Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2012 г. N 73-АПГ12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В., Калининой Л.А.
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дегтярева С.С. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 16 февраля 2012 г. об отказе Дегтяреву С.С. в удовлетворении его жалобы о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 части 3 статьи 72 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 г. N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия", статьи 1 Закона Республики Бурятия от 17 декабря 2010 г. N 1859-IV "О продлении срока полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвёртого созыва и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвёртого созыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя заявителя Эрдынеева А.Э., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Народного Хурала Республики Бурятия Усковой А.И. и представителя Главы Республики Бурятия Будацыренова А.П., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Дегтярев С.С. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействующими с момента принятия абзаца 1 части 3 статьи 72 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 г. N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" (с последующими изменениями) и статьи 1 Закона Республики Бурятия от 17 декабря 2010 г. N 1859-IY "О продлении срока полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвёртого созыва и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвёртого созыва" (с изменениями от 11 июля 2011 г.)
В обоснование заявления сослался на нарушение оспариваемыми нормами конституционных прав заявителя на участие в делах государства через своих представителей, избирать и быть избранным в Народный Хурал, нарушение принципа народовластия.
Считал, что продление Народным Хуралом четвёртого созыва Республики Бурятия своих полномочий противоречит части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по смыслу которой это вправе был сделать только Народный Хурал Республики Бурятия третьего созыва.
Глава Республики Бурятия, высший законодательный орган государственной власти Республики Бурятия возражали против удовлетворения заявления Дегтярева С.С.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 16 февраля 2012 г. Дегтяреву С.С. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Дегтярев С.С. просит данное решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить его заявление в полном объёме.
Относительно доводов апелляционной жалобы Дегтярева С.С. Народным Хуралом Республики Бурятия поданы возражения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает поводов для отмены решения.
По смыслу статей 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом установлено, что выборы Народного Хурала Республики Бурятия четвёртого созыва состоялись 2 декабря 2007 г. в день проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации; Конституцией Республики Бурятия дата проведения выборов Народного Хурала Республики Бурятия не предусмотрена; в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 г. N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" днём голосования на выборах депутатов Народного Хурала является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий депутатов Народного Хурала. В соответствии с пунктом 3 статьи 72 предусмотрена возможность продления законом полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвёртого созыва в целях проведения выборов Народного Хурала пятого созыва во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который был избран Народный Хурал четвёртого созыва, обусловленное тем, что последующие выборы очередных созывов Народного хурала Республики Бурятия будут проводиться во второе воскресенье марта года, в котором истекает установленный Конституцией Республики Бурятия срок полномочий депутатов соответствующего созыва (в год проведения выборов депутатов соответствующего созыва (в год проведения выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах).
Данное обстоятельство предопределило в свою очередь продление срока полномочий Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвёртого созыва до дня проведения первой (организационной) сессии Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, который будет избран на выборах 10 марта 2013 г. (Закон Республика Бурятия от 17 декабря 2010 г. N 1859-IV (в редакции от 11 июля 2011 г. N 2207-IV).
Поскольку положений, отменяющих демократические свободные и периодические выборы в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, в том числе гарантии избирательных прав, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в оспариваемых положениях не усматривается, а оспариваемые нормы по своей сути направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с требованиями федерального избирательного законодательства, что само по себе не может расцениваться как противоречие федеральному законодательству, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований являются правильными, согласуются с предписаниями статьи 8, 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", из текста которых следует, что изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 не допускается. При этом по общему правилу, сформулированному федеральным законодателем днём окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (уставами), законами субъектов законами субъектов Российской Федерации, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 данного Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах) (пункт 1). Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 10, пунктами 8 и 10 статьи 81.1, пунктом 6 статьи 82 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 10).
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном толковании материального права, регулирующего спорное правоотношение, следовательно, у суда нет оснований для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 16 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дегтярева С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2012 г. N 73-АПГ12-1
Текст определения официально опубликован не был