Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 августа 2006 г. N 61
"Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства"
Приказом Генеральной прокуратуры России от 20 ноября 2007 г. N 185 настоящий приказ признан утратившим силу
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей.
Одним из главных принципов уголовного судопроизводства стала состязательность сторон.
Бремя доказывания вины подсудимого возложено исключительно на сторону обвинения, причем отказ государственного обвинителя от поддержания обвинения является обязательным для суда.
Введена стадия предварительного слушания уголовного дела, в которой рассматриваются вопросы, как назначения судебного разбирательства, так и допустимости доказательств. Отменен институт возвращения уголовных дел для дополнительного расследования в целях сбора дополнительных доказательств виновности.
По новым нормам в судах апелляционной и кассационной инстанций возможно непосредственное исследование имеющихся и вновь представленных доказательств.
По отдельным категориям дел вводится особый порядок принятия судебного решения с согласия прокурора.
Эти и иные положения закона требуют от всех работников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.
В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий в судебных стадиях уголовного судопроизводства, законности и обоснованности поддержания государственного обвинения и руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры.
1.1. Постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников.
1.2. Обеспечить участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ, мировым судьей.
1.3. Прокурорам субъектов Российской Федерации не менее одного раза в квартал лично поддерживать государственное обвинение по наиболее значимым уголовным делам.
1.4. Поддержание государственного обвинения в суде поручать должностным лицам органа дознания и следователям в исключительных случаях.
1.5. По делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, государственных обвинителей назначать руководству прокуратуры Российской Федерации.
1.6. По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственных обвинителей назначать руководству прокуратур соответствующих субъектов Российской Федерации.
1.7. Назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем, чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. При этом учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. По наиболее сложным делам при необходимости создавать группы государственных обвинителей, распределяя их обязанности применительно к особенностям дела.
1.8. Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам давать в письменной форме с передачей надзорного производства.
1.9. Принимая во внимание, что в ходе предварительного слушания могут быть заявлены и разрешены ходатайства об исключении доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, обеспечить обязательное участие прокурора в этой стадии уголовного судопроизводства, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств лежит на прокуроре.
1.10. Учитывая, что ответственность за обоснованность возбуждения уголовного преследования, направления дела в суд возложена на прокурора, а пересмотр судебного решения в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения допускается при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств, при расхождении позиции государственного обвинителя с содержанием предъявленного обвинения безотлагательно принимать согласованные меры, обеспечивающие в соответствии с ч. 4 ст. 37 УПК РФ законность и обоснованность государственного обвинения.
В случае принципиального несогласия прокурора с позицией государственного обвинителя в соответствии со ст. 246 УПК РФ решать вопрос о замене государственного обвинителя либо поддерживать обвинение лично тому прокурору, который утвердил обвинительное заключение или обвинительный акт.
1.11. Иметь в виду, что новым процессуальным законодательством ограничена возможность возвращения дела прокурору для дополнительного расследования, в силу чего существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные в досудебном производстве, могут привести к постановлению оправдательного приговора. Считать нарушением служебного долга направление прокурором такого дела в суд, как и требование о вынесении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого либо необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения.
2. Государственным обвинителям всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.
2.1. При определении своей позиции относительно наказания строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
2.2. В необходимых случаях ставить перед судом вопрос о назначении дополнительного наказания, о возмещении причиненного преступлением материального ущерба, компенсации морального вреда.
2.3. В соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ при судебном разбирательстве уголовного дела выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и предлагать суду при наличии оснований вынести частное определение.
2.4. По окончании рассмотрения уголовного дела судом не позднее дня, следующего за днем провозглашения судебного решения, рапортом докладывать прокурору о результатах исполнения поручения; копии судебных решений приобщать к надзорному производству.
3. Руководителям прокуратур обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам, по которым они принимали участие в суде первой инстанции.
В случаях, если по каким-либо причинам государственным обвинителем не принесено апелляционное или кассационное представление на неправосудный приговор, использовать предоставленное законом право вышестоящего прокурора на своевременное апелляционное и кассационное обжалование не вступивших в законную силу судебных решений.
4. В суде кассационной инстанции участвовать прокурорам из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.
В связи с тем, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции, как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты.
5. Государственным обвинителям, прокурорам активно участвовать в исследовании доказательств не только в суде первой инстанции, но и в суде второй инстанции, который вправе непосредственно исследовать доказательства, в том числе вновь представленные сторонами. При этом тесно взаимодействовать с должностными лицами, производившими предварительное расследование, использовать в строгом соответствии с требованиями процессуального закона имеющуюся у них информацию.
