Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2012 г. N ВАС-2613/12
Именем Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Прониной М.В.,
судей Бондаренко С.П., Марамышкиной И.М.,
при ведении протокола судебного заседания главным консультантом Морозовой Г.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2613/12 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по заявлению закрытого акционерного общества Саратовский завод медицинской упаковки "Медупак" (410012, г. Саратов, ул. Степана Разина, д. 2) о признании недействующим пункта 2.2 Правил учета газа, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.11.1996 N 1198) как несоответствующего статьям 4, 5, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьям 1-3, 5, 7, 8, 18, 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьям 1, 2, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", пунктам 21, 22, 23 Правил поставки газа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, пунктам 1-3, 12, 14, 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317.
В судебном заседании приняли участие представители: от закрытого акционерного общества Саратовский завод медицинской упаковки "Медупак" (далее - ЗАО СЗМУ "Медупак") - Полянский В.В. по доверенности от 10.03.2012; паспорт серия 6302 N 928262, выдан Волжским РОВД г. Саратова 29.03.2002, код подразделения 642-001.
По поручению Правительства Российской Федерации от Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) -
Семейкин А.Ю. по доверенности от 27.09.2010 N СШ-8303/07; служебное удостоверение от 14.09.2010 N 00425/03;
Абусалимова Ж.Л. по доверенности от 31.01.2012 N СШ-678/03.
От Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) -
Жуков А.И. по доверенности от 19.03.2012 N ЕК-101-29/1276; служебное удостоверение ОС N 001;
Беляев Б.М. по доверенности от 19.03.2012 N ЕК-101-29/1277; паспорт серия 4501 номер 514082, выдан паспортным столом N 2 ОВД "Хамовники", УВД ЦАО г. Москвы 30.11.2001, код подразделения 772-110.
От общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" -
Друженьков А.Ю. по доверенности от 19.12.2011 N 77 ААА 2987389, паспорт 1104 31279, выдан УВД г. Северодвинска Архангельской области 27.04.2005;
Ходак А.В. по доверенности от 19.12.2011 N 77 АА 3657115;
Харчева П.Е. по доверенности от 19.12.2011 3 77АА 2987397.
Суд установил:
ЗАО "Саратовский завод "Медупак" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с требованием о признании недействующим пункта 2.2 Правил учета газа, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.11.1996 N 1198) ЗАО СЗМУ "Медупак" указало, что оспариваемые нормы противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статьям 4, 5, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьям 1-3, 5, 7, 8, 18, 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьям 1, 2, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", пунктам 21, 22, 23 Правил поставки газа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, пунктам 1-3, 12, 14, 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317.
В судебном заседании представителем ЗАО "Саратовский завод "Медупак" заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Ходатайство отклонено судом, поскольку в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, названная служба осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Доводы заявления не затрагивают вопросы, отнесенные к ведению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Представители Министерства энергетики Российской Федерации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" с доводами заявления не согласны по мотивам, изложенным в отзывах.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением, ЗАО "Медупак" ссылалось на то, что обязательство по установке и использованию узла учета газа не предусмотрено действующим законодательством. Ни один нормативный правовой акт не содержит такого понятия, как "узел учета газа". Используемое заявителем котельное оборудование построено на основании проекта. Госгортехнадзор не имеет замечаний, как по проекту, так и по использованию средства учета объема газа. По мнению заявителя, объем газа может быть измерен только одним прибором учета - счетчиком.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (утратил силу 03.01.1998), действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, Правительство Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения, проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.1995 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития Министерству топлива и энергетики Российской Федерации и Министерству строительства Российской Федерации было поручено пересмотреть и утвердить в первом полугодии 1996 года правила учета газа, электрической и тепловой энергии.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.1995 N 1087 Министерством топлива и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством строительства Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Акционерным обществом "Росгазификация" 14.10.1996 были утверждены Правила учета газа (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.11.1996 за N 1198).
В Правилах изложены основные организационные и технические требования к учету газа во всех сферах экономики Российской Федерации.
В пункте 2.2 Правил учета газа указано в частности, что учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и настоящих Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы.
Узел учета - это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета, расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях, среднечасовая и среднесуточная температура газа, среднечасовое и среднесуточное давление газа (пункт 2.4 Правил учета газа).
Определение количества газа должно проводиться для нормальных условий. На узле учета должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа (пункт 2.5 Правил).
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил учета газа Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнения монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета.
Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления (пункт 1.4 Правил учета газа).
Таким образом, Правила учета газа устанавливают условия, одинаковые для всех потребителей. Заявитель не представил доказательств того, что договор поставки газа, который им был заключен с ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" в части учета газа содержал условия, отличающиеся от условий аналогичных договоров, заключенных с иными потребителями.
