Указание Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2008 г. N 4/7
"Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации"
Приказом Генеральной прокуратуры России от 27 апреля 2011 г. N 112 настоящее указание признано утратившим силу
Практика прокурорского надзора в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации свидетельствует о том, что прокурорами был выработан правильный подход к определению значимости и важности надзора в названной сфере, в связи с чем состояние законности в ходе избирательной кампании в целом по стране оставалось стабильным.
При этом в названный период были выявлены нарушения порядка формирования избирательных комиссий и участков, обеспечения их безопасности; сроков и порядка направления уполномоченными органами сведений об избирателях в избирательные комиссии; факты невключения в списки избирателей граждан, имеющих избирательное право, и необоснованного включения в списки граждан, не имеющих его; непредоставления органами местного самоуправления мест для размещения печатных агитационных материалов, нарушения порядка предоставления платной печатной площади в средствах массовой информации, опубликования агитационных материалов.
С учетом изложенного, в целях недопущения нарушений законов и конституционных прав граждан в процессе избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур усилить прокурорский надзор за исполнением требований законов на всех стадиях избирательной кампании.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
2.1. Направить надзорную деятельность по обеспечению законности в ходе подготовки и проведения выборов на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Незамедлительно реагировать на нарушения прав граждан в социальной сфере, не допуская роста социальной напряженности и дестабилизации избирательного процесса в регионах.
Особое внимание обращать на своевременное рассмотрение заявлений обманутых дольщиков, вкладчиков, собственников земельных долей. Оперативно реагировать на возникающие коллективные трудовые конфликты.
2.2. При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах Президента Российской Федерации строго руководствоваться нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", не допуская подмены прокурорами обязанностей избирательных комиссий, иных государственных органов и должностных лиц.
2.3. Обеспечить надлежащую работу межведомственных групп, созданных с участием представителей правоохранительных органов и органов государственной власти для своевременного выявления и пресечения правонарушений в сфере законодательства о выборах, оперативного анализа поступающей информации о состоянии законности и обмена ею, организации взаимодействия с избирательными комиссиями.
2.4. Обращать особое внимание на соблюдение законодательных норм при формировании избирательных комиссий, составлении списков избирателей, сборе подписей избирателей, выдвижении кандидатов, проведении предвыборной агитации, финансировании избирательной кампании.
2.5. Обеспечить своевременное рассмотрение жалоб в определенные законом сроки и в выходные дни. Установить дежурства для осуществления приема граждан на период избирательной кампании.
2.6. В целях недопущения негативных последствий в период избирательной кампании и восстановления нарушенных избирательных прав граждан при выявлении нарушений законодательства о выборах обеспечить своевременное применение всего комплекса мер прокурорского реагирования (протесты, представления, предостережения, возбуждение дел об административных правонарушениях).
2.7. Пресекать факты экстремистских выступлений и публичных призывов, направленных на подрыв общественно-политической обстановки в период подготовки и проведения выборов.
Взять под особый контроль исполнение органами внутренних дел требований ст. 16 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в части вынесения организаторам массовых акций предупреждений (в письменной форме) об ответственности за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения до проведения публичного массового мероприятия.
2.8. На период проведения федеральной избирательной кампании усилить надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами, осуществляющими такую деятельность. Особое внимание уделять вопросам профилактики экстремистских и террористических проявлений, принимаемым мерам по выявлению подготавливаемых преступлений. Незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования, направленные на предупреждение и пресечение любой противоправной деятельности, препятствующей проведению выборов.
2.9. При выявлении в ходе проверки соблюдения законодательства о выборах признаков преступления на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ незамедлительно выносить постановления о направлении соответствующих материалов в следственные органы.
При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью обеспечить неукоснительное исполнение законодательства о порядке регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, своевременное и качественное разрешение информации о преступлениях, принятие законных и обоснованных решений по материалам проверки. Своевременно, в рамках предоставленных законом полномочий, реагировать на нарушения, допущенные следователями и дознавателями как на этапе проведения доследственных проверок, так и в ходе расследования уголовных дел. В случае выявления волокиты при проведении доследственных проверок, неоднократного принятия органами следствия и дознания незаконных процессуальных решений ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных лиц.
2.10. В случае выявления нарушений избирательных прав граждан решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, должностного лица обращаться в суды с соответствующими заявлениями; обеспечить участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел о защите избирательных прав граждан; своевременно направлять представления в кассационном и надзорном порядке в случае вынесения незаконных и необоснованных судебных постановлений.
2.11. В связи с тем, что зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации, ходатайства о привлечении к ответственности указанных лиц представлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.
