Распоряжение ОАО "РЖД" от 27 февраля 2012 г. N 395р
"Об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД"
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30 августа 2013 г. N 1932р настоящее распоряжение признано утратившим силу
Для повышения качества и улучшения организации ремонтно-строительных работ, выполняемых подрядным способом на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", и в связи с изменением структуры железных дорог в рамках реформирования ОАО "РЖД":
1. Утвердить Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД".
2. Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от 16.02.2006 N ВМ-1258 признать утратившим силу.
Первый вице-президент ОАО "РЖД" |
В.Н. Морозов |
Положение
об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 27 февраля 2012 г. N 395р)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов, сохранности действующих инженерных коммуникаций и электробезопасности работников при производстве строительных и строительно-монтажных работ (далее - работы) на железнодорожных станциях, перегонах, в полосе отвода железных дорог и в охранной зоне производственных объектов, сооружений и устройств ОАО "РЖД"; порядок получения подразделениями ОАО "РЖД", на которые возложены функции заказчика (далее - Заказчик), и подрядными строительными организациями разрешающих документов на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог, а также порядок обеспечения контроля за их производством.
1.2. При привлечении сторонних организаций для выполнения работ на объектах ОАО "РЖД" требования о применении настоящего Положения должны быть включены Заказчиком в договоры с указанными организациями.
При выполнении работ по прокладке коммуникаций, устройству примыканий железнодорожных путей общего и необщего пользования и других видов работ, выполняемых по заказам сторонних организаций в пределах полосы отвода железных дорог, требования о применении настоящего Положения должны быть включены в технические условия, выдаваемые этим организациям на осуществление указанных видов работ.
1.3. Разрешающими документами на производство работ являются разрешение на строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" (далее - разрешение на строительство), акт-допуск на строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" (далее - акт-допуск) и наряд-допуск на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог (далее - наряд-допуск).
2. Порядок получения разрешения на строительство
2.1. Разрешение на строительство оформляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Документы для получения разрешения на строительство оформляются и представляются в соответствующие инстанции Заказчиком.
3. Порядок получения акта-допуска
3.1. Акт-допуск утверждает и выдает строительной организации на выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) ремонту объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог главный инженер железной дороги либо по его решению заместитель главного инженера железной дороги (по региону) в пределах территориальной ответственности. Акт-допуск может выдаваться как на строительство объектов, входящих в состав комплексных инвестиционных проектов, так и на строительство объектов, сооружаемых по отдельным проектам, на весь объем работ и на срок, предусмотренный договором подряда (наряд-заказом).
На объектах подразделений ОАО "РЖД", расположенных за пределами полосы отвода железной дороги, находящихся в ведении дирекций - филиалов ОАО "РЖД" (далее - дирекция), акт-допуск выдает главный инженер дирекции или по его решению один из заместителей руководителя дирекции.
3.2. В рамках реализации комплексного инвестиционного проекта ОАО "РЖД" акт-допуск выдается генеральному подрядчику (на весь объем работ).
3.3. Для получения акта-допуска подрядная организация представляет следующие документы:
3.3.1. Утвержденную в установленном порядке проектную документацию (если она не была получена ранее от Заказчика) в следующем составе: пояснительная записка, проект организации строительства (далее - ПОС). При необходимости дополнительно предоставляются по запросу другие необходимые разделы проектной документации.
3.3.2. Заверенные копии учредительных документов*.
3.3.3. Заверенную копию договора-подряда (наряд-заказа) между Заказчиком и генеральной подрядной организацией*.
3.3.4. Заверенную копию свидетельства на право выполнения указанных в договоре работ, полученного от саморегулируемой организации*.
3.3.5. График выполнения работ, согласованный Заказчиком.
3.3.6. Проект графика предоставления "окон" с указанием расчетной потребности в обеспечении материалами, машинами и механизмами по технологии работ, предусмотренной в ПОС.
