Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 6 июня 2012 г. N 03-03-06/4/60
Вопрос: Некоммерческая организация (Грантополучатель), применяющая упрошенную систему налогообложения, имеет договор от 12 февраля 2011 г. с Грантодателем, в предмете договора написано "Грантодатель осуществляет целевое финансирование в виде субсидий за счет расходов бюджета города Москвы осуществляемых с окружного уровня в целях поддержки Грантополучателя по реализации программы ....". В договоре указано, что "Грантополучатель осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием финансовых средств, выделенных Грантополучателю".
Таким образом, вправе ли наша организация признавать в учете средства, полученные по данному договору, средствами целевого финансирования, которые в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включаются?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам налогообложения и сообщается, что согласно пункту 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по проведению экспертизы договоров и оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Доходы, указанные в статье 251 НК РФ, при определении объекта налогообложения не учитываются.
В статье 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевых поступлений, не учитываемыми при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен, соответственно, подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
В целях главы 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
Средства в виде субсидий, предоставленные некоммерческим организациям, грантами в целях главы 25 НК РФ не признаются.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К таким целевым поступлениям согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Положения подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ применяются только в том случае, если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.