Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минюста РФ
от 28 февраля 2011 г. N 59
Отчет
о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2010 год
Федеральной службой исполнения наказаний в 2010 году развернута работа по подготовке к масштабному реформированию уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
Выполнены в полном объеме мероприятия, предусмотренные приказом Минюста России от 29.03.2010 N 71 "Об утверждении Отчета о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2009 г., Плана работы и Показателей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2010 год".
Решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности, соответствующей международным стандартам.
По инициативе Минюста России и ФСИН России в 2010 году органами государственной власти Российской Федерации приняты 10 федеральных законов, 3 указа Президента Российской Федерации и 4 постановления Правительства Российской Федерации, направленные на улучшение деятельности УИС и соблюдение прав человека.
В установленном порядке внесены в Минюст России предложения по 11 законопроектам. Еще 14 законопроектов находятся на рассмотрении в соответствующих профильных комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
ФСИН России принимает активное участие в работе межведомственной рабочей группы по совершенствованию уголовно-судебной политики и практики исполнения наказаний в виде лишения свободы, созданной в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р утверждена Концепция развития УИС до 2020 года.
Реализованы запланированные мероприятия, предусмотренные федеральными целевыми программами (далее - ФЦП): "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)", "Государственная программа вооружения на 2007-2015 годы", "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 г оды)", "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)", "Дети России" на 2007-2010 годы".
Продолжена работа по укреплению правопорядка и законности, обеспечению условий содержания лиц, находящихся в изоляции от общества, соблюдению их прав, свобод и законных интересов, совершенствованию воспитательной и социальной работы, повышению социальной защищенности личного состава.
В 2010 году осуществлено 206 плановых выездов в учреждения и территориальные органы ФСИН России с проверками, а также с целью оказания практической помощи, в том числе проведено 22 инспектирования оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности территориальных органов ФСИН России.
В сентябре 2009 года проведена Научно-практическая конференция по вопросам реформирования УИС.
Первыми шагами реализации поручений, данных на конференции, в 2010 году удалось добиться того, что в исправительных учреждениях (далее - ИУ) ФСИН России полностью соблюдены требования по раздельному содержанию осужденных.
В результате проведенных мероприятий осуществлены переводы 153 686 осужденных из одной исправительной колонии (далее - ИК) в другую в пределах субъектов Российской Федерации, в том числе:
из ИК общего режима - 41 358 мужчин и 1 088 женщин;
из ИК строго режима - 112 328 мужчин.
Для отбывания наказания лицами, осужденными впервые, определено 107 ИК строгого режима и 113 ИК общего режима, для содержания осужденных, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, предназначено 155 ИК строгого режима и 40 - общего режима.
Учитывая наполнение ИУ, возможности размещения осужденных в соответствующих ИК, при наличии письменного согласия осужденного, рассмотрены материалы и подготовлены персональные указания ФСИН России о переводе 627 осужденных в соответствующие ИУ других субъектов Российской Федерации для обеспечения требований статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Проведена работа по обеспечению раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и ранее содержавшихся в местах лишения свободы.
В результате принятых мер по состоянию на 01.11.2010 требования ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части раздельного содержания указанных категорий лиц обеспечены во всех следственных изоляторах (далее - СИЗО), в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые, в том числе: в 148 СИЗО (68,8%) посредством их размещения на отдельных этажах; в 38 СИЗО (17,7%) - в отдельных режимных корпусах; в 29 СИЗО (13,5%) - на отдельных постах.
Произошли изменения и в практике применения меры пресечения в виде содержания под стражей.
В результате проводимой работы по разгрузке СИЗО за счет организации надлежащего взаимодействия с правоохранительными органами и судами в вопросах сокращения сроков рассмотрения уголовных дел и ускорения оформления судебных решений в 2010 году на 12,4 тыс. человек сократилось количество лиц, содержащихся в СИЗО.
В целом численность лиц, находящихся в местах лишения свободы, сократилась на 44,8 тыс. человек.
