Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к заключению об экспертизе Приказа
Минздравсоцразвития России
от 26 апреля 2011 г. N 342н
"Об утверждении Порядка
проведения аттестации рабочих
мест по условиям труда"
Справка
по дополнительным замечаниям субъектов предпринимательской и иной деятельности к нормативному акту, которые не были включены в заключение об экспертизе
Проект заключения в табличном виде направлялся представителям предпринимательского сообщества с целью предоставления отзыва письмом N Д26и-995 от 7 марта 2012 г. В настоящей справке приводится ряд поступивших в Министерство экономического развития Российской Федерации отзывов, замечаний и предложений, которые были рассмотрены при доработке проекта заключения, однако не были включены в заключение об экспертизе нормативного акта.
Данные отзывы не были включены в заключение об экспертизе, поскольку респондентами не было приведено существенных обоснований по присланным позициям, в части наличия положений в нормативном акте, необоснованно затрудняющих введение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Однако, участниками публичных консультаций были отмечены следующие положения нормативного акта, которые могут вызвать дополнительную финансовую и административную нагрузку у субъектов предпринимательской и иной деятельности. В связи с этим, разработчику нормативного акта представляется целесообразным ознакомиться с нижеприведенными позициями участников публичных консультаций и учесть при доработке нормативного акта.
1. В Порядке речь идет о факторах рабочей среды и о факторах производственной среды. При этом не представляется возможным установить цель измерения и оценки факторов рабочей среды, если согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника." Таким образом, из нормативного акта не ясно, имеет ли право аттестующая организация сравнивать результаты измерений факторов рабочей среды с нормативами, установленными для факторов производственной среды.
Следует заметить, что документы, в которых установлены гигиенические нормативы по факторам рабочей среды пока не разработаны, но в настоящее время гигиенические нормативы в Российской Федерации устанавливаются СанПин, ГН, ПДК (например, СанПиН 2.2.4.1191-03, ГН 2.2.5.1313-03, Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны). Таким образом, существуют риски, что в случаях отмены по результатам аттестации компенсаций, работники имеют возможность оспорить результаты аттестации в судебном порядке и у работодателя не будет законной возможности доказать что факторы рабочей среды это тоже самое, что и факторы производственной среды.
2. Пункт 6 Порядка предусматривает необходимость аттестации только независимой аттестующей организацией, при этом термин "независимой" не представляется возможным определить. Между тем, от данного определения зависят результаты аттестации рабочих мест, которые могут быть признаны недействительными. Более того, запрет на проведение аттестации рабочих мест собственными силами работодателя при наличии у него соответствующих условий (наличие аккредитованной лаборатории), приводит к усилению роли, а соответственно необходимости аттестующих организаций. При этом, работодатель в соответствии с Кодексом остается ответственным не только за соблюдение норм охраны труда (а соответственно обеспечения и оценку вредного воздействия на рабочее место), но и за результаты аттестации рабочих мест, которые проводит аттестующая организация.
Более того, по результатам аттестации работодателем должны выполняться мероприятия, направленные на устранение выявленных вредных факторов. Для этой цели, работодатели вынуждены повторно проводить соответствующие измерения после выполнения мероприятий, и соответственно - обращаться к аттестующей организации.
3. Пунктом 8 Порядка предусматривается периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом не представляется возможным установить, каким образом проведение аттестации рабочих мест с периодичностью в пять лет способствует достижению целей аттестации, заявленных в Порядке. Так, для рабочих на которых технологический процесс остался неизменным, а рабочее место соответствует нормативным условиям, проведение аттестации с пятилетней периодичностью представляется избыточным.
К тому же отсутствие понятие "вновь введенного рабочего места" (об этом указывалось выше), а также сроков для оценки соответствующих факторов, приводит к тому, что проявляет возможность не только выборочного подхода к применению данной статьи, но и к нецелесообразному затруднению введения работодателем новых рабочих мест.
В части срока начала проведения аттестации вновь организованных рабочих мест - не позднее чем через 60 дней после ввода их в эксплуатацию, представляется целесообразным увеличить данный временной промежуток, так как период с момента ввода в эксплуатацию до достижения проектных мощностей (если речь идет о промышленных предприятиях) неоднозначен, а проводить аттестацию формально нецелесообразно: цель аттестации не будет достигнута; - необходимо уточнить понятие "вновь" организованного рабочего места, поскольку от этого момента будет исчисляться срок для проведения аттестации рабочих мест.
