Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Справка
о результатах публичных консультаций по результатам экспертизы приказа Мининформсвязи России от 08 августа 2005 г. N 97 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования"
Сводная таблица
1. Наличие какой проблемы способствовало принятию НПА? Актуальна ли данная проблема сегодня? Какие факторы способствуют или способствовали возникновению (или сохранению) указанной проблемы?
А АРОС, ОР |
МТС |
Ростелеком |
Связьинвест |
СМАРТС, ДР |
Мегафон |
Формально одним из полномочий ФОИВ в области связи является принятие требований к построению сетей связи во исполнение установленных для него таких обязательств Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Это и было исполнено для телефонных сетей связи. НПА отражает иерархическую схему построения сетей телефонной связи как единственно возможную для сетей, построенных на основе коммутации каналов и декадно-шаговых или координатных узлов связи, - технологиях, еще находящихся в применении, но уже явно устаревших на момент принятия обсуждаемого НПА. Иерархическое деление телефонной сети связи общего пользования на междугородный-международной (МГМН), зоновый и местный уровень было задано "Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", утв. Постановлением Правительства от 28.03.2005 N 161. В приказе Мининформсвязи РФ от 8.08.2005 N 97 существование новых технологий было полностью проигнорировано. Тем самым проблема хронического отставания отечественного регулирования от реалий научно-технического прогресса сохранилась. Также негативным фактором является установление в данном НПА достаточно жестких с инвестиционной точки зрения требований по составу междугородных-международных и зоновых сетей фиксированной (проводной) телефонной связи. Формальное их соблюдение затрудняло вход на рынок новых участников. Требования о наличии в составе сети нескольких узлов связи, о соединении узлов по схеме "каждый с каждым", равно как и с максимальным количеством других сетей, усиливают целостность и устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Вместе с тем представляется, что в данном случае баланс между целостностью сети ценностями и экономической целесообразностью был нарушен в пользу первого. Обнаружившиеся при правоприменении данного НПА возможности различных трактовок его норм, обусловили его коррупциогенный потенциал. К положительным эффектам от действия данного НПА можно отнести его средний уровень регулирования: НПА вводит требования к сетям, а не устанавливает жестко всех вариантов их построения. Однако полное отсутствие в нем упоминания новых технологий имеет отрицательный эффект для развития сферы связи в целом: отсутствие требований зачастую рассматривается как фактический запрет на их применение. |
Принятию НПА способствовала необходимость регулирования (контроля) присоединений сетей операторов связи, предоставляющих разные услуги: подвижная связь, МГМН, фиксированная местная, зоновая связь. Данная проблема в настоящее время не актуальна. Более того, Требования к построению телефонной сети связи общего пользования отстают от принципов построения сетей на основе новых технологий и не учитывают процесс конвергенции сетей и услуг. |
Данный НПА принят в соответствии с ФЗ "О связи", ПП РФ N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", регулирует вопросы построения сетей связи для обеспечения функционирования взаимоувязанной сети связи общего пользования. |
Данный НПА принят в соответствии с ФЗ "О связи", регулирует вопросы построения телефонных сетей связи для обеспечения управления и устойчивого функционирования взаимоувязанной сети связи общего пользования. Выполнение требований построения сетей телефонной связи является основой для обеспечения единого управления сетью связи, информационной безопасности, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Проблема наличия указанных требований актуальна и в настоящее время. |
Данная проблема актуальна сегодня ввиду наличия большого разнообразия современных технологий в сфере ИТС. |
Принятию НПА способствовала необходимость регулирования (контроля) присоединений сетей операторов связи, предоставляющих разные услуги: подвижная связь, МГМН, фиксированная местная, зоновая связь. На сегодняшний день Требования к построению телефонной сети связи общего пользования отстают от принципов построения сетей на основе новых технологий и не учитывают процесс конвергенции сетей и услуг. |
2. Учел ли разработчик НПА все проблемные факторы, способствовавшие разработке НПА? Насколько корректно разработчик НПА определил те факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства? Насколько цель государственного регулирования соотносится с решением сложившейся проблемной ситуации?