В 2010 году в СИЗО для размещения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений введено 1861 место, в том числе за счет средств ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" введено 1448 мест.
В настоящее время средний размер камерной площади, приходящейся на одного человека, содержащегося под стражей в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - ПФРСИ), составляет 5,6 кв.м.
В соответствии с предложениями территориальных органов ФСИН России в 2011-2013 годах определена возможность создания тюрем на базе 30 СИЗО и 5 ПФРСИ, в 29 территориальных органах ФСИН России.
Общий лимит наполнения создаваемых тюрем составит 20402 места из расчета 2,5 кв.м на одного осужденного (15291 место из расчета 4 кв.м на одного осужденного), в том числе:
- 14427 (9416) мест для содержания осужденных к отбыванию наказания в тюрьме (2011 г. - 7813 (4883) мест; 2012 г. - 5383 (3364) места; 2013 год - 1231 (1169) место);
- 5975 мест для содержания подозреваемых, обвиняемых в ПФРСИ, планируемых к созданию на базе перепрофилируемых в тюрьмы учреждений.
С учетом положений Концепции развития УИС в Российской Федерации до 2020 года по переходу на тюремный режим содержания осужденных проводится корректировка ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)".
Завершена разработка пилотных вариантов типовых проектных решений перепрофилирования ИК в тюрьму на 1000 человек и в колонию-поселение (далее - КП) с усиленным наблюдением на 400 человек и предпроектных предложений по созданию исправительных центров на 100 и 200 человек.
Проводится работа по внедрению пилотных проектов и перепрофилированию ИК ряда территориальных органов ФСИН России в учреждения других видов режима: ИК N 5 (общий режим, п. Козловка) Управление Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УФСИН) России по Чувашской Республике - Чувашия - в ИУ для женщин, впервые осужденных к лишению свободы; следственной тюрьмы (г. Енисейск) Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ГУФСИН) России по Красноярскому краю - в тюрьму особого режима; тюрьмы (г. Минусинск) ГУФСИН России по Красноярскому краю - в специальную тюрьму особого режима для содержания отрицательной части осужденных учреждений УИС Сибирского федерального округа; ИК N 20 (строгий режим, п. Полевой Верхнекамского района) УФСИН России по Кировской области - в КП усиленного наблюдения с больницей для осужденных, а также создание воспитательного центра на базе Брянской воспитательной колонии (далее - ВК).
Проработан вопрос перепрофилирования 25 ВК в ИУ для осужденных женщин. В 2010 году проведено перепрофилирование 5 ИК.
Обеспечены планомерное выполнение мероприятий по строительству объекта "Следственный изолятор на 4000 мест (Санкт-Петербург)" (поручение Президента Российской Федерации от 14.02.2007 N Пр-235 о закрытии СИЗО N 1 ("Кресты") в Санкт-Петербурге), а также завершение строительства и реконструкции СИЗО в Московской области, республиках Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республике, выполнение мероприятий по строительству новых СИЗО в Воронежской (вместо аварийного СИЗО) и Свердловской областях, имеющих значительный дефицит мест для размещения подозреваемых и обвиняемых.
По состоянию на 01.12.2010 зарегистрировано 1024 преступления в местах лишения свободы (+4,2% к аналогичному периоду прошлого года (далее - АППГ) - 985), в том числе:
убийства (ст. 105 УК РФ) - 16 (-27,3% к АППГ - 22);
дезорганизация нормальной деятельности учреждений (ст. 321 ч. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации) - 3 (-40,0% к АППГ - 5);
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации) - 48 (+11,6% к АППГ - 43);
захват заложника (ст. 206 Уголовного кодекса Российской Федерации) - 0 (-100% к АППГ - 2);
побеги (ст. 313), всего без покушений - 189 (+41,0% к АППГ - 134), в том числе:
из-под охраны - 10 (25,0% к АППГ - 8);
из-под надзора (без КП) - 13 (+62,5% к АППГ - 8);
побеги из КП - 166 (+40,7% к АППГ - 118).
Оказано помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений - 210,2 тыс. (-32,7% к АППГ - 312,5 тыс.).
