и важное свойство их химического состава;
- наличие или отсутствие в их составе компонентов, способных в различной степени и глубине оказывать структурообразующий эффект на глинистые грунты.
4.2 Для учета перечисленных факторов в качестве "делителей" базового понятия "Стабилизатор" в основу формирования Общей классификации стабилизаторов были заложены такие признаки, как:
- физическое состояние стабилизатора;
- способность стабилизатора растворяться в воде;
- физико-химическая основа строения стабилизатора;
- вид стабилизатора в зависимости от его физико-химической основы (катионные, анионные, универсальные, биологические, наноструктурные, структурированные).
4.3. Общая классификация стабилизаторов с учетом изложенного имеет вид, представленный на рис. 1, где все производимые в настоящее время стабилизаторы разделены по следующим основным уровням:
Тип стабилизатора: |
- жидкий концентрат; |
|
- порошкообразный и смешанный (жидкий + порошкообразный). |
Класс стабилизатора: |
- водорастворимые стабилизаторы; |
|
- водонерастворимые и частично нерастворимые стабилизаторы |
Подкласс стабилизатора: |
- поверхностно-активные вещества (ПАВ); |
|
- биопрепараты; |
|
- наноструктурированные системы; |
|
- ПАВ совместно со структурообразователями |
Вид стабилизатора: |
- катионные, анионные, универсальные, биологические, нанноструктурные и структурированные. |
4.4 Практическая ценность наличия исходной информации (от производителя) по Типу и Классу конкретного стабилизатора заключается в том, что она позволяет произвести предварительную оценку имеющихся у строительной организации средств механизации (дозаторы, ресайклеры и т.п.) с точки зрения их способности с требуемым качеством распределить и перемешать с глинистым грунтом данную добавку.
5. Дорожная классификация стабилизаторов
5.1 При разработке Дорожной классификации стабилизаторов учитывался накопленный отечественный и зарубежный опыт использования химических добавок (стабилизаторов) и вяжущих для улучшения свойств грунтов в дорожном строительстве. Однако, применительно к отечественной практике дорожного строительства, следует четко разграничить две параллельно существующие но принципиально различные технологии: технологию стабилизации грунтов и технологию укрепления грунтов.
5.2 Технология стабилизации отличается тем, что глинистые грунты обрабатываются только теми видами стабилизаторов, которые не содержат вяжущих как структурообразующих элементов, т.е. согласно Общей классификации (см. рис. 1) к ним следует относить катионные (катонактивные), анионные (анионактивные), универсальные, биологические и наноструктурные стабилизаторы.
5.3 С помощью технологии стабилизации изменяются в положительную сторону практически весь комплекс водно-физических свойств глинистого грунта. При этом увеличивается его гидрофобность. За счет уменьшения коэффициента фильтрации снижается его водопроницаемость. Также снижаются, вплоть до полного исключения, пучинистость и набухаемость грунтов. Уменьшается высота капиллярного поднятия и оптимальная их влажность с одновременным ростом максимальной плотности при стандартном уплотнении (ГОСТ 22733-2002).
5.4 Технологию стабилизации следует рекомендовать применять для грунтов, укладываемых в рабочем слое земляного полотна, т.к. наиболее интенсивно процессы водно-теплового режима (ВТР) и влаго-переноса затрагивают, главным образом, верхнюю часть земляного плотна дорожной конструкции. При этом стабилизация грунтов рабочего слоя не только благоприятно повлияет на ВТР, но и даст возможность укладывать местные глинистые грунты, ранее не пригодные для их использования в этом элементе дорожной конструкции, за счет подъема их водно-физических характеристик по водопроницаемости (ГОСТ 25584-90), пучинистости (ГОСТ 28622-90), набухаемости (ГОСТ 24143-80) и размокаемости (ГОСТ 5180-84) до требуемых величин.
5.5 Технология комплексной стабилизации отличается тем, что глинистые грунты обрабатываются структурированными стабилизаторами (см. рис. 1), т.е. теми, которые содержат в своем составе вяжущее, либо любыми другими и попадают в грунт в количестве, не превышающем 2% от массы грунта, либо применяются все другие виды стабилизаторов согласно их Общей классификации (см. рис. 1, 2), но с дополнительным внесением в грунт вяжущего в тех же суммарных пропорциях.
5.6 Технологии комплексной стабилизации глинистых грунтов, кроме улучшения их водно-физических свойств, способствует образованию жестких кристаллизационных связей, что положительно сказывается на увеличении физико-механических характеристик грунтов и в первую очередь таких как: сдвиговая прочность и модуль деформации.