А АРОС, ОР |
МТС |
Ростелеком |
Связьинвест |
СМАРТС, ДР |
Мегафон |
Сам по себе Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" не содержит указаний на состав требований к построению сетей связи и пропуску трафика по ним, отдавая данные вопросы на усмотрение исполнительной власти. Была введена система межоператорских расчетов за услуги пропуска трафика. Это позволило несколько уравнять сотовых операторов и небольших операторов фиксированной телефонии с традиционными крупнейшими операторами фиксированной телефонии: последние также начали нести расходы на трафик. Однако они при этом получили преференции, обусловленные как самой схемой расчетов, так и обязательным пропуском трафика через их сети другими операторами. Устанавливаемые требования к построению сетей телефонной связи, оказались, фактически, заградительными для новичков. Таким образом, установив подзаконными актами ("Перечень наименований услуг связи..." и "Перечень лицензионных условий...", утв. Постановлением Правительства N 87 от 18.02.2005, "Правила присоединения...", утв. Постановлением Правительства N 161 от 28.03.2005, "Правилами оказания услуг...", утв. Постановлением Правительства N 310 от 18.05.2005, "Требованиями к порядку пропуска трафика_", утв. Приказом Мининформсвязи N 98 от 08.08.2005 и обсуждаемыми "Правилами построения сетей телефонной связи...", утв. приказом Мининформсвязи N 97 от 08.08.2005) иерархическую схему отрасли не только с технологической, но и с экономической точки зрения, исполнительная власть ввела при этом соответствующие ограничения для операторской деятельности на каждом уровне этой иерархии, обоснованность которых вызывает сомнения. |
Разработчиком НПА не учтены следующие факторы: - новые технологии, используемые при производстве коммутационного оборудования и создании транспортных сетей, которые позволяют оптимизировать строительство сетей без снижения их надежности; - конвергенции предоставления услуг фиксированной и подвижной связи, а также передачи данных (ШПД); - изменения в числе и структуре сетей операторов связи . В настоящее время текущие НПА противоречат процессу развития сетей и должны быть пересмотрены. |
На момент разработки НПА разработчиком были учтены проблемные факторы, однако в настоящее время в связи с появлением новых технико-технологических возможностей оборудования связи данный НПА нуждается в корректировке. |
На момент разработки НПА разработчиком были учтены основные проблемные факторы (наличие большого процента аналогового оборудования, применяемого на сетях операторов), однако в настоящее время в связи с массовым внедрением на сетях связи операторов оборудования на базе технологий коммутации пакетов и цифрового оборудования коммутации каналов нового поколения, данный НПА нуждается в корректировке. |
Разработчик не учёл особенности построения сетей связи для оказания услуг связи по передаче данных и телематических услуг связи. Полностью отсутствует требования к построению сетей связи на базе концепции NGN как сетей местной, зоновой и междугородной телефонной связи, так и сетей подвижной радиотелефонной связи. |
В настоящее время текущие НПА не способствуют процессу дальнейшего развития сетей и должны быть пересмотрены. |
3. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в т.ч. с точки зрения общественных выгод и издержек)? Существуют ли иные варианты достижения целей государственного регулирования, в том числе выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны (оптимальны) для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности?
А АРОС,ОР |
ДР |
МТС |
Ростелеком |
Связьинвест |
СМАРТС |
Мегафон |
На практике возникает ситуация, при которой предприниматель, приобретя в нужном ему объеме сертифицированное оборудование, лишен права оказывать абонентам просто "услугу телефонной связи" (не местной, не внутризоновой, ни МГ, ни МН, а универсальной "телефонной"), самостоятельно устанавливая необходимые с его точки зрения присоединения и пропуская трафик по своему усмотрению по нужным ему направлениям. |
Данный вариант не является оптимальным, так как в Проекте не учтены особенности построения сетей связи для оказания услуг связи по передаче данных и телематических услуг связи. Полностью отсутствует требования к построению сетей связи на базе концепции NGN как сетей местной, зоновой и междугородной телефонной связи, так и сетей подвижной радиотелефонной связи. |
Выбранный вариант решения проблемы не является оптимальным, т.к. приводит к дополнительным затратам операторов связи на строительство и эксплуатацию сетей: оператор связи, имеющий лицензии на услуги подвижной и местной связи/МГМН и местной связи, не может предоставлять единый пакет услуг своим абонентам без построения промежуточного зонового уровня с выполнением всех обязательных, но не нужных для бизнеса присоединений. Оператор не может использовать комбинированные узлы связи, не может применять распределенную архитектуру NGN. Рассматриваемый НПА требует обязательной организации точек присоединения без учета их эффективности (МГМН оператор должен организовывать точки присоединения со всеми Зоновыми сетями, независимо от того, будет там трафик или нет). Для сокращения затрат и ускорения развития конвергентных услуг целесообразно - уйти от регулирования построения сети/сетей в пределах функционирования сети Оператора связи. Дать возможность оператору связи самостоятельно определять наиболее эффективные решения построения своих сетей и предоставления услуг абонентам. К примеру, предоставить возможность оператору связи построить комбинированную сеть (зоновая/местная) с использованием территориально-распределенных узлов связи. Для контроля Оператора установить основные требования: надежность, качество услуг, СОРМ, применение на сети разрешенного (сертифицированного, имеющего декларацию соответствия оборудования). Но не требовать от Оператора обязательного выполнения устаревших принципов построения сети, основанных на технологиях прошлого века. Присоединение сетей разных операторов связи должно строиться на взаимовыгодных условиях присоединения и пропуска трафика |