Разыскано осужденных 298 чел. (+18,3% к АППГ - 252 чел.).
Предотвращено противоправных намерений - 104,0 тыс. случаев (-14,8% к АППГ - 122,1 тыс. случаев).
В 2010 году согласно Плану поставок инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН) в территориальные органы ФСИН России поставлено:
более 2000 комплектов аппаратуры ИТСОН в 80 территориальных органов ФСИН России;
6818 комплектов изделия "АКЛ-20" (армированная колючая лента) в 79 территориальных органов ФСИН России;
введено в эксплуатацию 100 современных интегрированных систем безопасности.
Обеспеченность интегрированными системами безопасности доведена до 51% (эксплуатируется более 470 комплексов), техническими средствами охраны и надзора - до 76,2% (более 95,9 тыс. изделий). В учреждениях территориальных органов ФСИН России эксплуатируется свыше 44 тыс. видеокамер различных типов.
При конвоировании осужденных в 22 регионах используется навигационная спутниковая система GPS и (или) ГЛОНАСС. Кроме этого, в 2010 году на базе 11 территориальных органов ФСИН России проведен эксперимент по испытанию навигационных систем в рамках системы ГЛОНАСС/GPS для формирования территориально распределенной системы мониторинга и управления транспортными средствами при конвоировании. Принятые меры позволили улучшить эффективность контроля службы караулов по конвоированию, поведения осужденных и профилактику противоправных действий в отношении конвоируемых лиц.
В октябре 2010 года создано Федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) "Центр информационно-технического обеспечения и связи ФСИН России", которое в текущем году приступило на базе учреждений УИС (Самарская область) к производству и поставке во ФСИН России электронных систем мониторинга.
Продолжалась работа по повышению готовности сил и средств учреждений и органов УИС к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. В территориальных органах ФСИН России проведено свыше 200 тактико-специальных учений, в том числе 86 - с участием сил и средств от взаимодействующих органов. Кроме того, в рамках реализации законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, решений Национального антитеррористического комитета силы и средства 42 территориальных органов ФСИН России приняли участие в совместных учениях антитеррористической направленности.
Не допущено массовых беспорядков в учреждениях территориальных органов ФСИН России, все случаи хулиганских действий осужденных и лиц, содержащихся под стражей, имевшие место в истекшем году (ГУФСИН России по Республике Башкортостан (СИЗО-1), Самарской области (Жигулевская ВК), УФСИН России по Курганской области (Юргамышская ВК), ликвидированы на начальной стадии их развития. Успешно пресечен захват заложника в УФСИН России по Белгородской области (ИК-5).
В части выполнения международных обязательств Российской Федерации за 11 месяцев 2010 года обеспечены передача в иностранные государства из России 233 осужденных-иностранцев и выдача 1186 лиц, заключенных под стражу, - иностранных граждан - для дальнейшего отбывания наказания либо привлечения к уголовной ответственности, а также прием из-за рубежа для тех же целей 23 осужденных и 270 лиц, разыскиваемых за совершение преступлений.
Организовано проведение 43 консульских встреч представителей посольств с осужденными иностранными гражданами.
На основании заключений территориальных органов ФСИН России подготовлено и направлено в Минюст России 4911 заключений о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
В 2010 году удалось сохранить положительную тенденцию к снижению числа пожаров на объектах УИС. Зарегистрирован 41 пожар, материальный ущерб от которых составил около 12,5 млн. рублей. При пожарах погибли 2 человека, 8 получили ожоги.
Производственная деятельность переориентирована на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.
В настоящее время обеспечено функционирование 551 центра трудовой адаптации осужденных и 95 производственных мастерских.
Экономический кризис 2008-2009 годов существенно не повлиял на результаты промышленного сектора УИС. В 2010 году наблюдался непрерывный рост объемов производства, численность работающих осужденных в течение года увеличилась на 18 тыс. человек.