3.3.7. Стройгенплан с указанием размещения вахтовых поселков, мест отстоя техники.
3.3.8. Мероприятия по недопущению использования строительной техники в нерабочее время, порядок медицинского осмотра водителей строительной техники.
3.3.9. Приказ о назначении ответственного за производство работ (руководителя работ) на данном объекте.
3.3.10. Список аттестованных руководителей работ, прошедших испытания в установленном ОАО "РЖД" порядке.
До начала производства работ по строительству, реконструкции и (или) ремонту объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" заместитель главного инженера железной дороги (по региону) организует проверку знаний требований документов, указанных в приказе МПС России от 17.11.2000 N 28Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации", у лиц, ответственных за производство работ подрядных организаций.
3.3.11. Список лиц, допущенных к управлению специальным самоходным подвижным составом (далее - ССПС), локомотивами и землеройной техникой, копии свидетельств на право управления ССПС и локомотивами и другие документы, предусмотренные Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16.10.2000 N ЦД-790.
3.3.12. Перечень ССПС, локомотивов, землеройной техники с указанием сроков заводского, деповского ремонта и других плановых видов работ, с приложением акта контрольно-технического осмотра**.
3.3.13. Перечень субподрядных организаций, привлекаемых для выполнения отдельных видов работ, с приложением документов, указанных в пп. 3.3.2, 3.3.4, 3.3.8, 3.3.9, 3.3.10, 3.3.12.
3.3.14. Копии приказов по подрядной организации о назначении лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков.
3.3.15. При привлечении в процессе строительства дополнительных субподрядных организаций допускается получение ими актов-допусков самостоятельно с согласия генерального подрядчика.
3.4. Представленные материалы рассматриваются в течение 5 рабочих дней. По результатам рассмотрения выдается акт-допуск или обоснованные замечания, которые должны быть устранены в течение 5 рабочих дней.
3.5. При наличии разногласий по графику производства работ и проекту графика предоставления "окон" они устраняются в порядке, установленном начальником железной дороги, в течение 15 календарных дней.
Разногласия по графику производства работ и проекту графика предоставления "окон" не могут служить основанием для отказа в выдаче акта-допуска.
3.6. Одновременно с актом-допуском подрядной организации выдаются копии приказов о назначении ответственных лиц за организацию надзора и осуществления контроля строительных работ со стороны подразделений ОАО "РЖД" - балансодержателей.
3.7. Заместитель главного инженера железной дороги (по региону) определяет порядок регистрации выданных подрядным организациям актов-допусков на строительство объектов, расположенных в границах региона.
3.8. В случае нарушения правил производства работ и требований Положения лицо, выдавшее акт-допуск, имеет право отозвать его.
4. Порядок выдачи наряда-допуска
4.1. Основанием для выдачи исполнителям работ наряда-допуска в строительной организации является акт-допуск и утвержденный в установленном порядке проект производства работ (далее - ППР).
4.2. Наряд-допуск выдается в соответствии со СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ.
4.3. Наряд-допуск на период предоставления "окна" выдается в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и использования "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.11.2011 N 2560р, Правилами электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей, утвержденными ОАО "РЖД" 03.07.2008 N 12176.
4.4. Наряд-допуск согласовывается заместителем главного инженера железной дороги (по региону) или лицом его замещающим.
4.5. Для согласования наряда-допуска подрядная организация представляет следующие документы:
- акт-допуск на строительство;
- ППР;
- заверенные копии приказа о назначении руководителя работ.
4.6. ППР в полном объеме включает в себя:
- календарный план производства работ по объекту;
- строительный генеральный план;
- график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
- график движения рабочих кадров по объекту;
- график движения строительных машин по объекту;
- технологические карты на выполнение видов работ;
- схемы размещения геодезических знаков;
- пояснительную записку, содержащую решения по производству геодезических работ, решения по прокладке временных сетей водо-, тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест; обоснования и мероприятия по применению мобильных форм организации работ, режимы труда и отдыха.