На наш взгляд, необходимо обеспечить возможность построения узла связи (как в подвижной сети связи, так и в фиксированной сети связи) с территориально-распределенной архитектурой с централизацией функцией управления коммутацией и услугами. |
Наличие требований к построению ТФОП необходимо для обеспечения единого управления сетью связи, информационной безопасности, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Для оптимизации затрат операторов связи, указанный НПА нуждается в корректировке. |
Данный вариант не является оптимальным. |
Выбранный вариант решения проблемы не является оптимальным, т.к. приводит к дополнительным затратам операторов связи на строительство и эксплуатацию сетей. Для сокращения затрат и ускорения развития конвергентных услуг целесообразно дать возможность оператору связи для соединения между собой средств связи, образующих территориально-распределенный узел связи, допустить использование линий связи, выходящих за пределы территории субъекта Российской Федерации" |
4. Укажите основных участников, на которых распространяется государственное регулирование
А АРОС, ОР |
ДР, СМАРТС |
МТС, Ростелеком |
Связьинвест |
Мегафон |
Требования обсуждаемого НПА распространяются на всех операторов телефонной связи, как сотовой, так и фиксированной. |
Владельцы (операторы) всех без исключения сетей связи общего пользования |
Рассматриваемые Требования к построению телефонной сети связи общего пользования распространяются на всех операторов связи, предоставляющих услуги подвижной, местной, зоновой, МГМН связи, а также оказывающих указанные услуги связи в комплексе. |
Рассматриваемые Требования к построению телефонной сети связи общего пользования распространяются на всех операторов связи, оказывающих услуги телефонной связи в сети связи общего пользования (операторы местной, междугородной, международной, зоновой телефонной связи и подвижной связи.) |
Рассматриваемые Требования к построению телефонной сети связи общего пользования распространяются на всех операторов связи, предоставляющих услуги подвижной, местной, зоновой, МГМН связи, а также оказывающих указанные услуги связи в комплексе. |
5. Влияет ли введение государственного регулирования на конкурентную среду в отрасли? Изменится ли конкурентная среда, если проект акта будет приведен в соответствие с Вашими предложениями (после внесения изменений)? Как повлияет на конкурентную среду отмена действия НПА?
А АРОС, ОР |
ДР, СМАРТС |
МТС |
Ростелеком |
Связьинвест |
Мегафон |
В результате установленного в 2005 г. регулирования, осуществляемого в отношении пропуска трафика и построения сетей, наиболее уязвимое положение сложилось для небольших операторов местной телефонной связи c сетями в пределах одного муниципального образования, не имеющих собственных сетей фиксированной зоновой телефонной связи и потерявших возможность оказывать своим абонентам услуги дальней (внутризоновой, МГ и МН) связи, являясь при этом агентами по сбору платежей в пользу операторов этих сетей. НПА также существенно затруднил вход на рынок новых участников. Обсуждаемый НПА требует переработки с точки зрения снижения объема необоснованных требований и введения в нем разрешительной регламентации для использования в телефонных сетях новых технологий. |
Данное регулирование отрицательно влияет на конкурентную среду, т.к., ограничивая возможные варианты построения сетей связи и многообразие неозвученных вариантов присоединений сетей связи, является катализатором коррупциогенности в сфере информационно-технологического сопровождения. |
Рассматриваемый НПА негативно влияет на конкурентную среду в отрасли, т.к. основан на принципах построения иерархической TDM сети. После внесения изменений, в том числе ныне предложенных в настоящем документе, конкурентная среда изменится, т.к. операторам связи будет предоставлена возможность перейти к технологически более эффективному построению сетей при меньших затратах. |
Введение государственного регулирования обусловлено необходимостью функционирования сети связи общего пользования, которая представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи. При учете предложений и упрощении Требований затраты на строительство сетей связи и модернизацию будут снижены, что положительно повлияет на конкурентную среду. |
При внесении соответствующих изменений в указанный НПА приведет к снижению затрат операторов связи на построение сетей телефонной связи и как следствие может положительно повлиять на конкурентную среду. Отмена данного НПА нецелесообразна. |
После внесения изменений, предложенных в настоящем документе, конкурентная среда изменится. |
6. Оцените издержки/упущенную выгоду субъектов предпринимательской деятельности (прямого, административного характера), возникающие при реализации положений нормативного правового акта (оценка может быть представлена в терминах РСБУ). Отдельно укажите временные издержки, которые несут субъекты предпринимательской деятельности как следствие необходимости соблюдения всего комплекса административных процедур, предусмотренных нормативным правовым актом. Какие из указанных издержек Вы считаете избыточными?