Довод заявителя о несоответствии пункта 2.2 Правил учета газа пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является неверным.
Кроме того, пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены особенности заключения публичных договоров, которые допускают издание органами исполнительной власти правил, обязательных для сторон.
В силу статьи 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ (далее - Закон о газоснабжении) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся, в том числе стандартизация, обеспечение единства измерений и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений регулируются Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ (далее - Закон об обеспечении единства измерений).
В соответствии с подпунктами 8, 22 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерений под средством измерения понимается техническое средство, выполняющее совокупность операций для определения количественного значения величины.
Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).
Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений (пункт 2 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).
В соответствии со статьей 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Таким образом, учет объема газа должен осуществляться по сертифицированным и поверенным приборам учета газа в соответствии с аттестованной методикой измерений.
Методикой выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков, утвержденной приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.12.2006 N 325-ст (далее - Методика) определено, что узел учета газа - это комплект средств измерений и технических устройств, обеспечивающих учет объема газа, приведенного к стандартным условиям, а также контроль и регистрацию его параметров (пункт 3.1.5).
Физические свойства газа могут изменяться во времени в зависимости от определенных факторов, таких как: температура окружающего воздуха, уровень атмосферного давления, влажности и других.
В соответствии с ГОСТом 2939-63, устанавливающим условия для определения объема газа при взаимных расчетах с потребителями, объем газа должен приводиться к следующим стандартным условиям: температура 20 град. С (293,12 град. К), давление 760 мм рт. ст. (101325 Н/м2), влажность равна 0.
Согласно Методике, измерения объема газа, приведенного к стандартным условиям, выполняют измерением объема газа при рабочих условиях с помощью турбинных, ротационных или вихревых счетчиков и приведением его к стандартным условиям по формуле, указанной в пункте 5.1 Методики, которая содержит такие параметры, как объем газа в рабочих условиях, плотность газа при стандартных и рабочих условиях, давление газа при стандартных и рабочих условиях, термодинамическая температура газа при стандартных и рабочих условиях, коэффициент сжимаемости газа.
Данная Методика не противоречит пункту 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений. Этой Методикой определение объема газа прямым измерением не предусмотрено.
В деле имеется акт обследования газопотребляющего оборудования, установленного по адресу: г. Саратов, ул. Степана Разина, д. 2, от 17.09.2010, составленный представителем ООО "Саратовская газовая компания и генеральным директором ООО Фирма Доктора Маклея" (по объяснениям заявителя - дочерней фирмой ЗАО "Медупак"), которым установлено отсутствие узла учета газа, соответствующего Правилам учета газа. В частности отсутствуют корректор, датчик давления, датчик температуры, датчик перепада давления, а также отсутствуют пломбы на газопотребляющем оборудовании. Рекомендовано установить узел учета газа в соответствии с Правилами учета газа. Акт подписан представителями ООО "Саратовская газогвая компания" и потребителем
Как указывает ЗАО "Медупак" учет количества газа осуществляется в обществе счетчиком газа ротационным РГ-100. Технический паспорт на используемый счетчик представитель ЗАО "Медупак" суду не представил, сославшись на то, что при покупке в 1997 году нежилого помещения (свидетельство о собственности от 23.04.1997 N 736-В), в котором находится газоиспользующее оборудование, счетчик в нем уже стоял, а паспорт ему не передали.
Согласно Техническому описанию и инструкции по эксплуатации Ф62.784.000 ТО "Счетчики газа ротационные РГ" ротационные газовые счетчики учитывают объемное количество прошедшего газа в рабочем состоянии. Для приведения этого объема к условиям (760 мм рт. ст. и 20 град. С) по ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема" необходимо учитывать изменения температуры и абсолютного давления газа во времени (пункт 11 Технического описания).
Таким образом, Техническое описание и инструкция по эксплуатации счетчиков газа ротационных РГ не предусматривает прямых измерений объема газа.
Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии пояснили, что счетчики газа ротационные РГ-100 измеряют объем движущегося в трубопроводе газа при действующих давлении и температуре. Коммерческому учету подвергается газ, параметры которого приведены к нормальным условиям.
Чтобы определить объем газа, который подлежит оплате, необходимо использовать комплект контрольно-измерительных приборов, который обеспечивает измерение средних за определенный период значений температуры и давления газа, объема газа в рабочих условиях и расчет объема газа в стандартных условиях.
Этот комплект средств измерений в Правилах учета газа назван узлом учета, а в Правилах поставки газа - контрольно-измерительными приборами.