В 2010 году УИС выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 31,1 млрд. рублей (105,8% в действующих ценах по сравнению с АППГ), в том числе произведено продукции, работ, услуг для государственных нужд на сумму 10,0 млрд. руб. (115,1% к АППГ) или 32,1% от общего объема производства по УИС, в том числе около 86,0% для нужд УИС.
По итогам 2009/2010 учебного года профессиональное образование получили 97,01 тыс. осужденных (86,1% от численности осужденных, не имеющих профессий, специальностей), и свыше 40 тыс. человек (35,9%) прошли профессиональную подготовку непосредственно на производстве.
В 2010 году проведены эксперименты по привлечению сторонних организаций к организации питания осужденных и их бытовому обеспечению, начат эксперимент по внедрению новой модели медико-санитарного обеспечения в УИС.
Новая модель предполагает создание единой централизованной хорошо управляемой системы, включающей в себя: структурное подразделение ФСИН России, осуществляющее прямое руководство всем медико-санитарным обеспечением, и непосредственно подчиненные ФСИН России многопрофильные лечебно-профилактические учреждения (медико-санитарные части), действующие по территориальному принципу независимо от территориальных органов ФСИН России.
Экспериментальная отработка новой организационной модели медицинской службы проводится на базе медицинских подразделений учреждений УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и УФСИН России по Тверской области.
В 2010 году на реализацию ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" выделено 774,44 млн. рублей.
На выделенные средства в территориальные органы ФСИН России централизованно поставлены лекарственные противотуберкулезные препараты основного и резервного ряда, рентгендиагностическая и эндоскопическая техника, дезинфекционные камеры, УЗИ-аппараты, оборудование для операционных, компьютерные многофункциональные комплексы для медицинских исследований, УЗИ-сканеры, комплекты эндоскопического оборудования.
Кроме того, ФГУП "Производственно-технический центр ФСИН России" проведена модернизация рентгендиагностической техники в учреждениях 4 территориальных органов ФСИН России.
Важным направлением проводимой работы являлось создание непрерывно действующей системы исправления и социальной реабилитации граждан, осужденных за совершенные преступления, призванной помочь человеку изменить социальный статус, место, занимаемое в социальной структуре общества.
В этих целях в 90 ИУ в 2010 году проводилась апробация системы стимулов для осужденных к их законопослушному поведению и активной ресоциализации, определены основные критерии оценки исправления осужденных и соответствующие им степени исправления.
С целью обеспечения прозрачности деятельности УИС организовано конструктивное сотрудничество учреждений и органов ФСИН России с различными институтами гражданского общества. В этих целях используются возможности региональных общественных наблюдательных комиссий, общественных советов при территориальных органах ФСИН России, общественных, религиозных организаций, благотворительных фондов.
С 01.07.2010 введен в промышленную эксплуатацию новый официальный сайт ФСИН России в сети Интернет, предоставляющий гражданам широкие возможности не только знакомиться с информацией о деятельности ФСИН России, но и непосредственно обращаться к руководству ФСИН России с жалобами, заявлениями и предложениями.
Аналогичные сайты созданы во всех территориальных органах ФСИН России.
По состоянию на 01.01.2011 оснащенность подразделений УИС основными средствами связи составляет 78,2% (АППГ - 74,3%), обеспеченность подразделений УИС каналами и линиями связи - 80,5% (в соответствии с планом 80%).
В 31 территориальном органе ФСИН России осуществлен переход на цифровые технологии связи со всеми подчиненными учреждениями и подразделениями.
В ведомственной сети связи используются 143 малые земные станции спутниковой связи. Организовано 389 ведомственных радиорелейных направлений связи в интересах ФСИН России.
Улучшилось международное сотрудничество. Заключены соглашения, и налажен обмен опытом и наилучшими практиками в сфере исполнения уголовных наказаний для обеспечения прав и законных интересов граждан, использования новейших технологий в пенитенциарной системе, совершенствования механизмов доступа граждан к правосудию.
Приняты меры по повышению профессионального уровня сотрудников. Действует многоуровневая система профессиональной подготовки кадров, в которую входят 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, 74 учебных центра, институт повышения квалификации.