А АРОС,ОР |
ДР, СМАРТС |
МТС |
Ростелеком |
Связьинвест |
Мегафон |
Норма п. 23 обсуждаемого НПА о необходимости иметь узел связи сети подвижной радиотелефонной связи в том же субъекте федерации, где расположены подключенные к нему базовые станции, означает фактический запрет использовать один узел связи для нескольких соседних субъектов федерации. Однако ранее сотовые сети развивались последовательно, устанавливая в каждом субъекте свой узел связи по мере роста там коммерческого трафика. Установка узла сотовой связи в минимальной конфигурации обходилась на момент принятия обсуждаемого НПА примерно в 1,5 млн. евро, в настоящее время данные затраты снизились примерно до 1 млн. евро. Расходы на закупку и установку оборудования одной точки присоединения минимальной мощности составляют 1-2 тыс. евро, ежегодные расходы на ее эксплуатацию и размещение 1-2 тыс. евро (различия в расходах связаны с разной ценой аренды места размещения оборудования). Для сетей фиксированной зоновой телефонной связи единовременная оплата организации канала E1 от точки присоединения до своего узла связи в пределах субъекта федерации (расстояние - 50-100 км) - примерно 1 тыс. евро, ежегодная его оплата - примерно 3-15 тыс. евро. Данные цифры увеличиваются пропорционально увеличению количества муниципальных районов субъекта федерации, в котором производится функционирование (п. 16 обсуждаемого НПА). Затраты требуется понести вне зависимости от наличия спроса на присоединение к создаваемой сети в отдельных муниципальных районах. Предполагается возможным обязать операторов обеспечить создание точек присоединения в определенный разумный срок после обращения к ним за присоединением. Для точек присоединения МГМН сетей используется аналогичное оборудование точек присоединения с аналогичными расходами на их размещение. Единовременная оплата организации канала E1 от точки присоединения до своего узла связи в пределах федерального округа (500-1000 км) составляет примерно 1 тыc. евро, ежегодная его оплата при минимальной пропускной способности - примерно 20-30 тыс. евро. Для МГМН данные цифра умножаются на общее количество субъектов федерации в нашей стране - 83 (п. 11 обсуждаемого акта). Данные затраты требуется понести вне зависимости от наличия реального спроса в отдельных субъектах федерации на присоединения к создаваемой сети (стоит отметить, что подобный спрос искусственно стимулируется требованием п. 18 обсуждаемого НПА).
Вышеприведенные оценки показывают, что плата за вынужденно поддерживаемые каналы (зачастую не заполненные) до своих точек присоединения является основной статьей расходов операторов сетей зоновой фиксированной и МГМН телефонной связи. Для МГМН операторов значительной статьей расходов является и плата за дальние каналы большей пропускной способности, соединяющие их узлы в федеральных округах. Операторы предпринимают попытки по минимизации непроизводительных расходов, пропуская свой внутрисетевой трафик не по традиционным для телефонии каналам E1, требующим более высокий уровень расходов, а по каналам VPN, предоставляемым операторами сетей передачи данных в рамках оказания услуг передачи данных. Данная услуга тарифицируется по объему трафика, соответственно происходит многократное сокращение расходов. Однако в ситуации применения данного канала возникают проблемы, связанные с отсутствием явного разрешения на использование подобных новых технологий. |
Избыточен перечень вариантов построения сетей и пропуска трафика между абонентами различных типов сетей связи внутри одного субъекта и недостаточен в пределах всей территории РФ. Документом запрещается использование новых принципов построения сетей на базе концепции NGN, хотя уже большинство операторов использует оборудование NGN. |
Примеры дополнительных издержек - строительство GSM/UMTS: из-за отсутствия возможности применения распределенной архитектуры NGN в каждом регионе пришлось устанавливать мощные управляющие узлы-MSS, хотя по производительности и с учетом надежности достаточно было 2-х на макрорегион - фиксированные местные сети: из-за отсутствия возможности применения распределенной архитектуры в каждом населенном пункте должны устанавливаться управляющие узлы. - создание упомянутых выше промежуточных зоновых сетей, для того чтобы Оператор связи мог пропустить трафик между своими абонентами фиксированных и подвижных услуг связи _. Примеров может быть достаточно много. Неэффективное построение сетей приводит к дополнительным затратам в десятки млн. USD. Затраты на оборудование в настоящее время в 3-4 выше, чем при оптимальном варианте (CAPEX), как следствие - повышенный OPEX (точный расчет не проводился). К примеру, у операторов подвижной связи федерального уровня узлы связи сети подвижной радиотелефонной связи имеются в 83 субъектах РФ, а в некоторых субъектах узлов связи может быть больше одного. Аналогичная ситуация складывается с узлами связи МнМг. Изменение НПА предположительно позволит операторам снизить количество MSS (MSC Server) и HLR (Home Location Register) до 6-8 раз, а число MGW (Multimedia GateWay) - может остаться прежним. Одновременно могут быть снижены расходы на эл/энергию и техобслуживание. |
Оценка зависит (прямо пропорциональна) от масштабов модернизации/строительства сетей операторами связи. |
Применение новых технологий позволяет осуществлять строительство телефонных сетей связи с распределенной архитектурой узлов связи. Оценка затрат зависит от масштабов модернизации/строительства сетей операторами связи, конкретная оценка не проводилась и может быть проведена только для конкретного проекта. |
Дополнительно затраты составят на приобретение оборудования 2 млрд. руб., на обслуживание - 1 млрд. рублей в год. |
7. Оцените, насколько полно и точно в нормативном правовом акте отражены обязанность, ответственность субъектов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемыми ответственными органами исполнительной власти?