2.12. Незамедлительно средствами срочной связи информировать подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главную военную прокуратуру о преступлениях, нарушающих установленный порядок подготовки и проведения выборов (ст. 141 - 142.1 УК РФ), и об иных преступлениях, совершенных в период избирательной кампании членами избирательных комиссий и зарегистрированными кандидатами, а также в отношении указанных лиц, их близких родственников или их имущества.
Копию информации направлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства и Главное управление по надзору за следствием.
2.13. Принять к сведению, что решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, привлечении их в качестве обвиняемых принимаются только Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Иметь в виду, что п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК РФ за прокурором субъекта Российской Федерации сохранено право на привлечение к уголовной ответственности члена соответствующей избирательной комиссии.
3. Контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур возложить на подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главную военную прокуратуру.
4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства:
4.1. Осуществлять координацию действий органов прокуратуры Российской Федерации в период избирательной кампании.
4.2. Обеспечить взаимодействие с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, при необходимости принимать участие в ее заседаниях.
4.3. Готовить заключения по ходатайствам прокуроров субъектов Российской Федерации о привлечении к административной ответственности зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
4.4. Обобщать поступающую информацию, касающуюся выборов. О фактах, требующих вмешательства органов прокуратуры, оперативно докладывать руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
5. Главному управлению обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации:
5.1. Обеспечить регистрацию обращений о нарушении законодательства о выборах Президента Российской Федерации и передачу их для рассмотрения по существу в соответствующее подразделение в день поступления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
5.2. При наличии в заявлениях, жалобах, запросах (обращениях) вопросов, связанных с предвыборной кампанией и проведением выборов, вести их раздельный учет путем проставления штампа "выборы", обеспечив должную регистрацию входящей корреспонденции в системе ведомственного документооборота АИК "Надзор".
5.3. Организовать личный прием граждан с 01.02.2008 по вопросам нарушения законодательства о выборах, в том числе и в выходные дни, силами отдела по приему граждан управления по рассмотрению обращений и приему граждан.
6. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе обеспечить участие прокуроров в судебном разбирательстве гражданских дел о защите избирательных прав граждан в Верховном Суде Российской Федерации.
Систематически анализировать поступающие сведения о состоянии законности при рассмотрении наиболее актуальных гражданских дел, выявлять характерные ошибки, своевременно информировать нижестоящие прокуратуры об изменении судебной практики.
Проводить консультации с ЦИК России по спорным вопросам, возникающим в процессе исполнения федерального законодательства о выборах при рассмотрении конкретных гражданских дел Верховным Судом Российской Федерации.
7. Главному управлению по надзору за следствием и управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью осуществлять контроль за законностью принятых органами дознания и следствия процессуальных решений, связанных с нарушением законодательства о выборах.
8. В целях обобщения информации о состоянии законности в период избирательной кампании прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур к 23 января, 3, 13, 23 февраля, 10 марта представлять в Главное управление по ЮФО, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах информационно-аналитические справки, в том числе по формам, установленным в приложениях 1 и 2 к настоящему указанию, нарастающим итогом о состоянии законности в период избирательной кампании и принятых мерах.
9. Главному управлению, управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах к 25 января, 5, 15, 25 февраля представлять обобщенную информацию в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.
Итоговую информацию по окончании выборов представить к 15.03.2008 со сведениями, включающими общее количество внесенных актов прокурорского реагирования, возбужденных уголовных дел и дел об административных правонарушениях, результаты их рассмотрения и принятые решения. В информации отразить проблемы, имевшие место в период избирательной кампании, а также соответствующие предложения по их разрешению.
10. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства совместно с Главным управлением по надзору за следствием, управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе обобщать практику прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, о результатах докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации. Копии обобщений направлять в заинтересованные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации для сведения и использования в работе.
Следственному комитету при Генеральной прокуратуре Российской Федерации итоговую информацию о возбужденных в период избирательной кампании уголовных делах и результатах их расследования доложить Генеральному прокурору Российской Федерации.
11. Управлению взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью организовать мониторинг центральных СМИ по вопросам возможного нарушения избирательного законодательства. Его результаты оформлять отдельным приложением к обзору СМИ и ежедневно представлять Генеральному прокурору Российской Федерации, первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации Буксману А.Э. и в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.
12. Признать утратившим силу Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 23.12.2003 N 52/7 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации".
13. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.
Указание направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2008 г. N 4/7 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации"
Текст Указания официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры России от 27 апреля 2011 г. N 112 настоящее указание признано утратившим силу