4. Порядком (пункт 6 Порядка) не установлено, как должен действовать работодатель в случае привлечения нескольких аттестующих организаций. Допускается ли включение в состав аттестационной комиссии представителей более чем одной аттестующей организации? Обязан ли работодатель включать в состав аттестационной комиссии представителей всех аттестующих организаций, привлеченных к выполнению отдельных видов работ.
5. Порядком (пункт 7 Порядка) предусматривается отказ аттестующей организации от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
При этом, произвольный отказ аттестующей организации при непредставлении работодателем документов, список которых нормативным актом не определен, создает условия для избирательного применения нормы, а также для необоснованного давления на работодателя. Более того, отсутствие четко прописанного порядка отказа от проведения аттестации только усугубляет данную ситуацию.
На основании вышеизложенного, было предложено, уточнить список документов, необходимых для проведения аттестации, а также прописать механизм взаимодействия аттестующей организацией и работодателя при отсутствии данных.
6. Наличие в пункте 10 Порядка формулировки "в состав аттестационной комиссии включаются" может рассматриваться контролирующими органами как обязанность, а не право работодателя включить в состав аттестации комиссии всех субъектов, указанных в пункте. При этом у работодателя может отсутствовать не только выборный орган первичной профсоюзной организации, но и иной представительный орган работников. Однако, во избежание рисков, связанных с признанием результатов аттестации рабочих мест по условиям труда недействительными, по причине отсутствия в составе аттестационной комиссии соответствующего представителя работников, представляется целесообразным четко определить право работодателя на привлечение тех или иных представителей в аттестационную комиссию.
7. Наличие в Порядке определение "аналогичных рабочих мест" и требования об обязательном "одинаковом расположении объектов (производственное оборудование, транспортные средства) на рабочем месте" представляется избыточным, поскольку при аттестации рабочих мест проводятся замеры и оценка вредного воздействия, которые и являются основной для последующих мероприятий, но никак не расположение. На основании данного положения, рабочее место за одним и тем же станком, с одинаковыми оценками факторов воздействия на работника, но находящееся на разных этажах будут считаться разными рабочими местами, что соответственно повлечет увеличения стоимости проведения аттестации рабочих мест.
8. Требование абзаца девятого пункта 12 порядка, в части обязанности аттестационной комиссии по разработке плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями вступает в противоречие с положением абзаца седьмого пункта 44 Порядка, в котором речь идет о плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Таким образом, из действующего Порядка не представляется возможным определить какое количество планов должно быть оформлено по результатам аттестации рабочих мест, что также может отразиться на стоимости проведения аттестации рабочих места по условиям труда.
9. В абзаце пятнадцатом пункта 18 Порядка, предусматривается содержание протокола измерений и оценок. В нормативной документации не используется понятие "фактическое значение", однако существует понятие "измеренное значение" и "погрешность результатов измерения".
Таким образом, не представляется возможным установить какое значение требуется отражать в соответствующем протоколе: измеренное значение уровня фактора, измеренное значение с погрешностью.
10. В абзаце шестом пункта 18 Порядка, предусматривается содержание протокола измерений и оценок в части наименования рабочего места, а также профессий, должности работника, занятого на рабочем месте по Общероссийскому классификатору профессий, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94). Как было отмечено многие современные высокотехнологичные профессии, особенно в организациях с участие иностранного капитала или использующих импортное оборудование отсутствуют в ОК 016-94. Таким образом на современных рабочих мест данное требование не выполнимо, кроме этого ОК 016-94 носит справочный характер (в Минюсте России не регистрировался). Вместе с тем невыполнение этого требования, формально, может служить поводом для признания органами надзора и судом результатов измерений и оценок недействительными.
11. Согласно пункту 21 Порядка, одним из объектов оценки травмобезопасности рабочих мест является соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.
Следует заметить, что в данном положении производится смешение понятий "рабочее место" и "обязанности работника и работодателя по обучению охране труда". Поскольку аттестуется не должность, а рабочие места, то есть. условия в которых работает сотрудник, то оценка знаний или факта проведенного обучения по вопросам охраны труда при проведении аттестации, представляется избыточной.
12. Согласно пункту 39 Порядка, при отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.
Следует заметить, что требование по незамедлительной разработке и реализации соответствующих мер, заведомо не выполнимо, поскольку любой комплекс мер требует не только детальной проработки, но и оценки их и утверждения и подготовки плана реализации.
Отсутствие конкретизации такой нормы в части сроков и порядка разработки комплекса мер может привести к избирательному подходу в ее применении, а также невозможности планировать работодателю свои расходы при осуществлении такого рода мероприятий.
