ФАС России направляет для использования в работе методические рекомендации по анализу конкурентной среды на рынке сырого молока, подготовленные во исполнение пункта 4.4 приказа ФАС России от 27.09.2010 N 551 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы".
Аналитический отчет по анализу конкурентной среды на рынке сырого молока в срок до 1 октября 2011 года необходимо направить в ФАС России по электронной почте: nechaeva_n@fas.gov.ru, trusova@fas.gov.ru, а также почтовой связью.
Приложение: указанное на 8 л. в 1 экз.
|
А.Г. Цыганов |
Методические рекомендации по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока
О разъяснении к методическим рекомендациям по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока см. письмо ФАС России от 5 мая 2011 г. N ЦА/17585
I. Общие положения
Настоящие "Методические рекомендации по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока" разработаны во исполнение приказа ФАС России от 27.09.2010 N 551 и в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок) для практического применения территориальными органами ФАС России (далее - УФАС России).
Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке сырого молока.
По результатам анализа УФАС России представляют в ФАС России аналитический отчет о состоянии рынка и развития на нем конкуренции.
Аналитический отчет в обязательном порядке должен включать:
- выводы о географических границах товарного рынка (межрегиональный, региональный или местный, в том числе локальный);
- условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателями;
- состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке;
- условия, позволяющие объединить действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов в группы лиц;
- связи между действующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами;
- объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке;
- определение уровня концентрации товарного рынка;
- барьеры входа на товарный рынок, оценку преодолимости существующих барьеров входа на товарный рынок;
- оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке;
- рекомендации по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
При составлении отчета указываются источники получения соответствующей информации.
II. Определение временного интервала исследования
Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проводится за период 2008-2010 гг.
III. Определение продуктовых границ товарного рынка
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья - сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.
В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.
Молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
Сырое молоко - это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.
Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.
Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6 статьи 5 технического регламента, массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4 Технического регламента.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункте 7 статьи 4 Технического регламента" имеется в виду "пункте 7 статьи 5 Технического регламента"
Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 "Молоко коровье сырое" установлены определенные нормы по физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания). В частности, молоко 1 сорта должно иметь кислотность от 16,00 до 18,00 град., группу чистоты не ниже 1, плотность не менее 1027,0 кг/куб. м, температуру замерзания не выше минус 0,52 град. С. В пункте 4.6 ГОСТа было предусмотрено, что базисная общероссийская норма массовой доли жира молока натурального коровьего - 3,4%; базисная норма массовой доли белка - 3%.
В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье молоко (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.
Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс изготовления отдельных видов продукции молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим молоком.
Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка.
Во-вторых, в связи с вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.
Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.
Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное назначение.
Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Техническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока - сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) сырое молоко классифицировано в подгруппе 012000 ("Продукция животноводства").
Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.
Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями - реализация ими молока - закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.
Учитывая изложенное, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.
При этом, в силу изложенных выше требований к сырью для производства молочной продукции и требований к самой молочной продукции, а также принимая во внимание, что сельхозпроизводители не могут предложить перерабатывающим предприятиям иной товар, в том числе сухое молоко, в рассматриваемой сфере обращения товара (молока сырого) этот товар не имеет заменителей.
IV. Определение географических границ товарного рынка
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.
В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.
Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.
Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость рынка сырого молока к переработчику. Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Предприятия-переработчики, как правило, молочные комбинаты в первую очередь закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших районов.
Вместе с тем, в связи с нехваткой сырья перерабатывающие предприятия вынуждены закупать и завозить сырое молоко и из более отдаленных районов с целью обеспечения загрузки производственных мощностей, что существенно расширяет фактические границы деятельности участников рынка.
Необходимым условием для обращения товара (сырого молока) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.
Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока (статья 6 Технического регламента на молоко и молочную продукцию), соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи, с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.
Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка сырого молока, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.
Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за получение необходимых объемов сырого молока, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки), что делает географические границы закупки сырого молока "плавающими".
Учитывая изложенное, территориальные управления самостоятельно определяют географические границы рынка закупки сырого молока.
V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.
Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока) являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.
Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья. Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема "лишнего" молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на молочное сырье устанавливают покупатели (переработчики), которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.
Территориальные управления определяют и анализируют деятельность хозяйствующих субъектов, которые являются предприятиями-переработчиками сырого молока.
При этом необходимо анализировать деятельность всех предприятий-переработчиков сырого молока, действующих на территории вашего региона.
Например, при проведении анализа необходимо учитывать деятельность на рынке сырого молока всех филиалов компании Вимм-Билль-Данн, которые расположены на территории региона, несмотря на то, что указанная компания зарегистрирована на территории Московской области.
VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах рассматриваемого рынка (без учета вывезенного молока за пределы географических границ рассматриваемого рынка и с учетом закупленного для переработки молока в других регионах). Данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
При расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке сырого молока могут использоваться показатели органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, статистики, а также информация, полученная от предприятий-переработчиков (покупателей сырого молока).
VII. Определение уровня концентрации товарного рынка
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
,
где:
D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
,
где:
D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Гирфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий - при 70% <= <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
- умеренный - при 45% <= <= 10% или 1000 <= HHI <= 2000;
- низкий - при < 45% или HHI<1000.
VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок
Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:
- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.
IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
С целью оценки состояния конкуренции на товарном рынке провести анализ поведения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, анализ результатов хозяйственной деятельности, а также определить наличие факторов, ограничивающих конкуренцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 7 декабря 2010 г. N ЦА/43327 "О методических рекомендациях по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока"
Текст письма официально опубликован не был