А АРОС, ОР |
ДР |
МТС |
Ростелеком |
Связьинвест |
СМАРТС |
Мегафон |
- |
По нашему мнению этот вопрос в правовом акте не отражен. |
Поскольку цель документа иная (регулировать принципы построения), то эти вопросы не отражены. |
Не применимо. |
Указанным НПА не предусмотрена ответственность субъектов государственного регулирования, т.к. цель документа регламентирует только построение телефонной сети связи для операторов связи. |
По нашему мнению - никак. |
Поскольку цель документа иная (регулировать принципы построения), то эти вопросы не отражены. |
8. Предусмотрен ли механизм защиты прав хозяйствующими субъектами и обеспечен ли недискриминационный режим при реализации положений нормативного правового акта?
А АРОС, ОР |
ДР, СМАРТС |
МТС |
Ростелеком |
Связьинвест |
Мегафон |
Обсуждаемый НПА не содержит самостоятельного механизма защиты прав хозяйствующими субъектами. Требования обсуждаемого НПА распространяются на всех операторов телефонной связи, а также создают серьезные барьеры для входа на рынок новых операторов. Высокоразвитые телефонные сети традиционных крупных операторов фиксированной телефонии и сотовой связи удовлетворяли требованиям на момент принятия обсуждаемого НПА, соответственно, если у них и были затраты на соблюдение появившихся новых требований, то их размер оказался минимален. Новые же участники рынка, недавно построившие или только создающие свои сети, стали вынуждены строить их сразу в расширенном варианте, фактически лишившись делать это постепенно. |
Не предусмотрен. |
Недискриминационный режим при реализации положений НПА не обеспечен, прежде всего, для доступа от подвижных сетей к фиксированным абонентам в одном городе (вышеупомянутый зоновый уровень |
Не применимо. |
Не является целью данного документа |
Недискриминационный режим при реализации положений НПА не обеспечен |
9. Какие положения НПА необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности?
Приведите обоснования по каждому указанному положению, дополнительно определив:
- имеется ли смысловое противоречие с целями регулирования или существующей проблемой либо не способствует достижению целей регулирования;
- имеются ли технические ошибки;
- приводит ли к избыточным действиям или, наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- создает ли существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти и иных должностных лиц, либо допускает возможность избирательного применения норм;
- приводит ли к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), либо устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом;
- способствует ли необоснованному изменению расстановки сил в какой-либо отрасли;
- соответствует ли обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо не соответствует существующим международным практикам;
- соответствует ли нормам законодательства?
А АРОС, ОР |
ДР, СМАРТС |
МТС |
Связьинвест, Ростелеком |
Мегафон |
Избыточность требований к использованию спутниковых линий связи: - возможность использовать в сетях подвижной связи только спутники, управляемые с территории РФ (аб. 2 п. 1); - возможность использовать в зоновых сетях не более одного интервала спутниковой линии связи (аб. 3 п. 2). В отраслевом регулировании отсутствуют понятия "техническое отделение" и "программное отделение" (п. 3), а также до сих пор не установлены критерии определения выполнения этих требований. Это делает невозможным подтверждение соответствия и, соответственно, невозможным применение на сети связи общего пользования. Формально операторы не имеют право совместно использовать оборудование узлов связи, например, арендовать часть мощностей. Поскольку им это требуется, и во всех современных узлах связи реализована возможность программного разделения, то отсутствие вышеописанной регламентации весьма коррупциогенно. Избыточны требования по количеству и размещению узлов связи и количеству соединяющих их линий связи (п. 6-п. 10, п. 15, п. 20) на фоне отсутствия регламентации применения современных распределенных узлов связи и технологии пакетной коммутации. Кроме того, эти нормы допускают разные трактовки: - либо как обязательные к выполнению сразу на всей лицензионной территории (сразу во всех субъектах федерации или во всех адм. районах субъекта федерации); - либо как допустимые к исполнению поэтапно, что делает возможным поэтапную же сдачу сети связи в эксплуатацию. Нормы о наличии точек присоединения на лицензионной территории (п. 11, п. 16) избыточны и коррупциогенны, допуская альтернативные трактовки: - либо как обязывающие оператора на момент ввода сети связи в эксплуатацию уже иметь такое оборудование установленным - заранее, независимо от местного спроса на услуги присоединения (что, безусловно, избыточно); - либо как обязывающие оператора иметь возможность развернуть такое оборудование по запросу.