В ППР, кроме материалов, соответствующих требованиям СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", должны входить:
- перечень зон совмещенных работ (с учетом работ в местах прохождения подземных коммуникаций), при которых необходимо присутствие представителей причастных структурных подразделений, дирекций дорожного и центрального подчинения;
- строительные генеральные планы на нелинейные объекты точечной застройки, находящиеся в зоне действия технических сооружений и устройств (депо, посты ЭЦ, вокзалы и другие) железных дорог;
- решения по производству работ, потребность в энергоресурсах, потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий;
- мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов и сохранности действующей инфраструктуры железной дороги;
- мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке;
- природоохранные мероприятия;
- акт инструментальной проверки нахождения на месте работ инженерных коммуникаций (ШЧ, ЭЧ, РЦС, ДТВ и др.);
- требования о запрете нахождения работников в зоне работ без сигнальных жилетов, изготовленных по ТУ 85 72-002-00302907-2005, разработанных в соответствии с ГОСТ Р 12.4.219-99 "Одежда специальная сигнальная повышенной видимости". На сигнальные жилеты со стороны спины должны быть нанесены трафареты с наименованием организации, выполняющей работы;
- мероприятия, обеспечивающие выполнение пусконаладочных работ и проверку зависимостей в устройствах СЦБ, в том числе определяющие действия руководителей работ в чрезвычайных ситуациях;
- мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве;
- мероприятия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих в зоне железнодорожных путей, в том числе по исключению нарушений требований безопасности работающими, выявляемых по системе информации "Человек на пути" (приложение 1 к Положению об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 25.06.2010 N 1361р), в соответствии со СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве".
4.7. До начала производства работ подрядная организация в обязательном порядке предоставляет главному ревизору железной дороги по безопасности движения поездов, заместителю главного ревизора железной дороги (по региону) следующие документы:
- ППР;
- заверенная копия приказа о назначении руководителя работ.
4.8. Главный инженер железной дороги устанавливает порядок ведения реестра выданных нарядов-допусков, единообразие, полноту учета и ответственность конкретных лиц за его ведение.
5. Порядок организации контроля за производством работ в зоне действия технических сооружений и устройств
5.1. Заказчик своим приказом определяет ответственных лиц, осуществляющих технический надзор за строительством и приемку выполненных работ на объекте.
Заверенная копия приказа (выписка из приказа) направляется генеральному подрядчику, главному инженеру железной дороги, заместителю главного инженера железной дороги (по региону).
Одновременно направляет копию договора по осуществлению авторского надзора.
5.2. Заместитель начальника железной дороги (по региону), или заместитель главного инженера железной дороги (по региону) утверждает порядок контроля за производством работ.
5.3. Руководитель региональной дирекции инфраструктуры утверждает перечень должностных лиц, закрепленных за объектами, в обязанности которых входит осуществление контроля за работой строительно-монтажных организаций в период производства работ.
5.4. Перед началом работ ответственные представители подрядной организации совместно с представителями эксплуатирующих структурных подразделений проводят инструментальную проверку расположения инженерных коммуникаций на месте работ.
5.5. При наличии инженерных коммуникаций в границах производства работ эксплуатирующее подразделение устанавливает временные знаки, указывающие на наличие и направление прокладки трасс кабелей и других коммуникаций.
5.6. Допуск подрядных организаций для выполнения работ осуществляется в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
5.7. Допуск к работам на устройствах электроснабжения осуществляется по приказу энергодиспетчера.