Требования к узлу учета газа, изложенные в Правилах учета газа, являются техническими нормами, без которых невозможен достоверный учет газа.
Таким образом, кроме счетчика газа требуются газовые корректоры, включающие в себя датчики давления, температуры, электронные вычислительные и другие устройства, позволяющие передавать и анализировать информацию.
Следовательно, прямым измерением при помощи одного только счетчика РГ-100 невозможно правильно определить количество полученного газа, и утверждение заявителя о том, что прибор учета утвержденного типа, прошедший соответствующую регистрацию, сертификацию и поверку, является достаточным для определения объема газа и не требуется приведения объема (количества) прошедшего через него газа в рабочем состоянии к условиям, установленным ГОСТом 2939-63, является несостоятельным и противоречит положениям действующего законодательства.
С этим выводом фактически согласилось и ЗАО "Медупак", поскольку как следует из судебных актов по делу N А57-12334/2009 Арбитражного суда Саратовской области по иску ООО "Саратовская газовая компания" к ЗАО "Медупак" о взыскании задолженности за газ и процентов за пользование чужими денежными средствами, ЗАО "Медупак" направило ООО "Саратовская газовая компания" дополнительное соглашение к договору поставки газа, которым обязалось до 01.06.2012 провести реконструкцию узла учета.
С учетом изложенного необоснованной является ссылка заявителя на пункт 19 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерений, согласно которому искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений.
Неверным является довод заявителя о несоответствии пункта 2.2 Правил учета газа пунктам 21-26, 28 Правил поставки газа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
В названных пунктах Правил поставки газа говорится о порядке учета газа. Поставка и отбор газа без учета его объема не допускается (пункт 21 Правил поставки газа), учет объема газа, передаваемый покупателю, производится контрольно-измерительными приборами (пункт 22). При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны (пункт 23 Правил поставки газа), монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производится в порядке, установленным Законом "Об обеспечении единства измерений" (пункт 24). Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов несут организации, которым они принадлежат (пункт 25); каждая из сторон договора обязана обеспечить другой стороне возможность проверки работоспособности контрольно-измерительных приборов (пункт 26). В случае спора до принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями контрольно-измерительных приборов стороны, передающей газ (пункт 28 Правил поставки газа).
Во всех перечисленных пунктах Правил поставки газа говорится о совокупности приборов учета.
Необоснованным является довод заявителя о несоответствии пункта 2.2 Правил учета газа статье 18 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ (далее - Закон о газоснабжении). По мнению заявителя, названная статья регулирует правоотношения при измерениях газа, продаваемого газоснабжающими организациями, в то время как статья 18 Закона о газоснабжении регулирует правовые основы поставки газа.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении) производимые, продаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, Закон об энергосбережении не исключает то обстоятельство, что для надлежащего учета потребляемых энергетических ресурсов необходимо использовать комплекс приборов учета.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
То есть, применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пунктов 3-7, 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в период с 01.07.2010 по 31.12.2011 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанная обязанность названных организаций возникает при условии обращения собственника объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, на основании возмездного договора между указанными лицами.
В случае, если собственник объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок не привел в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации имеющиеся у него приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратился об установке соответствующего прибора в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, то с 01.01.2012 собственник такого объекта должен обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Исходя из изложенного, довод заявителя о том, что согласно положениям статьи 13 Закона об энергосбережении газоснабжающие и газораспределительные организации в обязательном порядке должны вести учет передаваемой и продаваемой ими энергии с помощью собственных приборов учета, является несостоятельным.
Закон об энергосбережении прямо предусматривает обязанность собственника объекта в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение такого объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов. Если же собственник объекта в установленный срок не выполнил указанную обязанность и не привел имеющийся у него прибор учета энергетических ресурсов в соответствие с требованиями действующего законодательства, то оснащение приборами учета выполняется независимо от воли и за счет средств собственника такого объекта.
Закон об энергосбережении является частью гражданского законодательства и в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 49 Закон об энергосбережении вступил в законную силу со дня его официального опубликования.
Заключительные положения данного Федерального закона не содержат норм о признании утратившими силу или не подлежащими применению Правил учета газа.
Неверным также является довод заявителя о несоответствии пункта 2.2 Правил учета газа статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для установления обычая делового оборота необходимо наличие, в том числе не предусмотренного законодательством правила поведения в какой-либо отрасли предпринимательства. Требования к учету газа изложены в Правилах учета газа, поэтому установления и применения обычаев делового оборота не требуется.
Довод заявителя о несоответствии пункта 2.2 Правил учета газа Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации не принимается, поскольку не представлены доказательства привлечения заявителя к административной ответственности в связи с отсутствием у него узла учета газа.
