Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.А. Филимонова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, отказано в удовлетворении заявления гражданина С.А. Филимонова об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, которым установлен размер задолженности по уплате алиментов, рассчитанной исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель оспаривает конституционность части 3 статьи 102 "Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам" Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и полагает, что данное законоположение нарушает его права, закрепленные статьями 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет осуществлять расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации в связи с тем, что доходы, полученные за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось, получены не от трудовой деятельности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с частью 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Данное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с положениями Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841), и статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации, делегирующей Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению названного Перечня, вопреки доводам заявителя, позволяет при выборе способа расчета задолженности по алиментам и определении размера такой задолженности учитывать все виды заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определенные в указанном Перечне, в том числе доходы, полученные не в связи с осуществлением трудовой деятельности, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Кроме того, в случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности (часть 4 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Проверка же законности и обоснованности вынесенных по делу с участием заявителя постановлений судебного пристава-исполнителя и судов общей юрисдикции, в том числе в части правильности определения размера подлежащих уплате алиментов, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Сергея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2012 г. N 790-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Сергея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Текст Определения официально опубликован не был