5.8. Для обеспечения безопасности движения поездов и сохранности инженерных коммуникаций работы в устройствах электроснабжения (контактной сети, воздушных и кабельных линиях электроснабжения), а также в действующих энергетических установках в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО "РЖД", утвержденными ОАО "РЖД" 16.12.2010 N 103, и Инструкцией по безопасности при эксплуатации электротяговых установок подстанций и районов электроснабжения железных дорог, утвержденной ОАО "РЖД" 17.03.2008 N 4054, выполняются:
- под руководством ответственного за производство работ в должности не ниже прораба, имеющего среднее профессиональное или высшее образование, группу допуска по электробезопасности не ниже V в электроустановках свыше 1000 В и не ниже IV в электроустановках до 1000 В, и практический опыт работы в устройствах электроснабжения не менее одного года;
- по нарядам-допускам форм ЭУ-115 (на производство работ по контактной сети, ЛЭП, ВЛ и связанных с ними устройствах) и ЭУ-44 (для работ в электроустановках тяговых подстанций, постов секционирования и энергетики), оформляемым руководителями линейных подразделений дистанций электроснабжения.
Для обеспечения безопасности движения поездов работы, связанные с нарушением нормальной работы устройств СЦБ и связи, выполняются при непосредственном участии ответственного работника дистанции сигнализации, централизации и блокировки, а также ответственного работника регионального центра связи в пределах их компетенции согласно требованиям Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, утвержденной МПС России 31.12.1997 N ЦШ-530.
Ответственный работник дистанции СЦБ обеспечивает выключение и включение устройств СЦБ с проверкой их действия и с оформлением записи в журнале осмотра формы ДУ-46.
5.9. Земляные работы выполняются после проведения диагностики на отсутствие кабелей и других коммуникаций в границах производства работ, а также после принятия мер по защите или переносу трасс кабелей на безопасное расстояние.
5.10. Запрещается производство работ, если на месте работ отсутствует хотя бы один представитель от эксплуатирующих подразделений. Присутствие представителей эксплуатирующих подразделений, которые согласовывают начало работ, проверяется по установленной связи с поездным диспетчером или дежурным по железнодорожной станции.
5.11. Ответственные представители эксплуатирующих подразделений, инспекторы Заказчика должны и имеют право:
- требовать от подрядных организаций выполнения работ в полном соответствии с утвержденной проектной документацией, соблюдения СНиП, технических условий и требований других нормативных документов на производство и приемку работ на железнодорожном транспорте;
- требовать прекращения работ, выполняемых с отступлениями от проекта, или при обнаружении брака, влекущего снижение эксплуатационных качеств объекта;
- вносить в журнал производства работ требования и указания по вопросам качества работ, применяемых строительных материалов, изделий и конструкций;
- требовать в установленном порядке устранения выявленных недостатков при производстве работ;
- запрещать производство работ при возникновении ситуации, угрожающей безопасности движения поездов, угрозы наезда подвижного состава на работающих.
5.12. При возникновении в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядами-допусками, руководитель работ подрядной организации должен приостановить работы до получения новых нарядов-допусков.
5.13. Если при производстве работ допускаются случаи невыполнения мероприятий, предусмотренных нарядами-допусками, или нарушения технологии производства работ, угрожающие безопасности людей, движению поездов, загрязнению природной среды, сохранности инженерных сооружений и устройств, ответственные за надзор и контроль за производством работ имеют право изымать наряды-допуски с выдачей предписания о запрещении дальнейшего производства работ с последующим письменным уведомлением лиц, выдавших наряды-допуски.
5.14. Руководители железной дороги, заместители руководителей железных дорог по региону имеют право привлекать для целей реализации настоящего Положения представителей дирекций и подразделений, расположенных в границах железной дороги, в том числе создавать на постоянной основе комиссии или рабочие группы.
______________________________
* Указанные в пп. 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 копии документов заверяются печатью подрядной организации.
** При выполнении работ на нескольких объектах в границах данного региона документы, помеченные звездочкой, повторно не представляются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 27 февраля 2012 г. N 395р "Об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", май 2012 г., N 5
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30 августа 2013 г. N 1932р настоящее распоряжение признано утратившим силу