Решение Верховного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N ВКПИ07-58
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Калиниченко Ю.А.,
при секретаре капитане юстиции Старкове Д.М.,
с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
представителей заинтересованного лица полковника Некрылова И.С. и майора юстиции Слухая Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению X. о признании недействующей с момента издания ст. 10 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", установила:
X. обратился в Верховный Суд РФ с указанным заявлением, утверждая, что в соответствии с действующим законодательством старший начальник не вправе самостоятельно принимать решение по реализации дисциплинарного взыскания, наложенного младшим начальником.
По мнению заявителя, дисциплинарное взыскание в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии" по своей сути является предупреждением, которое может повлечь за собой представление военнослужащего в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы, если офицер (прапорщик) в течение года после его наложения не исправит свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграет своей воспитательной роли.
Основанием для назначения военнослужащего на нижестоящую должность служит представление, которое готовится младшим начальником и реализуется путем издания соответствующего приказа старшим начальником.
Вместе с тем, как утверждает X., в отношении его этот порядок был нарушен, поскольку представление о назначении его на нижестоящую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания было оформлено на основании приказа вышестоящего должностного лица по истечении годичного срока, предусмотренного ст. 102 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.
С учетом изложенного X. утверждает, что оспариваемая им норма противоречит п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", а также п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и нарушает его права и законные интересы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и, настаивая на удовлетворении своих требований, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители заинтересованного лица Некрылов И.С. и Слухай Е.Г. возражали против удовлетворения заявления X., указав, что ст. 10 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации соответствует действующему законодательству и прав заявителя не нарушает.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и заключение прокурора, полагавших необходимым в удовлетворении заявления X. отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба является видом федеральной государственной службы, входящим в систему государственной службы.
Одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы в соответствии с п. 1 ст. 3 названного Закона действительно является защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности (п. 2 ст. 3 Закона).
Таким законом в условиях военной службы является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с его п. 1 ст. 5 военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, определяющим сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб в период прохождения военной службы, является Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (из преамбулы).
Таким образом, запрет на вмешательство в служебную деятельность военнослужащих не распространяется на командиров (начальников), которым это право предоставлено законами и воинскими уставами.
Согласно статьям 30, 32 Устава внутренней службы и статье 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является единоначалие, которое заключается в праве командира (начальника) отдавать приказ и обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться приказу.
Из этого следует, что все командиры (начальники) обладают дисциплинарной властью, которая представляет собой одно из правовых (юридических) средств укрепления воинской дисциплины.
В целях увеличения влияния на подчиненных Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ предоставляет каждому начальнику определенную степень власти, которая выражается, в том числе, в праве наложения на них дисциплинарных взысканий.
Анализ правовых норм о компетенции командиров (начальников) по применению поощрений и наложению взысканий на подчиненных позволяет утверждать, что права, предоставленные младшим командирам, также принадлежат старшему прямому (начальнику) командиру.
Таким образом, предоставление прав командирам и начальникам осуществляется в зависимости от занимаемой должности, а дисциплинарные права тем больше, чем выше занимаемая должность.
Этот принцип нашел свое нормативное закрепление в ст. 10 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, поэтому утверждение X. о неправомочности старшего начальника принимать решение по реализации дисциплинарного взыскания, объявленного младшим начальником, как не соответствующее принципу единоначалия является ошибочным.
Что касается частных фактов нарушения прав X., о которых он указывает в заявлении, то они, в случае его волеизъявления, могут быть предметом рассмотрения военных судов в порядке главы 25 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ решила:
в удовлетворении заявления X. о признании недействующей с момента издания ст. 10 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Судья Верховного Суда |
Ю.А. Калиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N ВКПИ07-58
Текст решения опубликован в журнале "Право в Вооруженных силах", 2008 г., N 4, с. 32