Норма о размещении точек присоединения сети подвижной связи в административном центре субъекта федерации (п. 20.1) допускает трактовку как запрет размещения дополнительных точек присоединения в иных местах, однако операторам необходимо устанавливать узлы своих сетей и в других крупных городах регионов.
Нормы о присоединении новой сети связи к определенным сетям связи на его лицензионной территории (п. 12.1, п. 18, п. 28) допускают альтернативные трактовки: - либо как обязательные к выполнению сразу на всей лицензионной территории (сразу во всех субъектах федерации или во всех административных районах субъекта федерации); - либо как допустимые к исполнению поэтапно, что делает возможным поэтапную же сдачу сети связи в эксплуатацию. - либо как выполнение таких присоединений на день сдачи сети в эксплуатацию (при том, что новые сети появляются постоянно, и нет официальной возможности узнать о состоянии дел на всей лицензионной территории); - либо как выполнение таких присоединений на какую-то фиксированную предыдущую дату.
Не обоснована причина, по которой операторы сетей местной телефонной связи в разных, пусть даже соседних, муниципальных образованиях, не имеют права пропускать трафик между своими сетями напрямую, а обязан делать это через сети зоновой фиксированной связи. Для получения требуемого права нужно построить в своем субъекте федерации сеть фиксированной зоновой телефонной связи. Однако конечная цель - возможность обмена трафиком с соседним оператором - явно не подразумевает подобных затрат.
В п. 31 особо важная для начинающих операторов небольших сетей местной телефонной связи (т.н. альтернативных операторов) возможность замены дорогого присоединения к сети фиксированной зоновой телефонной связи на более дешевое присоединение к другой сети местной телефонной связи в том же муниципальном образовании представляется недостаточной. Не обоснована причина, по которой для операторов местной телефонной связи не предусмотрена возможность выполнить единственное присоединение к сети связи общего пользования через сеть другого оператора местной телефонной связи в соседнем муниципальном образовании, имеющего присоединение к сети фиксированной зоновой телефонной связи. С точки зрения целостности и надежности функционирования сети связи общего пользования нет отличий c разрешенным в п. 31 присоединением к местной сети в том же муниципальном образовании.
В п. 34 обсуждаемого НПА предусмотрено обязательное присоединение к узлу обслуживания вызовов экстренных оперативных служб только непосредственным образом (введено в 2006 г., отменив возможность присоединяться к другой сети связи, уже соединенной с таким узлом). Прямые соединения более надежны транзитных, однако возможность транзитного соединения оставлена для сетей подвижной связи, в сотни раз больших по количеству абонентов (п. 24).
Оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи должен присоединять данную сеть ко всем МГМН сетям (п. 18 рассматриваемого НПА). При этом сами МГМН сети не имеют таких объемных обязательств по присоединению друг к другу. Отсутствуют ответственные лица за информирование оператора сети фиксированной зоновой телефонной связи о появлении в его субъекте федерации точки присоединения нового МГМН оператора, поэтому представляется, что данное требование является избыточным административным барьером.
Отсутствие в документе упоминания о современных технологиях (технология коммутации пакетов, распределенные коммутаторы и др.) создает риск столкнутся с запретом их применения на сети связи общего пользования в составе конкретного технического решения. Неоправданно избыточные требования к построению сетей телефонной связи являются барьером для входа на рынок новых игроков, а в сочетании с отсутствием необходимого для их реализации более детального регламентирования и хроническим отставанием от реалий научно-технического прогресса имеют еще и значительный коррупциогенный потенциал. |
Если уж детализировать все действия операторов связи, то необходимо перечислить все возможные варианты построения сетей связи, их присоединения и пропуска трафика между абонентами всех сетей связи при оказании всех возможных услуг связи или же перечислить основные, разрешив операторам на договорной основе решать вопросы присоединений и пропуска трафика. |
Технические ошибки и несоответствие технологическому развитию, избыточные действия, проведение операций не самым оптимальным способом. Примеры: 6. Транзитные международные узлы связи размещаются не менее чем в двух федеральных округах европейской части и не менее чем в двух федеральных округах азиатской части Российской Федерации. Данное положение приводит к избыточным действиям, т.к. использование УС на новой технологической базе - SoftSwitch позволило бы уменьшить количество узлов, что этим положением не определено. 9. В каждом федеральном округе размещается транзитный междугородный узел связи, связанный линиями связи, не использующими общие линии передачи и физические цепи (далее - независимые линии связи) не менее чем с двумя транзитными международными узлами связи и являющийся смежным с шестью (по одному из каждого федерального округа) транзитными междугородными узлами связи. При этом данные семь транзитных междугородных узлов связи являются смежными. Данное положение приводит к избыточным действиям, т.