По состоянию на 01.01.2011 штатная численность персонала УИС (без учета переменного состава образовательных учреждений) составила 346341 ед., из них:
рядового и начальствующего состава - 257089 ед.;
гражданского персонала - 89252 ед.
На службу в УИС за истекший период принято 23603 сотрудника, уволено 26878.
По отрицательным мотивам уволено 272 сотрудника (1% от общего числа уволенных), за АППГ - 263 сотрудника (1,3%).
Количество вакантных должностей всего персонала УИС (без учета переменного состава образовательных учреждений) 10995 ед. (3,2% от штатной численности).
Реализуется курс на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, улучшение условий содержания осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" обеспечено исполнение нового уголовного наказания в виде ограничения свободы. Судами Российской Федерации за 11 месяцев 2010 года наказание в виде ограничения свободы применено в отношении 7276 человек, из них в отношении 7267 человек приговоры вступили в законную силу.
В настоящее время в УИС функционирует 2467 уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ), которые исполняют альтернативные наказания, из них 413 - межрайонных со статусом юридических лиц.
В отчетном периоде УИИ исполняли наказания в отношении 1 053 406 осужденных без изоляции от общества, что на 38827 чел. меньше, чем в АППГ - 1 092 233 чел.
Отмечается снижение численности осужденных к исправительным работам на 1388 чел. или 4,5%, и условно осужденных на 52741 чел. или 11,0%, при одновременном увеличении количества осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 2289 чел., или 12,6%, к обязательным работам на 3442 чел. или 22,4%.
В результате организационных мер, принятых в текущем году, по ряду показателей прослеживается положительная динамика:
на 0,64% повысился уровень привлечения осужденных к исправительным работам (92,69%, АППГ - 92,1%), на 0,9% - к обязательным работам (96,75%, АППГ - 95,85%);
снизился уровень несвоевременного привлечения осужденных к исправительным на 0,16% (1,86%, АППГ - 2,02%) и обязательным работам 0,01% (0,95%, АППГ - 0,94%);
на 1,9% увеличилось количество осужденных, снятых с учета УИИ по положительным мотивам (491730 чел., АППГ - 482541 чел.).
Вместе с этим в деятельности учреждений и органов ФСИН России сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать.
Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в трех регионах их число значительно превышает количество мест в СИЗО. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции ИУ и СИЗО не соответствуют численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20-40%.
Проблемы в деятельности медико-санитарной службы УИС также накапливались десятилетиями.
Во многом они обусловлены недостаточным ресурсным, материально-техническим, финансовым, кадровым обеспечением медслужб учреждений на фоне высокого уровня заболеваемости поступающего спецконтингента.
В СИЗО ежегодно поступают 17-18 тыс. больных туберкулезом, из которых у 7 тыс. диагноз туберкулеза устанавливается впервые, 7 тысяч ВИЧ-инфицированных, 5-6 тысяч больных сифилисом, а также больных рядом других инфекционных заболеваний.
В связи с этим в учреждениях УИС происходит концентрация социально-дезадаптированной прослойки населения, которая чаще других страдает социально значимыми заболеваниями.
Это обуславливает значительно большее количество амбулаторных посещений в расчете на одного осужденного и необходимость увеличения объема бюджетных ассигнований на оказание медицинской помощи.
За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2011 году 80% общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.
Более 80% осужденных при поступлении в учреждения УИС не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
В связи с этим значительно возросла нагрузка на работников УИС, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.
В 2011 году приоритетными задачами ФСИН России являются:
разработка нормативных правовых актов, направленных на изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
модернизация и оптимизация системы охраны ИУ и СИЗО, укрепление материальной базы СИЗО, ИУ, УИИ;
повышение эффективности управления УИС, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
выработка новых механизмов содействия деятельности общественных наблюдательных комиссий, разработка новых подходов к применению института условно-досрочного освобождения;
обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников УИС;
внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
совершенствование ведомственного контроля за деятельностью УИС, обеспечение гласности в деятельности УИС, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед УИС задач;
развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.