Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2012 г. N 60-АПГ12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующими пунктов 2, 4, 14, 18, 23 части 4 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 г. N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края" по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Камчатского краевого суда от 14 февраля 2012 г., которым заявление прокурора удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., не поддержавшей апелляционное представление и полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
1 ноября 2011 г. Законодательным Собранием Камчатского края принят и 14 ноября 2011 г. подписан губернатором Камчатского края Закон Камчатского края N 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края" (далее - Закон).
Закон опубликован в издании "Официальные Ведомости" 22 ноября 2011 г., N 245-246.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона постановлением Законодательного Собрания:
принимается решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями губернатора Камчатского края (пункт 2);
принимается решение о согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц Правительства Камчатского края, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом Камчатского края, а также о выражении им недоверия (пункт 4);
принимается решение о назначении даты выборов в Законодательное Собрание (пункт 14);
принимается решение о недоверии (доверии) губернатору Камчатского края (пункт 18);
принимаются иные решения по вопросам, отнесённым Уставом и законами Камчатского края к полномочиям Законодательного Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (пункт 23).
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 2, 4, 14, 18, 23 части 4 статьи 7 Закона, ссылаясь на их противоречие пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым установлено, что постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляются соответствующие решения, назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако оспариваемыми нормами установлено, что постановлением Законодательного Собрания Камчатского края принимаются, а не оформляются решения.
Кроме того, по мнению прокурора, пункт 23 части 4 статьи 7 Закона необоснованно ограничивает права Законодательного Собрания Камчатского края в части принятия постановлений только по вопросам, отнесённым Уставом и законами Камчатского края к полномочиям данного органа, поскольку согласно федеральному законодательству постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляются и решения по вопросам, отнесённым Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению названных органов.
Представитель Законодательного Собрания Камчатского края заявленные требования не признал, пояснив, что оспариваемые положения федеральному законодательству не противоречат, применение данных норм не влечёт за собой каких-либо негативных правовых последствий для легитимности принимаемых решений.
Губернатор Камчатского края, надлежащим образом извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Камчатского краевого суда от 14 февраля 2012 г. частично удовлетворено заявление заместителя прокурора Камчатского края, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 23 части 4 статьи 7 Закона, в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурором, участвующим в деле, ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления, принятии нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт а.1);
назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (подпункт б);
назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт в);
оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (подпункт д);
оформляются иные решения по вопросам, отнесённым Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт и).
Сопоставив приведённое выше федеральное и региональное законодательство, суд пришёл к правильному выводу о том, что пункты 2, 4, 14, 18 части 4 статьи 7 Закона соответствуют федеральному законодательству.
При этом суд обоснованно исходил из того, что содержащиеся в оспариваемых нормах формулировки, несколько отличающиеся по изложению от словесных конструкций пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, не свидетельствуют о противоречии регионального законодательства в оспариваемой части федеральному законодательству, поскольку перечень вопросов, по которым согласно Закону решение законодательного органа оформляется постановлением, идентичен пункту 3 статьи 5 названного выше Федерального закона, за исключением пункта 23 части 4 статьи 7 Закона, который правомерно судом первой инстанции признан недействующим.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Апелляционное представление не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 14 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2012 г. N 60-АПГ12-1
Текст определения официально опубликован не был