Государственным обвинителям, прокурорам принимать меры к тому, чтобы в апелляционном и кассационном порядке были своевременно обжалованы все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивать как дисциплинарный проступок.
В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления в обязательном порядке выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений (ст. 358 УПК РФ).
6. Особое внимание государственным обвинителям уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурору, принимавшему участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, составлять соответствующее заключение.
7. В связи с тем, что ст. 125 УПК РФ устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, обеспечить при рассмотрении таких жалоб участие прокурора в судебном заседании.
7.1. В суде первой инстанции принимать участие должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В пересмотре судебных постановлений, вынесенных в ходе досудебного производства по уголовному делу, принимать участие прокурорам подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.
В необходимых случаях в названных судебных инстанциях по указанию руководителей прокуратур могут участвовать и другие прокуроры.
7.2. В целях повышения эффективности прокурорского надзора за законностью условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания, а также замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях во всех случаях участвовать в судебных заседаниях при решении этих вопросов, своевременно обжаловать в кассационном порядке необоснованные решения суда.
7.3. Руководителям прокуратур обеспечить участие прокуроров во всех судебных заседаниях при решении вопросов о передаче гражданина иностранного государства, осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государство, гражданином которого осужденный является.
8. Государственным обвинителям при даче согласия на особый порядок принятия судебного решения убеждаться в наличии оснований для такого порядка судебного разбирательства (ст. 314 УПК РФ), обязательно принимать в нем участие, с тем, чтобы в случае вынесения судьей незаконного и необоснованного приговора иметь возможность принести кассационное представление.
9. Обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления обжаловать председателю суда субъекта Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителям.
9.1. Своевременно приносить надзорные представления в целях отмены судебных решений по уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.
9.2. Поскольку прокурор как сторона в уголовном процессе в стадии производства в надзорной инстанции не вправе истребовать материалы уголовного дела, следует принимать жалобы к производству от лиц (ст. 402 УПК РФ), имеющих право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда с приложением к ним обжалуемых судебных постановлений. В необходимых случаях предлагать приложить к ним копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы заявителя (ст. 404 УПК РФ).
9.3. При проверке жалобы помимо судебных решений использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки выносить заключение об отказе в принесении представления в порядке надзора либо готовить проект представления. О принятом решении уведомлять заявителя.
9.4. В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурорам, правомочным приносить надзорное представление, прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для обращения с проектом надзорного представления к вышестоящему прокурору.
9.5. Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело, по результатам ознакомления составлять заключение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.
9.6. Иметь в виду, что в соответствии с законом (ст. 407 УПК РФ) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.
9.7. В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда принимать участие руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам.
9.8. В заседании Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации участвовать соответственно прокурорам управлений по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры.
9.9. В заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимать участие Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.
9.10. В случае необоснованного отклонения надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласия с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты ставить в пределах установленной компетенции, с приложением всех необходимых материалов, вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд.
10. Руководителю прокуратуры при оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учитывать проявленные активность, профессиональное мастерство и объективность занятой позиции. Стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала развитию его творческой инициативы, служила стимулом к надлежащему выполнению им служебного и нравственного долга.
11. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам, отраслевым управлениям и отделам регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений, используя результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуратур, повышения качества государственного обвинения и устранения ошибок, допускаемых при расследовании уголовных дел.
12. Обратить особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях организовать надежную систему профессиональной учебы; постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, - ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры; развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию; повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях.
13. Использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей. Обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность.
14. Территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.
15. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно совершенствовать организацию контроля за деятельностью нижестоящих прокуроров. Регулярно анализировать состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, тенденции ее изменения и вырабатывать соответствующие рекомендации.
Своевременно выявлять потребности корпуса государственных обвинителей в организационной и методической помощи и совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка разрабатывать необходимые пособия и рекомендации для применения их в практической деятельности.
16. Считать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 3 июня 2002 г. N 28 "Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" и от 20 августа 2002 г. N 51 "О поддержании государственного обвинения".
17. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ направить начальника главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, иным территориальным, военным и специализированным прокурорам.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 августа 2006 г. N 61 "Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры России от 20 ноября 2007 г. N 185 настоящий приказ признан утратившим силу