Неверным является также утверждение заявителя о несоответствии пункта 2.2 Правил учета газа Правилам пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила пользования газом).
В соответствии с пунктом 42 Правил пользования газом для осуществления финансовых расчетов при газоснабжении, контроля за режимом поставки газа и контроля за приобретением газа организацией в целом, отдельным газоиспользующим оборудованием или в технологическом процессе, а также контроля за эффективным использованием газа, производится учет газа. Эксплуатация газоиспользующего оборудования без приборов учета расхода газа не допускается. Правила учета газа определяются Министерством энергетики Российской Федерации.
По сообщению представителей Министерства энергетики Российской Федерации, Правила учета газа в установленном порядке не признаны утратившими силу, в настоящее время ведется работа по принятию Правил учета газа в новой редакции.
Несоответствие терминов и определений, содержащихся в Правилах учета газа (узел учета), Правилах поставки газа и Законе об энергосбережении (приборы учета) не влечет несоответствие пункта 2.2 Правил учета газа названным нормативным правовым актам, не нарушает прав и законных интересов заявителя. В Правилах учета газа также говорится о приборах учета газа. Узел же учета - это обобщающее понятие совокупности средств измерений (приборов учета), обеспечивающих учет количества газа, контроль и регистрацию его параметров.
Кроме того, согласно пункту 2.5 Правил учета газа по согласованию поставщика и потребителя газа определение количества газа может проводиться по приборам с автоматической коррекцией по температуре или по температуре и давлению.
Таким образом, учет газа юридическим лицом, использующим газ в качестве топлива или сырья возможен, как по узлам учета, так и по приборам учета с автоматической коррекцией по температуре или по температуре и давлению по согласованию поставщика и потребителя газа.
Оспариваемый пункт Правил учета газа не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что Минтопэнерго России приняло Правила учета газа в рамках полномочий, предоставленных ему Законом, оснований считать оспариваемый пункт Правил учета газа недействующим не имеется.
Суд принимает также во внимание, что ЗАО "Медупак" в настоящее время не является владельцем нежилого помещения, находящегося по адресу г. Саратов, ул. Степана Разина, д. 2, и газопотребляющего оборудования, договор на поставку газа с обществом "Газпром межрегионгаз Саратов" расторгнут.
Суд полагает, что вопрос о приведении терминов и определений, содержащихся в Правилах учета газа, в соответствие с терминами, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, должен быть урегулирован на законодательном уровне, но не в судебном порядке.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявления ЗАО "Медупак" отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд решил:
заявление закрытого акционерного общества "Медупак" о признании недействующим пункта 2.2 Правил учета газа, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.11.1996 за N 1198) как несоответствующего статьям 4, 5, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1.1, 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьям 1-3, 5, 7, 8, 18, 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьям 1, 2, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", пунктам 21, 22, 23 Правил поставки газа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, пунктам 1-3, 12, 14, 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно. На указанное решение может быть подано заявление о пересмотре его в порядке надзора в срок, предусмотренный Арбитражный процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.В. Пронина |
Судья |
С.П. Бондаренко |
Судья |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество обратилось в ВАС РФ с требованием о признании недействующим пункта Правил учета газа об установке и использовании узла учета газа.
Заявитель ссылается на то, что ни один нормативный правовой акт не содержит такого понятия, как "узел учета газа".
Кроме того, по мнению заявителя, объем газа можно измерить только одним прибором учета - счетчиком газа ротационным РГ-100.
ВАС РФ пояснил следующее.
Правила учета газа дают определение узла учета - это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Определения данного технического комплекса, обеспечивающего учет количества газа, содержатся также в Законе об энергосбережении, Правилах поставки газа (приборы учета) и в Методике выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков, утвержденной приказом Росстандарта (узел учета газа).
При этом несоответствие терминов и определений, содержащихся в названных правовых актах, не влечет несоответствие им оспариваемого пункта Правил и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного довод о том, что ни один нормативный правовой акт не содержит понятия "узел учета газа", отклонен.
Как пояснили представители Росстандарта, измерением с помощью одного только счетчика РГ-100 невозможно правильно определить количество полученного газа.
Чтобы определить объем газа, который подлежит оплате, необходимо использовать целый комплект контрольно-измерительных приборов. Этот комплект средств измерений в Правилах учета газа назван узлом учета.
Таким образом, кроме указанного счетчика газа требуются и другие устройства.
Поэтому утверждение заявителя о том, что названный счетчик является достаточным для определения объема газа, несостоятельно и противоречит положениям действующего законодательства.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2012 г. N ВАС-2613/12
Текст решения официально опубликован не был