к. использование УС на новой технологической базе - SoftSwitch позволило бы уменьшить количество узлов, что этим положением не определено. К тому же жесткая привязка к количеству федеральных округов (далее ФО) создает коллизию при изменении количества ФО. 12.1. Сеть связи имеет присоединение ко всем сетям фиксированной зоновой телефонной связи. Данное положение устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом и приводит к избыточным действиям, т.к. не лимитировано количество зоновых сетей. 18. Сеть связи имеет присоединение ко всем сетям междугородной и международной телефонной связи. Данное положение устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом и приводит к избыточным действиям, т.к. вынуждает организовывать новое соединение при наличии другого (существующего) присоединения. 3.2. Требования к построению сетей подвижной связи Данное положение: - ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, т.к. не позволяет использовать передовые технологии в полной мере; - устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом, т.к. требует организации маршрутов трафика неоптимальным способом, создавая дополнительную нагрузку на сеть Мг связи; - способствует необоснованному изменению расстановки сил в отрасли, т.к. ограничивает возможности операторов подвижной связи, нивелируя саму идею подвижной связи; 20. Все размещенные в пределах территории одного субъекта Российской Федерации узлы связи, с которыми не соединены базовые станции и ретрансляторы соответственно систем подвижной радиосвязи или систем подвижной радиотелефонной связи, являются смежными и соединяются со всеми размещенными в пределах территории того же субъекта Российской Федерации узлами связи, с которыми соединены базовые станции и ретрансляторы соответственно систем подвижной радиосвязи или систем подвижной радиотелефонной связи. Данное положение: - ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, т.к. не позволяет использовать передовые технологии в полной мере; - устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом, т.к. требует организации маршрутов трафика неоптимальным способом, создавая дополнительную нагрузку на сеть Мг связи; 23. Базовые станции и ретрансляторы систем подвижной радиосвязи или систем подвижной радиотелефонной связи размещаются в том субъекте Российской Федерации, на территории которого размещается соединенный с ними узел связи. Данное положение: - ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, т.к. не позволяет использовать передовые технологии в полной мере; - устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом, т.к. требует организации маршрутов трафика неоптимальным способом, создавая дополнительную нагрузку на сеть Мг связи; - способствует необоснованному изменению расстановки сил в отрасли, т.к. ограничивает возможности операторов подвижной связи, нивелируя саму идею подвижной связи; 30. Узлы связи размещаются в пределах территории муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, муниципальным районом, городским округом, либо города федерального значения. Данное положение приводит к избыточным действиям, т.к. использование УС на новой технологической базе - SoftSwitch позволило бы уменьшить количество узлов, что этим положением не допускается |
Основным недостатком данного документа является отсутствие возможности при строительстве сетей связи в полном объеме использовать преимущества оборудования с применением технологий коммутации пакетов. Так например пунктами 23 и 30 определено: - Базовые станции и ретрансляторы систем подвижной радиосвязи или систем подвижной радиотелефонной связи размещаются в том субъекте Российской Федерации, на территории которого размещается соединенный с ними узел связи. - Узлы связи размещаются в пределах территории муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, муниципальным районом, городским округом, либо города федерального значения. Данные положения приводят к избыточным затратам операторов связи на модернизацию сетей связи. |
Имеется несоответствие технологическому развитию. |
10. Дайте предложения по каждому из положений, определенных Вами как необоснованно затрудняющих деятельность. По возможности предложите альтернативные способы решения вопроса, определив среди них оптимальный
АРОС, ОР |
ДР, СМАРТС |
МТС |
Ростелеком, Связьинвест |
Мегафон |
Предлагается включить в текст документа недостающих сейчас в регулировании критериев "программного отделения" - имеются простые формулировки, не требующие сложных испытаний для доказательства соответствия. Такое изменение не противоречит принципам сложившегося отраслевого регулирования, никак не связано с проблематикой иерархического построения телефонной сети связи общего пользования, не меняет самой концепции документ, никак не связано с остальным его текстом, не ущемляет ничьих интересов, никого не дискриминирует и может быть выполнено в любой момент. Требуется приведение обсуждаемого НПА в соответствие с уровнем развития технологий в сфере связи, учитывать современные технологии и распространить действие НПА на них. Первоочередным действиями в направлении либерализации отраслевого регулирования в сфере голосовой телефонии, поддержки в ней конкуренции и предотвращении коррупции является отмена пунктов с 1 по 5 "Требований к порядку пропуска трафика...", утв. Приказом Мининформсвязи от 08.08.2005, не несущих никакой регуляторной нагрузки кроме незаконных запретов на пропуск трафика. Оптимальной с точки зрения либерализации регулирования является ситуация, при которой оператор оказывает абонентам единую "услугу телефонной связи", самостоятельно устанавливая необходимые с его точки зрения присоединения и пропуская трафик по своему усмотрению. При этом государство вполне может установить нормативы качества и целостности сети связи общего пользования (процент отказов в ЧНН, предельное значение задержек сигнала в сети, уровень шумов в линии и т.п.) - если достижение требуемых значений не обеспечивается конкуренцией. |