13. Согласно пункту 44 Порядка, работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления протоколами отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
Данное положение содержит очень сжатые сроки для ознакомления работников, не учитывается сменный характер работы на больших производственных предприятиях, а также обстоятельства уважительного отсутствия работников на рабочем месте (болезнь, отпуск, командировка). При этом, в случае несвоевременного ознакомления работников, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Таким образом, предлагается позволить работодателю самому определять сроки ознакомления (исходя из количества работников, а также режима их работы), либо существенно увеличить сроки ознакомления работников.
14. Исходя из норм, закрепленных в пунктах 44 и 45 Порядка, не представляется возможным определить (при поэтапном проведении аттестации рабочих мест) в каком случае оформляется итоговый протокол заседания аттестационной комиссии, и когда работодатель должен утверждать результаты аттестации и направлять сведения в Государственную инспекцию труда (после завершения аттестации части рабочих мест или всех рабочих мест организации).
Участниками публичных консультаций в целях описания вышеуказанной проблемы, был приведен следующий пример. В организации 999 рабочих мест, в соответствии с графиком, утвержденным работодателем, в год в организации аттестуется по 333 рабочих места. Приказом работодателя установлено начать работы по аттестации 1 января 2012 года, завершить аттестацию рабочих мест 31 декабря 2015 года. Таким образом логично было бы утверждать результаты аттестации ежегодно и уже использовать их в деятельности организации, но в данном случае работодатель, формально, не имеет права этого сделать, пока аттестационная комиссия не передаст ему протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) (по образцу Приложения N 9 к Порядку). В свою очередь аттестационная комиссия, опять же формально, не имеет права оформлять такой протокол, пока не будет завершена аттестация рабочих мест полностью, поскольку в соответствии с образцом Приложения N 9 к Порядку в протоколе должна быть записана следующая стандартная фраза: "Рассмотрев результаты аттестации, аттестационная комиссия решила: 1) считать работу по аттестации рабочих мест завешенной; 2) план мероприятий по улучшению...". Далее, согласно абзацу четырнадцатому пункта 44 Порядка, после того как к работодателю поступил данный протокол он должен в течении короткого срока издать приказ о завершении аттестации. Однако работодатель не может издать такой приказ, в случае, если аттестована только часть рабочих мест и аттестация должна продолжаться согласно утвержденному графику.
Таким образом предлагается, переработать абзац четырнадцатый пункта 44 Порядка, таким образом чтобы у работодателя была законная возможность утверждать результаты аттестации части рабочих мест организации и завершения аттестации рабочих мест в организации полностью.
15. Согласно Порядку, одним из элементов комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте является обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). При этом, следует учитывать, что не всем работникам необходимы СИЗ, поэтому аттестация рабочих мест должна быть направлена на определение необходимости использования СИЗ, а не на обеспеченность ими.
При этом оценка обеспеченности СИЗ без представителей работодателя, которые более осведомлены о рисках и сути самого производственного процесса, приводит к тому, что результаты оценки не отражают объективной необходимости в СИЗ конкретных рабочих мест, что приводит к невозможности отнесения на затраты приобретенного СИЗ специфичного для определенного рабочего места.
Учитывая вышеизложенное было предложено, оценку обеспеченности персонала средствами защиты проводить совместно представителями работодателя, знающими специфику производства, с представителями аттестующей организации на основе проведенных исследований и измерений на рабочих местах параметров опасных и вредных факторов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
17. Согласно пункту 33 Порядка, при оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ.
В настоящее время отсутствует нормативно-методическая база, необходимая для определения эффективности выданных работнику СИЗ. В этой связи данное положение позволяет применять избирательный подход при оценке действий Работодателя.
Таким образом, при оценке обеспеченности работников СИЗ должна рассматривается возможность снижения классов условий труда в зависимости от применяемых СИЗ. Без настоящей поправки данное положение Порядка не только не будет соответствовать целям аттестации, но и может повлечь избыточные расходы для работодателя. Также эффективность выданных работнику СИЗ в настоящее время определить не представляется возможным ввиду отсутствия нормативно-методической базы и практической невозможности определения эффективности выданных на аттестуемых рабочих местах СИЗ. Оценка эффективности будет носить формальный характер и будет сведена к рассмотрению сертификатов и иной документации, а не к оценке технических характеристик выданных СИЗ.
18. Согласно пункту 52 Порядка ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.
Таким образом, отсутствие дифференцированной ответственности за результаты проведенной экспертизы, является основанием для увеличения рисков привлечения организаций к административной ответственности за действия аттестующей организации, поскольку обязанность по обеспечению и выполнению норм охраны труда лежит на работодателе. Положениями настоящего пункта на работодателя возлагается ответственности за действия, которые он не совершает, что существенно ограничивает права работодателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.