Увеличение прочностных и деформационных характеристик комплексно стабилизированных глинистых грунтов дает возможность использовать их для устройства не только рабочего слоя, но и для обочин, а также грунтовых оснований дорожных одежд и покрытий местных (сельских) дорог.
5.7 Увеличение количества используемого при обработке грунта вяжущего сверх 2% при сохранении количества вводимых в грунт добавок стабилизаторов (до 0,1%) переводит технологию стабилизации грунтов в технологию укрепления грунтов, которую с учетом наличия добавок следует характеризовать как технологию комплексного укрепления грунтов.
Наличие в укрепленном глинистом грунте добавок стабилизаторов, во-первых, приводит к снижению требуемого расхода вяжущего и, во-вторых, дает возможность увеличить трещиностойкость укрепленных грунтов.
Комплексно укрепленные грунты также как грунты укрепленные следует применять в качестве оснований в конструкциях дорожных одежд в соответствии с ГОСТ 23558-94.
5.8 С учетом изложенного, Дорожная классификация стабилизаторов (рис. 2) составлена по целевым функциям обработки грунтов добавками. Это означает, что в зависимости от конечной функции обработанного стабилизаторами грунта, выбирается определенный вид обработки грунта с учетом свойств грунта по показателю рН и вида совместимого с этим грунтом стабилизатора.
Также по функции свойств грунта определяется назначение получаемого материала в требуемый конструктивный элемент дорожной одежды и земляного полотна автомобильной дороги. Поэтому прикладной характер дорожной классификации стабилизаторов выражен в ее функциональной направленности, т.е. она четко отражает цель и область использования стабилизатора в дорожной конструкции. Поэтому выделяются следующие основные целевые функции:
Первая функция - гидрофобизация грунта в рабочем слое.
Вторая функция - структуризация (совместно с гидрофобизацией) грунта в основаниях дорожных одежд.
Третья функция - повышение трещиностойкости укрепленных грунтов в конструктивных слоях дорожных одежд.
Все выделенные целевые функции процесса воздействия на грунт добавками реализуются с помощью сходной технологии, в основе которой лежит операция объединения грунта с добавками и его уплотнение при оптимальной влажности.
5.9 Различие в физико-механических свойствах грунтовой смеси зависит от вида и количественных соотношений этих добавок в грунте и вида последнего. Поэтому в качестве оснований деления наиболее общего и широкого понятия "Обработка грунтов добавками" выбраны следующие основные признаки
Класс: |
Определяется глубиной воздействия и степенью изменения структурных и физико-механических характеристик грунта. |
Вид: |
Определяется типом добавок и их количественным соотношением, с помощью которых реализуется требуемый уровень изменения физико-механических характеристик грунта |
Подвид: |
Определяется условиями совместимости в грунтовой смеси знака заряда ионов стабилизатора и видом грунтов по РН+ (кислые, щелочные, нейтральные) |
5.10 В разработанной Дорожной классификации стабилизаторов рассматриваются лишь те материалы и добавки, а также виды и разновидности грунтов, которые получили наиболее широкое применение и имеют положительный практический опыт. Исходным продуктом в классификации являются стабилизаторы, виды которых соответствуют их Общей классификацией (рис. 1).
Для обработки стабилизаторами следует применять при оптимальной влажности: грунты с числом пластичности от 1 до 22 (%), при содержании песчаных частиц не менее 40% и пределом текучести не более 50%, а также все разновидности крупнообломочных и песчаных грунтов, содержащих в своем составе пылеватые и глинистые частицы не менее 15%, с содержанием легкорастворимых солей - сульфатов не более 2%, хлоридов - не более 4% по массе, гумуса - не более 2% и примеси гипса - не более 10%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 16 января 2012 г. вступает в силу ОДМ 218.1.004-2011 "Классификация стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве".
Указанный документ предназначен для дорожных строительных организаций, предприятий-изготовителей стабилизаторов грунтов, проектных и научно-исследовательских организаций строительного комплекса, образовательных учреждений, а также других заинтересованных лиц.
Они рекомендуются к применению структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автодорог, управлениям автомагистралей, межрегиональным дирекциям по строительству федеральных автодорог, территориальным органам управления дорожным хозяйством регионов.
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 27 декабря 2011 г. N 997-р "Об издании и применении ОДМ 218.1.004-2011 "Классификация стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Федерального дорожного агентства от 5 мая 2022 г. N 1414-р
Изменения вступают в силу с 5 мая 2022 г.