1. Раздел I, п. 3 "Часть средств связи одной сети связи при использовании в качестве узла связи другой сети связи должна быть программно или технически, или физически отделена от одной из указанных сетей связи". По нашему мнению, при наличии сертификата на оборудование для работы в одной сети достаточно провести испытания на возможность организации на его базе двух или более узлов связи (при необходимости - с привлечением аккредитованных в Россвязи Центров и Органов по сертификации) и при положительных результатах испытаний и их согласовании с территориальными Управлениями ФСБ и Роскомнадзора - провести экспертизу проекта (при необходимости) и ввести сети связи в эксплуатацию (зарегистрировать). В связи с вводом института MVNO эта проблема становится еще более актуальной, и другого приемлемого варианта решения, по нашему мнению, не существует: сертифицировать уже установленное и работающее оборудование ни один производитель (или продавец) не будет, а оператор не имеет права этого делать в соответствии п. 2 статьи 41 Закона "О связи" Предложение: Изложить п. 3 раздела 1 в следующей редакции. "Часть средств связи одной сети связи при использовании в качестве узла связи другой сети связи должна быть программно или технически, или физически отделена от одной из указанных сетей связи. При отсутствии технических регламентов и/или требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи к указанному разделению средств связи, допускается использование части средств уже действующей одной сети одной сети в качестве узла связи другой сети при положительных результатах испытаний оборудования по использованию его в составе сетей связи различных операторов связи и по согласованию с территориальными управлениями ФСБ и Роскомназора" 2. Раздел II, п. 12.1. "Сеть связи имеет присоединение ко всем сетям фиксированной зоновой телефонной связи". Раздел III, п. 18. "Сеть связи имеет присоединение ко всем сетям междугородной и международной телефонной связи" Иметь непосредственное соединение всех сетей фиксированной зоновой телефонной связи и сетей междугородной связи представляется экономически необоснованным, по крайней мере на первых этапах развития этих сетей. Поэтому достаточно ввести норму непосредственного или через другого оператора присоединения этих сетей, а конкретную форму операторы определят сами исходя из объема трафика между сетями. Предложения: 2.1. Изложить п. 12.1 раздела II. в следующей редакции: "Сеть связи имеет присоединение ко всем сетям фиксированной зоновой телефонной связи, либо к части сетей фиксированной зоновой телефонной связи, имеющей присоединение ко всем остальным сетям фиксированной зоновой телефонной связи". 2.2. Изложить п. 18 раздела III в следующей редакции: "Сеть связи имеет присоединение ко всем сетям междугородной и международной телефонной связи, либо к части сетей междугородной и международной телефонной связи и к другим сетям сетям фиксированной зоновой телефонной связи, имеющим присоединение к остальным сетям междугородной и международной телефонной связи" 3. Раздел III, п. 19. "Узлы связи размещаются в пределах территории Российской Федерации". В классификации и закона "О связи", и других НПА классификация сетей связи идет либо по территориальному признаку, либо по технологии оказания конкретной услуги, при этом понятие "мультисервисной" сети связи отсутствует как класс, что ставит эти сети, да и всю концепцию NGN вне нормативных рамок. Но проблема корректировки всей нормативной базы для внедрения NGN - дело долгое и трудное (необходима корректировка множества НПА начиная с перечня лицензий и заканчивая правилами оказания услуг). Проблему же эффективного использования современного оборудование NGN уже нельзя больше откладывать, не сняв ограничений на его использование в данных Требованиях. В данном пункте изложено предложение по решению наиболее важной для сетей ПРТС проблемы: снять ограничение на размещение медиашлюзов (MG) в тех субъектах РФ, где не установлен контроллер медиашлюзов (MGC). Вопрос надежности и устойчивости функционирования сетей в этом случае можно решить путем установки не менее двух взаимно резервируемых MGC в разных субъектах РФ. Считаем, что данное предложение можно (может быть и даже нужно) распространить и на сети фиксированной зоновой и междугородной телефонной связи. Предложение: Изложить п. 19 раздела III в следующей редакции: "Узлы связи размещаются в пределах территории Российской Федерации. В сети связи оператора, имеющего сети связи на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в качестве узлов связи разрешается использовать оборудование медиашлюзов (MG) с подключением их к контроллеру медиашлюзов (MGC), размещенному в одном из субъектов Российской Федерации". |
1. Технические ошибки и несоответствие технологическому развитию: строго иерархическое построение и требования к местам размещения узлов связи противоречат техно |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.