Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к МУК 4.2.3010-12
Требования
к профессиональным навыкам специалистов, осуществляющих лабораторную диагностику бруцеллеза
1. Требования к знаниям и умениям специалистов бактериологических лабораторий и лечебно-профилактических учреждений, выполняющих диагностические исследования на бруцеллез.
1) Врачи-бактериологи должны знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за бруцеллезом, в том числе в части, касающейся исследования больных бруцеллезом людей;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований на бруцеллез;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности, а также требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем бруцеллеза (II группа патогенности);
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- требования к доставке клинического материала, его регистрации, хранению и уничтожению;
- этапы лабораторного исследования на бруцеллез;
- методы ускоренной диагностики бруцеллеза;
- сроки выдачи предварительного положительного результата исследования;
- правила и сроки передачи подозрительного клинического материала.
2) Врачи-бактериологи должны уметь:
- проводить комплексную сероаллергологическую диагностику бруцеллеза у людей, направленную на выявление антител в крови (пластинчатая реакция агглютинации Хаддлсона, объемная реакция агглютинации Райта, антиглобулиновая проба Кумбса, НМФА, РНГА, ИФА) или общую сенсибилизацию организма (реакция лизиса лейкоцитов);
- осуществлять индикацию бруцелл в клиническом материале (микроскопия мазков, окрашенных по Грамму или Козловскому, МФА, ИФА, РНАт)
- оценивать результаты вышеперечисленных реакций и вести соответствующую документацию.
3) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности, а также с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем бруцеллеза (II группа патогенности);
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- методы обеззараживания и подготовки материала для исследования;
- методы ускоренной диагностики бруцеллеза;
4) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- подготовить к работе необходимые питательные среды (приложение 3);
- осуществлять первичный посев крови (по методу Кастанеда) или иного клинического материала от обследуемого человека на специальные среды (приложение 3) для передачи в соответствующую бактериологическую лабораторию (имеющую лицензию на работу с возбудителями II группы патогенности) для проведения дальнейшего исследования;
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Грамму и Козловскому;
- готовить мазки, фиксировать их и окрашивать по Грамму и Козловскому, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- подготовить реактивы и диагностические препараты для серологических исследований;
- обеззараживать клинический материал и готовить его разведения для серологического исследования;
- ставить реакцию лизиса лейкоцитов;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
2. Требования к знаниям и умениям специалистов бактериологических лабораторий ФБУЗ "ЦГиЭ" и их филиалов, выполняющих диагностическое исследование на бруцеллез.
1) Врачи-бактериологи должны знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за бруцеллезом, в том числе в части, касающейся сроков, объемов и контингентов, подлежащих обследованию на бруцеллез, а также сроков, объемов и видов исследуемых проб из продуктов и объектов окружающей среды;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований на бруцеллез;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности, а также требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем бруцеллеза (II группа патогенности);
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- требования к доставке материала для исследования на бруцеллез, его регистрации, хранению и уничтожению;
- этапы лабораторного исследования на бруцеллез;
- методы ускоренной диагностики бруцеллеза;
- сроки выдачи предварительного положительного результата исследования;
- правила и сроки передачи подозрительного на бруцеллез материала.
2) Врачи-бактериологи должны уметь:
- проводить комплексную сероаллергологическую диагностику бруцеллеза у людей, направленную на выявление антител в крови (пластинчатая реакция агглютинации Хаддлсона, объемная реакция агглютинации Райта, антиглобулиновая проба Кумбса, НМФА, РНГА, ИФА) или общую сенсибилизацию организма (реакция лизиса лейкоцитов);
- осуществлять индикацию бруцелл в патологическом (клиническом) материале и материале из объектов окружающей среды и пищевых продуктов (микроскопия мазков, окрашенных по Грамму или Козловскому, МФА, ИФА, РНАт)
- оценивать результаты вышеперечисленных реакций и вести соответствующую документацию.
3) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями III-IV групп патогенности, а также с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем бруцеллеза (II группа патогенности);
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- методы обеззараживания и подготовки материала для исследования;
- методы ускоренной диагностики бруцеллеза;
4) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- подготовить к работе необходимые питательные среды (приложение 3);
- осуществлять первичный посев подозрительного на бруцеллез материала на специальные среды (приложение 3) для передачи в соответствующую бактериологическую лабораторию (имеющую лицензию на работу с возбудителями II групп патогенности) для проведения дальнейшего исследования;
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Грамму и Козловскому;
- готовить мазки, фиксировать их и окрашивать по Грамму и Козловскому, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- подготавливать реактивы и диагностические препараты для серологических исследований;
- обеззараживать клинический или иной материал и готовить его разведения для серологического исследования;
- ставить реакцию лизиса лейкоцитов;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
3. Требования к знаниям и умениям специалистов лабораторий ООИ ФБУЗ "ЦГиЭ", выполняющих бактериологическое исследование на бруцеллез.
1) Врачи-бактериологи должны знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за бруцеллезом;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований на бруцеллез;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями II-IV групп патогенности, а также требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем бруцеллеза;
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- требования к доставке материала для исследования на бруцеллез, его регистрации, хранению и уничтожению;
- этапы лабораторного исследования на бруцеллез;
- методы ускоренной диагностики бруцеллеза;
- сроки выдачи предварительного положительного результата исследования;
- методы специфической индикации бруцелл;
- методы определения степени диссоциации;
- методы идентификации выделенных культур;
- культуральные, морфологические, иммуносерологические и биохимические свойства возбудителя бруцеллеза;
- методы внутриродового и внутривидового типирования (дифференциации) бруцеллезного микроба;
- методы идентификации L-форм бруцелл;
- правила и сроки передачи выделенных (подозрительных) культур;
- методы контроля качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры;
- методы определения антибиотикочувствительности бруцелл.
2) Врачи-бактериологи должны уметь:
- проводить комплексную сероаллергологическую диагностику бруцеллеза у людей, направленную на выявление антител в крови (пластинчатая реакция агглютинации Хаддлсона, объемная реакция агглютинации Райта, антиглобулиновая проба Кумбса, НМФА, РНГА, ИФА) или общую сенсибилизацию организма (реакция лизиса лейкоцитов);
- осуществлять индикацию бруцелл в патологическом (клиническом) материале, материале из объектов окружающей среды и пищевых продуктов (микроскопия мазков, окрашенных по Грамму или Козловскому, МФА, ИФА, РНАт, ПЦР);
- осуществлять выделение подозрительных культур (посев на твердые и жидкие питательные среды, постановка биологической пробы);
- идентифицировать выделенные культуры возбудителя бруцеллеза (морфология колоний, микроскопия культуральных мазков, окрашенных по Грамму или Козловскому, МФА, проба с бруцеллезной поливалентной сывороткой, ПЦР);
- определять степень диссоциации культур возбудителя бруцеллеза (проба с трипафлавином, реакция термопреципитации, проба Уайт-Вильсона);
- осуществлять внутриродовое и внутривидовое типирование бруцеллезного микроба (отношение к избытку СО2, способность к образованию сероводорода, редуцирующая активность в отношении красителей, агглютинация моноспецифическими бруцеллезными сыворотками, чувствительность к бруцеллезным диагностическим бактериофагам, адениндезаминазная активность)
- определять антибиотикочувствительность выделенных культур.
- оценивать результаты вышеперечисленных исследований и вести соответствующую документацию.
3) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями II-IV групп патогенности, а также с материалом, подозрительным на зараженность возбудителем бруцеллеза;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- методы ускоренной диагностики бруцеллеза;
- методы специфической индикации бруцелл;
- методы идентификации выделенных культур;
- культуральные, морфологические, иммуносерологические и биохимические свойства возбудителя бруцеллеза;
- методы внутриродового и внутривидового типирования (дифференциации) бруцеллезного микроба;
- методы контроля качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры;
4) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- подготовить к работе необходимые питательные среды (приложение 3 МУ);
- осуществлять посев поступившего подозрительного на бруцеллез материала на специальные среды (приложение 3 МУ);
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Грамму и Козловскому;
- готовить мазки, фиксировать их и окрашивать по Грамму и Козловскому, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- подготавливать реактивы и диагностические препараты для серологических исследований;
- обеззараживать исследуемый материал и готовить его разведения для серологических тестов;
- ставить реакцию лизиса лейкоцитов;
- выполнять дифференциальные тесты с выделенными культурами (образование сероводорода, редуцирующая активность в отношении красителей, чувствительность к фагам и др.);
- проводить определение качества питательных сред;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
4. Требования к знаниям и умениям специалистов Региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I-II групп патогенности, Центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней, Центра Минздрава России по бруцеллезу, Референс-центра по мониторингу за возбудителем бруцеллеза и Национального центра верификации диагностической деятельности, выполняющих бактериологическое исследование на бруцеллез.
1) Врачи-бактериологи должны знать:
- основные положения эпидемиологического надзора за бруцеллезом;
- вопросы организации лабораторных исследований на бруцеллез;
- нормативные документы, регламентирующие проведение исследований на бруцеллез;
- требования биологической безопасности при работе с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями I-II групп патогенности;
- требования к доставке материала, его регистрации, хранению и уничтожению;
- этапы лабораторного исследования на бруцеллез;
- сроки выдачи ответов, правила и сроки передачи и хранения выделенных культур;
- этапы подготовительной работы (подготовка питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- критерии оценки качества питательных сред, используемых для диагностики бруцеллеза;
- сероаллергологическую диагностику бруцеллеза;
- методы индикации и идентификации культур возбудителя бруцеллеза;
- культуральные, морфологические, иммуносерологические, биохимические и генетические свойства возбудителя бруцеллеза;
- методы определения степени диссоциации;
- методы внутриродового и внутривидового типирования (дифференциации) бруцеллезного микроба;
- методы генетического типирования штаммов бруцеллеза.
2) Врачи-бактериологи должны уметь:
- провести полное исследование поступившего материала по схеме лабораторной диагностики бруцеллеза;
- идентифицировать выделенные культуры возбудителя бруцеллеза;
- определять степень диссоциации культур возбудителя бруцеллеза (проба с трипафлавином, реакция термопреципитации, проба Уайт-Вильсона);
- осуществлять внутриродовое и внутривидовое типирование бруцеллезного микроба;
- определить эпидемическую значимость культур;
- осуществлять генетическое типирование штаммов бруцеллеза;
- определять антибиотикочувствительность выделенных культур;
- вести соответствующую документацию.
3) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны знать:
- правила работы с материалом, подозрительным на зараженность возбудителями I-II групп патогенности;
- этапы подготовительной работы (подготовку посуды, питательных сред, диагностических препаратов, реактивов);
- методы ускоренной диагностики бруцеллеза;
- методы специфической индикации бруцелл;
- методы идентификации выделенных культур;
- культуральные, морфологические, иммуносерологические и биохимические свойства возбудителя бруцеллеза;
- методы внутриродового и внутривидового типирования (дифференциации) бруцеллезного микроба;
- методы контроля качества питательных сред и ингибиторов посторонней микрофлоры;
4) Лаборанты, медицинские лабораторные техники и медицинские технологи должны уметь:
- подготовить к работе необходимые питательные среды (приложение 3);
- осуществлять посев поступившего подозрительного на бруцеллез материала на специальные среды (приложение 3);
- готовить ингредиенты для окраски мазков по Грамму и Козловскому;
- готовить мазки, фиксировать их и окрашивать по Грамму и Козловскому, а также флюоресцирующими иммуноглобулинами;
- подготавливать реактивы и диагностические препараты для серологических исследований;
- обеззараживать исследуемый материал и готовить его разведения для серологических тестов;
- выполнять дифференциальные тесты с выделенными культурами (образование сероводорода, редуцирующая активность в отношении красителей, чувствительность к фагам и др.)
- ставить реакцию лизиса лейкоцитов;
- проводить определение качества питательных сред;
- готовить отработанный материал для автоклавирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.